Слово «коррупция» так часто упоминается средствами массовой информации, что даже «Толковый словарь русского языка» относит его к «книжной» лексике. В нем, в частности, коррупция определяется как «подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей». А вот в «Большом толковом словаре иностранных слов» наряду с примерно такой же трактовкой этого термина приводится еще одно его значение: «Разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей». Иначе говоря, если в первом случае речь идет о преступных действиях лишь отдельных лиц, то во втором -- о социальном явлении, разрушительном для общества в целом.
Слова «коррупция», «мафия» прочно вошли в наш лексикон вместе с последним десятилетием уходящего века. Многие связывают эти явления с перестройкой. Возможно, потому, что только в конце восьмидесятых появилась возможность в открытую говорить о коррумпированности в высших эшелонах коммунистической власти. Однако с уходом КПСС с политического Олимпа разговоров на эту тему отнюдь не поубавилось. Среди прочего, еще и потому, что алчность не зависит от богатства, цивилизованности страны или от укоренившегося в обществе уважения к законам. В декабре 1999 года был обнародован отчет международной организации «Транспэренси интернэшнл» об уровне коррумпированности государств мира.
Эта некоммерческая, непартийная организация занимается борьбой с коррупцией на государственном уровне. Основанная в 1993 году, сейчас она располагает 77 филиалами в различных странах, общественные, деловые и правительственные круги которых решили бороться с этим злом. Секретариат этой влиятельной международной организации находится в Берлине.
С непосредственным участием «Транспэренси интернэшнл» недавно была разработана и частично внедрена Антикоррупционная конвенция Организации экономического развития и сотрудничества. На данный момент ее уже ратифицировали восемнадцать стран. Одним из основополагающих постулатов соглашения является утверждение, что подкуп иностранных чиновников -- это преступление. Возможно, это звучит не слишком впечатляюще: кто же, мол, не знает, что взятка является правонарушением? Но прежде, чем идти в крестовый поход против коррупции, необходимо не только захотеть ее искоренить, но и четко понять, как она выглядит. Последним как раз и занимается «Транспэренси интернэшнл».
Довольно точно оценить уровень коррумпированности той или иной страны позволяет методика, разработанная этим международным учреждением. Оказалось, что компании многих лидирующих мировых экспортеров для заключения выгодных сделок в качестве «последнего довода королей» используют подкуп партнеров.
Из проэкзаменованных на этот счет 19 стран -- гигантов в области экспорта продукции практически никто не выдержал испытания. То есть взяточничеством грешат практически все. Для наглядности «Транспэренси интернэшнл» ввела в обиход такое понятие, как индекс источников подкупа, который и демонстрирует заинтересованным органам уровень коррумпированности. Чтобы выгодно разместить свой товар за рубежом, Китай, например, значительную часть своей прибыли расходует на презенты своим импортерам. А вот Швеции, по сравнению с Китаем, практически не приходится проталкивать свой товар за рубежом с помощью взяток. Согласно методике «Транспэренси интернэшнл», индекс источников подкупа представляет собой десятибалльную шкалу, в которой «10» соответствует стране-экспортеру, свободной от коррупции. Правда, таких в мире не нашлось. Судите сами:
1 Швеция 8,3
2 Австралия 8,1
3 Канада 8,1
4 Австрия 7,8
5 Швейцария 7,7
6 Нидерланды 7,4
7 Великобритания 7,2
8 Бельгия 6,8
9 Германия 6,2
10 США 6,2
11 Сингапур 5,7
12 Испания 5,3
13 Франция 5,2
12 Япония 5,1
15 Малайзия 3,9
16 Италия 3,7
17 Тайвань 3,5
18 Южная Корея 3,4
19 Китай 3,1
Правда, неизвестно, повлиял ли на этот рейтинг скандал, разгоревшийся в конце прошлого года в Европейском Союзе. Как известно, тогда в коррупции были уличены министры финансов ряда европейских стран.
Организация «Транспэренси интернэшнл» провела исследования на предмет честной конкуренции на международном рынке и среди стран с развивающейся экономикой. Около семисот руководителей крупных фирм и корпораций, юридических компаний и торговых палат признались, что при заключении сделок без взяток практически никогда не обходится. В итоге экзамен на склонность платить взятки за рубежом все сдали по шкале индекса источников подкупа на «удовлетворительно», а в представлении простого обывателя эта оценка ассоциируется с огромными масштабами коррумпированности чиновников. В этой области в каждом регионе свои лидеры:
Европа: Россия, Венгрия, Польша
Азия: Индия, Индонезия, Таиланд, Филиппины, Южная Корея
Латинская Америка: Аргентина, Бразилия, Колумбия
Африка: Марокко, Нигерия, ЮАР
Однако, данные исследования, проведенного по заказу «Транспэренси интернэшнл» службой Гэллапа, являются только одной стороной медали. То есть в нем речь идет о странах, которые платят взятки на международном уровне. С некоторой натяжкой можно даже сказать, что таким неблаговидным способом они пекутся о престиже государства. Как, например, в скандале вокруг Международного олимпийского комитета. Все началось с того, что один из старейших членов исполкома МОК Марк Ходлер заявил журналистам, что около 10 процентов членов МОК поддаются подкупу. Но это было бы еще полбеды. По его словам, внутри структуры МОК действует группа, которая обещает городам, претендующим на проведение Олимпийских игр, некий «пакет» услуг на сумму от 500 тысяч до одного миллиона долларов. В случае победы в споре кандидатов городские власти должны уплатить агентам еще от 3 до 5 миллионов долларов. После этого в американском городе Солт-Лейк Сити, претендующем на проведение зимней Олимпиады-2002, многие городские чиновники навсегда потеряли свои посты, хотя и боролись, в общем-то, за престиж города
Вторая же сторона исследуемой проблемы куда более впечатляюща. Речь идет о масштабах коррупции внутри страны, то есть о госслужащих, которые злоупотребляют своим служебным положением во имя личного обогащения. Представляя на суд заинтересованных органов, а также руководителей государств список чиновников, наиболее подверженных коррупции, автор разработки -- доктор наук Геттингенского университета Иоганн Граф Ламбсдорфф -- сразу предупредил, что ошибок в нем быть не может. При его составлении использовались методы, которые исключают неправильную оценку положения в отдельных странах. Такой вердикт вряд ли кому-то придется по душе. Понимая, какое разочарование может постигнуть некоторых политиков и, конечно же, граждан, профессор предупредил, что индекс коррумпированности может не отражать уже предпринятые попытки борьбы с коррупцией.
При оценке по все той же десятибалльной системе Россия в этом году получила 2,4 балла и поделила с Эквадором 82 место. По мнению российского политика Константина Борового, коррупция и криминализация превратились в составной элемент российской власти, без которого она не может существовать. Так, если правительство не заплатит парламенту, он не одобрит бюджет и, например, важные налоговые законы. Если крупные компании, к примеру нефтяные или газовые, перестанут платить правительству, они могут исчезнуть. Эта схема своеобразного шантажа работает на уровне государства, региона, города, на уровне отрасли и даже на уровне отдельной налоговой инспекции и малого предприятия. Самое опасное, по мнению г-на Борового, то, что такая схема эффективна и всех устраивает. Форма расчета может быть различной: наличные рубли или доллары, дешевые кредиты, привилегии, поддержка чиновников во время избирательной кампании и т. д.
Константин Боровой считает, что и российская внешняя политика во многом основана на шантаже, цель которого -- получение финансовой помощи извне. Например, до лета 1999 года в России проводились беспрецедентные антизападные пропагандистские кампании. В официальных заявлениях министр иностранных дел Игорь Иванов даже называл руководство США военными преступниками. И в то же самое время премьер-министр Евгений Примаков вел активные переговоры о выделении МВФ кредитов для России. Американское правительство не протестовало. В результате этой ошибочной стратегии создалась парадоксальная ситуация во взаимоотношениях между США и Россией. Даже гуманитарная продовольственная помощь, которую начали оказывать россиянам в сентябре 1998 года, стала предметом системной коррупции и криминализации власти.
Мнение г-на Борового подтверждает и отстраненный от должности генпрокурор России Юрий Скуратов. Недавно в газете «Лос-Анджелес Таймс» он заявил, что 780 нынешних и бывших высокопоставленных должностных лиц находятся под следствием. Среди них -- двое бывших вице-премьеров, министры и чиновники Центробанка и Министерства финансов.
Интересно, что эти утверждения были опубликованы одновременно с расследованием силовых структур Запада по делу об отмывании денег и появлением сведений о коррупции в российском правительстве и Кремле. В том числе информации о том, что Нью-йоркский банк якобы отмыл деньги российской мафии, а дочери президента Бориса Ельцина будто бы получили 1 миллион долларов от швейцарской фирмы «Мабетэкс». Юрий Скуратов подозревает, что некоторые высшие российские должностные лица использовали внутреннюю информацию, чтобы обменять ценные бумаги на деньги как раз перед августовским финансовым кризисом в России и перевели средства в иностранные банки, включая банки США. Из упомянутых 780 должностных лиц, которые платили взятки за должности в правительстве, Скуратов назвал только бывшего вице-премьера Валерия Серова и бывшего министра иностранных дел Андрея Козырева. Серов никак не прокомментировал эти обвинения, а Козырев обвинения отверг.
По «продажности» Россию опережают некоторые братья по бывшему СССР: Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Азербайджан. В «Транспэренси интернэшнл» считается, что показатели ниже 3 баллов свидетельствуют о чрезвычайной коррумпированности страны. Государства, составляющие вторую треть списка и получившие от 3 до 5 баллов, оцениваются как имеющие в целом «очень большую проблему» с коррупцией. Как и в прошлом году, самый лестный абсолютный показатель -- 10 баллов, свидетельствующий об отсутствии коррупции в стране, получила Дания.
1 Камерун 1,5
2 Нигерия 1,6
3 Индонезия 1,7
4 Азербайджан 1,7
5 Узбекистан 1,6
6 Гондурас 1,8
7 Танзания 1,9
8 Югославия 2,0
9 Парагвай 2,0
10 Пакистан 2,2
11 Кыргызстан 2,2
12 Казахстан 2,3
13 Грузия 2,3
14 Албания 2,3
15 Россия 2,4
16 Армения 2,5
17 Боливия 2,5
18 Венесуэла 2,6
19 Молдова 2,6
20 Кения 2,0
21 Украина 2,6
22 Хорватия 2,7
23 Индия 2,9
24 Колумбия 2,9
25 Аргентина 3,0
26 Никарагуа 3,1
27 Таиланд 3,2
28 Румыния 3,3
29 Македония 3,3
29 Египет 3,3
30 Болгария 3,3
31 Мексика 3,4
32 Латвия 3,4
33 Китай 3,4
34 Белоруссия 3,4
35 Турция 3,6
36 Словакия 3,7
37 Южная Корея 3,8
38 Литва 3,8
39 Ямайка 3,8
40 Бразилия 4,1
41 Польша 4,2
42 Монголия 4,3
43 Иордания 4,4
44 Чехия 4,6
45 Италия 4,7
46 Греция 4,9
47 Венгрия 5,2
48 Бельгия 5,3
49 Тайвань 5,6
50 Эстония 5,7
51 Словения 6,0
52 Япония 6,0
53 Испания 6,6
54 Франция 6,6
55 Португалия 6,7
56 Израиль 6,8
57 Чили 6,9
58 США 7,5
59 Австрия 7,6
60 Ирландия 7,7
61 Гонконг 7,7
62 Германия 8,0
63 Англия 8,6
64 Австралия 8,7
65 Швейцария 8,9
66 Норвегия 8,9
67 Исландия 9,2
68 Канада 9,2
69 Швеция 9,4
70 Финляндия 9,8
71 Дания 10
* Из списка ста стран выбраны те, что чаще всего упоминаются в СМИ
По данным, приведенным в таблице, видно, что в списке «лидируют» развивающиеся страны. Среди ключевых факторов, определяющих коррумпированность того или иного общества, «Транспэренси интернэшнл» назвала материальную и служебную уязвимость госчиновников и низкий уровень оплаты их труда.
Тем не менее, по словам руководителя организации Петера Айгена, индекс «Транспэренси интернэшнл» отражает не уровень коррумпированности общества как таковой, а лишь его восприятие мировой общественностью и деловыми кругами. Поэтому международные эксперты считают, что не стоит переоценивать приведенные данные при принятии практических решений: при определении кредитного рейтинга или, скажем, при определении инвестиционной и кредитной политики в отношении какой-либо страны. Для «Транспэренси интернэшнл» важно, прежде всего, поддерживать внимание к проблеме коррупции, отслеживать динамику изменения этого глобального явления и указывать наиболее эффективные способы борьбы с ним.
Но выбор вариантов решения любой проблемы зависит, в основном, от того, насколько глубоко понята суть самой проблемы. Сильнодействующими жаропонижающими средствами можно сбить самую высокую температуру и на этом успокоиться. Больному же при таком «лечении» через некоторое время станет гораздо хуже, так как не устранена первопричина недомогания -- например, серьезное внутреннее воспаление.
У нас пока к решению проблемы коррупции применяют примерно такой же метод: пытаются бороться с внешними симптомами с помощью ударных средств. Конечно, слава Богу, не такими радикальными, как в свое время в Туркменистане, где по приказу президента Сапармурата Ниязова в одночасье арестовали и казнили всех уголовных авторитетов. Это перепугало не только преступников. Вместе с ними затаилась вся страна, шокированная сценами расстрелов, транслировавшихся по ТВ. Разумеется, у нас такой эксперимент не пройдет. Но обществу нужны результаты -- прежде всего, по известным всей стране уголовным делам. Иначе люди перестанут верить государству, взявшему на себя смелость назваться правовым. Не стоит забывать и о том, что российские словари довольно мягко толкуют понятие коррупции. Английское слово corruption имеет гораздо больше значений: искажение, порча, гниение, развращенность, моральное разложение
«Facty i kommentarii «. 28 января 2000. Политика