Сегодня в парламенте начнется схватка за бюджет-2000. Тот факт, что обсуждение это будет весьма непростым, вряд ли кто-то поставит под сомнение. Очень уж постарался на сей счет Кабмин во главе с Виктором Ющенко, да и парламентский бюджетный комитет руку приложил.
Депутаты, еще до Нового года рассмотрев и несколько видоизменив финансовый документ, подготовленный командой Валерия Пустовойтенко, занимались, по сути, Сизифовым трудом. Ведь к этому варианту госбюджета им уже никогда не прикоснуться, ибо премьер Виктор Ющенко за несколько праздничных дней подготовил новый проект главного финансового документа. Причем настолько разительно отличающийся от первого, что без длительного и тщательного его изучения и глубокого анализа парламентариям ну никак не обойтись. Вот только временем-то депутаты как раз и не располагают. А некоторые народные избранники лишены еще и желания.
Во-первых, до зимних парламентских каникул осталось всего несколько дней. А во-вторых, то профильный бюджетный парламентский комитет в данный момент с упоением занимается внутренними разборками, а потому уделить должное внимание анализу проекта госбюджета на нынешний год просто не представляется возможным. Впрочем, главных парламентских оппонентов правительства в части теории государственного финансирования понять нетрудно. Неожиданно освободившееся кресло главы бюджетного комитета Верховной Рады в связи с назначением Юлии Тимошенко в правительство -- слишком лакомый для народных избранников кусочек. Вот его-то дележом в разгар так называемого бюджетного процесса и занялись некогда дружные помощники г-жи Тимошенко депутаты Турчинов и Кузнецов. Выяснить, кто в комитете главней, пока так и не удалось, но труд Виктора Ющенко из-за этих разборок остался без должного внимания. А внимания он все же стоит.
Хотя бы по той простой причине, что составлен проект бюджета на основе ныне действующего налогового законодательства, которое подлежит реформированию в первую очередь. Об этом не раз заявлял и Президент, и сам премьер-министр. Более того, после внесения в Верховную Рады своего проекта госбюджета Виктор Ющенко отозвал из парламента более двух сотен законопроектов, в том числе касающихся и системы налогообложения. Кстати, некоторые усовершенствованные законопроекты на эту же тему уже дожидаются своего часа в Верховной Раде. В таком случае, как же быть с главным финансовым документом? Если он вдруг и будет принят на прежней налоговой базе (что может случиться лишь при самом необыкновенном стечении обстоятельств), то реализовать его будет крайне затруднительно. Ведь, скорее всего, законодательная налоговая база претерпит существенные изменения. Но над этим придется ломать голову уже народным депутатам, а не правительству. Как говорится, Мавр, то есть Кабмин, сделал свое дело -- предложил проект финансового документа, поэтому Мавр может и передохнуть. Вслед за принятием бюджета депутаты могут попытаться отправить спикера в отставку
Впрочем, вряд ли народные депутаты позволят правительству это сделать. Стоит им хотя бы бегло ознакомиться с финансовым документом, как сразу станет понятно, что Кабмин, по сути, предлагает нанести по местным бюджетам несокрушимый удар и полностью лишить их права распоряжаться своими финансовыми потоками. Более того, если ситуация будет развиваться по предложенной правительством схеме и Верховная Рада утвердит проект госбюджета, то практически все области и регионы автоматически станут дотационными и перейдут на ручное управление.
Не стоит однако сбрасывать со счетов и вероятность того, что правительство таки сумеет убедить Верховную Раду в правильности своих действий. Если такое случится, то прогнозы относительно сроков принятия бюджета на нынешний год могут и сбыться. Как известно, последние догадки по этому поводу ограничиваются ближайшими двумя неделями, ибо депутаты все же хотят уйти на каникулы со свободной от бюджетных страданий душой.
Однако руководству парламента в лице спикера Александра Ткаченко на отдыхе вряд ли удастся отвлечься от законодательных проблем. В кулуарах Верховной Рады упорно поговаривают, что уже практически готовы все необходимые для отзыва руководства парламента документы. И для спикера эти разговоры (пока разговоры) куда более опасны, чем, скажем, информация о регистрации инициативных групп по проведению референдума или о сборе более чем трех миллионов подписей в поддержку сего мероприятия. Не зря же в народе говорят, что своя рубашка ближе к телу. И если парламент, дружно взявшись за руки, еще может продемонстрировать свою солидарность и не дать избирателям «референдумной» возможности проявить к себе недоверие, то класть голову за спикера станут, видимо, лишь депутаты, разделяющие его идеологическую позицию, то бишь левые. А посему не исключено, что сразу за «бюджетным» голосованием последует голосование на предмет доверия спикеру. Вопрос главенства Александра Ткаченко в парламенте станет второй серьезной проверкой на существование в Верховной Раде ситуативного большинства.