Потеряв обоняние, женщина семь лет жила лишь воспоминаниями о том, как пахнут хлеб, вино и новогодняя елка

0:00 — 6 січня 2000 eye 27375

Причиной страданий стало злоупотребление нафтизином, который 44-летняя Нина Васильевна в течение 18 (!) лет ежедневно капала в нос. Специалисты помогли ей вернуть утраченные ощущения

Я встретилась с Ниной Васильевной в школе, где она работает завучем. Женщина достала из сумочки духи.

-- Понюхайте. Ну, как? -- Нина Васильевна пристально смотрит на меня через очки.

-- Легкий цветочный запах.

-- Представьте себе, а я не слышала этого аромата. Когда мне дарили духи, то рассказывали, что напоминает их запах. Уже месяц, как я вернулась к нормальной жизни. Раньше мне постоянно приходилось носить в косметичке нафтизин -- причину всех моих страданий. Без этих капель я и шагу не могла ступить. Теперь же все позади, -- Нина Васильевна стучит по столу, чтобы не сглазить.

Долгие годы женщина отказывалась от операции.

-- Нина Васильевна -- необычная пациентка, -- говорит ведущий научный сотрудник отделения воспалительных заболеваний Киевского НИИ отоларингологии, доктор медицинских наук Юрий Минин. -- Почти полжизни она не дышала носом, и ежедневно пользовалась нафтизином, из-за чего развились серьезные осложнения. Когда она пришла к нам, то практически задыхалась. Главным было вернуть больной способность нормально дышать. Честно говоря, надежда на то, что к ней вернется обоняние, была небольшой. За такой длительный срок применения лекарств -- 18 (!) лет -- воспринимающие запахи рецепторы, расположенные на слизистой носа, могли полностью атрофироваться. То, что сейчас женщина чувствует запахи, можно считать удачей.

Природа не зря наделила человека обонянием, и его отсутствие -- небезопасный дефект. К примеру, еда в таком случае становится безвкусной, пропадает аппетит, что может стать причиной заболеваний органов пищеварения. К тому же, больной рискует съесть несвежие продукты, а это чревато отравлениями. Человек не может услышать опасный запах дыма, газа…

Первое время после операции Нина Васильевна «обнюхивала» квартиру

-- Болезни дыхательной системы в нашей семье передавались по наследству, -- продолжает Нина Васильевна. -- Мой отец и тетя страдали бронхиальной астмой, поэтому в доме всегда были лечебные капли. Когда у меня начиналась простуда, я прекрасно знала, где стоят лекарства, и сама их закапывала. Однажды я сильно простыла и, как обычно, взялась за капли. Насморк прошел, но самостоятельно дышать носом я уже не могла. Так я стала жить на нафтизине. Бывало, что флакончика мне хватало на два--три дня. Со временем у меня развилась бронхиальная астма. Без косметички, в которой носила лекарства, я себя не помню. Перед занятиями закапывала нафтизин, вдыхала сальбутомол и шла в класс. Меня хватало на два урока. Если же забывала лекарства в своем кабинете и, бывало, прямо на уроке начинала задыхаться, ученики бегали за моими каплями.

Состояние постоянно ухудшалось. Вскоре женщина стала замечать, что иногда не чувствует запах, затем и вовсе потеряла обоняние. Так и прожила семь лет.

-- Из-за обычных полипов у Нины Васильевны возник целый букет заболеваний: ларингит, бронхиальная астма, респираторная гипосмия (когда запахи не проникают в обонятельный анализатор), -- рассказывает Юрий Минин. -- Но после удаления полипов носовое дыхание восстановилось и постепенно прошли некоторые сопутствующие заболевания.

-- На пятый день после операции я более-менее свободно вздохнула, -- говорит Нина Васильевна. -- Впервые за последние почти двадцать лет я крепко уснула и проспала до утра. А наутро зашла на кухню и ощутила запах свежего хлеба. С этой минуты я только тем и занималась, что «обнюхивала» квартиру. Достала старые флакончики духов. Знаете, я уже привыкла к тому, что не чувствую запахи, и не очень-то обращала на это внимание. Только теперь понимаю, как была обделена. Это состояние сродни слепоте или глухоте. До операции я пила вино, но его вкуса не чувствовала, ела фрукты, и все они были безвкусными, ездила на море, и не слышала запах морской воды, песка, только знала, как все это должно пахнуть. Теперь я могу отличить «Липтон» от «Майского чая». А хлеб! Каждый сорт имеет свой особый аромат. Ко мне, наконец, вернулся аппетит. Сейчас, сидя в кабинете, я знаю, что у нас готовят в столовой. А когда впервые после операции зашла в школу, то почувствовала себя молоденькой учительницей: запах школы, сотканный из разлитого молока, сока, книжек, детства, навеял мне столько чудесных воспоминаний…

Вот уже месяц в косметичке у Нины Васильевны нет нафтизина -- он ей попросту не нужен. Она признается, что еще не весь мир открыла, но уверена, что он принесет ей новые и вернет забытые радостные ощущения.

Обоняние может пропасть после недолеченной простуды

-- К сожалению, к нам редко кто обращается с жалобами на потерю обоняния. Этому дефекту не придают особого значения, -- говорит Юрий Минин. -- Исключением была 17-летняя Наташа.

-- Все началось с того, что со мной стали происходить странные вещи, -- рассказывает Наташа. -- Как-то я слушала музыку, вдруг раздался хлопок, и все затихло. Я сидела в кресле возле магнитофона. Когда обернулась, увидела, что провод магнитофона плавится, а из розетки валит дым. Но никакого запаха я не слышала.

-- Сразу мы и предположить не могли, что у Наташи пропало обоняние, -- говорит Ирина, мама девушки. -- Последний год у нее постоянно были проблемы с носом, развился гайморит. Несколько раз она лежала в больнице, ей делали проколы. После очередного курса лечения мы стали замечать, что она не чувствует запахи. Несколько раз я приходила домой, и чувствовала запах подгоревшей еды. Разогревая обед, Наташа забывала о нем, и не слышала, что еда горит. Меня это очень беспокоило. Не хотелось, чтобы дочка была лишена удовольствия ощущать аромат цветов, духов…

Уже через две недели лечения к Наташе вернулось обоняние. Первым запахом, который она услышала, был аромат хризантем, подаренных мамой.

-- Из-за хронического насморка и гайморита у Наташи изменились клетки, ответственные за восприятие запахов, что и привело к эссенциальной гипосмии, -- продолжает Юрий Викторович. -- Мы назначили противоотечные и противовоспалительные капли, мази, ингаляции. Но и в таком случае, чтобы вернуть обоняние, лечение требуется сразу, как только появились нарушения. Если бы больная обратилась за помощью через год, то лечение бы вряд ли помогло.

Потеря обоняния возникает чаще всего осенью и зимой как осложнение после ОРЗ, ОРВИ, гриппа и других воспалительных процессов в полости носа. Поэтому сейчас будьте особенно внимательны: если после болезни и восстановления носового дыхания обоняние не вернулось, обратитесь к врачу.

Тем, у кого часто бывает насморк, не следует длительное время пользоваться сосудосуживающими каплями -- они высушивают слизистую и вызывают необратимые изменения в обонятельных клетках.

Поскольку дети не всегда могут разобраться в своих ощущениях, после болезни проведите тест: если ребенок ощущает запах валерьяны или хозяйственного мыла, значит, с обонянием у него все в порядке. Кстати, сильные пахучие вещества, к примеру, нашатырный спирт, слышны даже при отсутствии обоняния благодаря тройничному нерву.