Політика

Владимир семиноженко: наша экономика сегодня нуждается не в национальном романтизме, а в политике национального прагматизма

0:00 — 12 січня 2000 eye 278

Формирование нового правительства, пожалуй, отбросило на второй план все последние события политической жизни Украины. Как известно, премьер Виктор Ющенко пообещал до конца этой недели назвать последних обладателей министерских портфелей. Пока же вакантными остаются кресла нескольких министров и заместителя премьера. Над вопросом, кто еще станет счастливым обладателем пропуска в правительство, ломают голову и наблюдатели, и журналисты. «ФАКТЫ» поинтересовались мнением по этому поводу народного депутата Украины, председателя парламентского Комитета по вопросам науки и образования Владимира Семиноженко, который занимал пост вице-премьер-министра в предыдущем правительстве.

Главный вопрос не в персоналиях, а в том, какую политику будет реализовывать Кабмин

-- Владимир Петрович, на выборах 1999 года вы активно поддерживали действующего Президента, хотя занимали пост в правительстве…

-- Да, я не делаю тайны из того, что удостоверение доверенного лица Президента под N 1 принадлежало именно мне. Но после того, как в начале августа, в самый ответственный момент предвыборной кампании Леонид Кучма предложил мне возглавить социально-гуманитарный блок в правительстве, я по закону уже не имел права непосредственно участвовать в избирательной кампании. Однако если учесть, что отношение избирателей к действующему Президенту во многом зависит от эффективной работы Кабмина, особенно в социальной сфере, в проблеме реформирования здравоохранения, то моя работа в наиболее «горячий» избирательный период была просто иной формой поддержки главы государства.

-- И какое же влияние оказывал возглавляемый вами социально-гуманитарный блок правительства на позицию избирателей?

-- Я фактически отвечал за социальную политику и сферы, наиболее зависимые от бюджета: образование, здравоохранение, науку и технологии, культуру и т. д. По сути, это традиционно наиболее «протестные» сферы. Поэтому поддержка Президента на выборах более чем 55 процентов избирателей, на мой взгляд, свидетельствует среди прочего о правильном выборе подходов в социально-гуманитарном комплексе.

-- Чем, по вашему мнению, обусловлен такой успех?

-- Над программой Президента не довлели сиюминутные, тактические интересы избирательной кампании. В результате обществу был предложен стратегически выверенный, взаимосвязанный комплекс реформ, направленный на качественное развитие социально-гуманитарной сферы страны. Будучи вице-премьером, я отстаивал свою позицию, что гуманитарный комплекс, вложения в человеческий капитал являются решающим фактором развития государства в новом тысячелетии. Старые, во многом еще архаично-советские подходы с одной стороны, и позиции «наивного национал-романтизма» с другой в этой сфере превратились в главный сдерживающий фактор дальнейшего развития.

В избирательной программе Президента была учтена моя точка зрения по поводу необходимости комплексной, структурно-идеологической реформы науки, образования, медицины, пенсионного обеспечения.

-- В связи с этим, как вы относитесь к тому, что не вошли в состав Кабинета, задачей которого является реализация избирательной программы Президента?

-- Как к рабочему моменту. Хотя я и чувствую свою ответственность за реализацию предложенных социально-гуманитарных сфер, но с точки зрения общепринятых политических норм, моя отставка не является экстраординарным событием. В конечном счете, главный вопрос не в персоналиях, а в том, какую политику будет реализовывать Кабмин. И я хотел бы пожелать новому правительству успешной работы в интересах всего общества, в том числе и в той сфере, за которую я отвечал в правительстве.

Стране сегодня необходимы дальновидная политика и эффективные инструменты развития

-- Как вы прокомментируете процесс формирования нового правительства Виктором Ющенко. Действительно ли это команда единомышленников, профессионалов?

-- Относительно единомышленников, то об этом можно будет судить лишь после того, как новый Кабмин представит программу своей деятельности и начнет ее реализовывать. А что касается профессионализма, то реальные результаты деятельности правительства уже в ближайшие 1--2 месяца расставят свои оценки в этом вопросе.

-- Владимир Петрович, вы обладаете уникальным сочетанием правительственного, законодательного и политического опыта. Исходя из структуры Кабинета и уже сделанных персональных назначений, какие потенциальные угрозы для деятельности нового правительства, прежде всего в социально-гуманитарном комплексе, вы могли бы назвать?

-- Я в большей степени «технарь», политический технолог и при анализе ситуации обращаю внимание прежде всего не на декларацию о намерениях, а на наличие эффективных технологий и инструментов их реализации. Поэтому прогнозировать угрозы и риски в работе правительства без анализа программы сложно. Это своего рода, если использовать терминологию военных летчиков Второй мировой, «работа на упреждение». Хотя об определенных моментах можно говорить уже сегодня.

Я поддерживаю идею патриотизма, как основы правительственной политики. Однако, по моему убеждению, он не должен стать ретроспективным проектом и сводиться исключительно к своей, так сказать, этнографической составляющей. Патриотизм XXI века -- это идеология успеха, инноваций и перспективы, способная вывести Украину в авангард общемирового развития.

Наша экономика сегодня нуждается не в национальном романтизме, а в политике национального прагматизма, основанного на реальных стратегических интересах Украины в стремительно меняющемся мире.

В этом смысле меня удивил тот факт, что в своем парламентском выступлении Виктор Андреевич не уделил внимания науке как определяющему ресурсу национального развития, а ведь научно-инновационная сфера, это, безусловно, один из главных стержней социально-гуманитарного комплекса государства. Даже принимая во внимание ограниченность временных рамок такого выступления, нельзя не отметить, что его жанр в обязательном порядке подразумевает хотя бы упоминание основных приоритетов деятельности премьер-министра и его Кабинета.

Существует некоторая опасность того, что социально-гуманитарная проблематика в деятельности нового Кабмина может превратиться в остаточный, функционально изолированный фрагмент административно-управленческих действий, своего рода лишь фасадом. Поэтому подобный сценарий деятельности Кабинета был бы стратегически близоруким. Современное экономическое развитие -- это тесное переплетение информационных и материально-технических, интеллектуальных и индустриальных, финансовых и гуманитарных факторов.

Не ставя под сомнение необходимость монетарной составляющей государственной экономической политики и выполнения обязательств перед международными финансовыми институтами, необходимо все-таки осознавать, что в реальном возрождении Украины научно-техническая и инновационная политика играет одну из основных ролей. Монетаристские стратегии -- это в большей степени инструмент достижения денежного равновесия, причем безотносительно к состоянию реальной экономики. Страна же сегодня нуждается, прежде всего, в стратегически дальновидной политике и эффективных инструментах развития.


«Facty i kommentarii «. 12 января 2000. Политика