Культура та мистецтво

На похоронах сергея иванова жена льва перфилова сказала: «готовьтесь, скоро будем провожать леву… »

0:00 — 28 січня 2000 eye 9292

До последнего дня жена Льва Перфилова Вера пыталась найти спонсоров, чтобы купить мужу очень дорогой препарат. Лев Алексеевич уже давно страдал заболеванием легких, которое периодически обострялось. Так случилось и на этот раз. Перфилова положили в больницу и на первых порах сумели найти деньги на дорогое лекарство. Один укол стоил 100 гривен. А таких уколов в день Льву Алексеевичу надо было делать пять. То есть 500 гривен в день. Откуда у украинского артиста такие деньги? Помогли. Поддержали. В реанимации Перфилову после уколов стало лучше. Вера повеселела и сказала друзьям, что Лев Алексеевич стал подниматься с кровати и даже шутить. Температура, последнюю неделю доходившая до 40 градусов, нормализовалась. А потом… Потом она упала до 35 градусов, он опять почувствовал себя плохо и уже не вставал.

«Мы воровали продукты на базарах»

Говорят, на похоронах актера Сергея Иванова Веру было не узнать. Она почернела от горя. Подошла к друзьям и тихо сказала: «Надо готовиться. Через неделю-две будем Леву провожать. Так врачи сказали… » Это было 17 января. В ночь с 23 на 24 января, в половине третьего умер Лев Перфилов. Это было ровно через неделю после похорон Иванова. Судьба…

Что ни говори, жизнь у Льва Перфилова была удивительная. Особенно ее первая половина. Хотя, большая любовь, как подарок судьбы, пришлась на последние годы. Молодая красавица Вера стала для него смыслом жизни, другом, поддержкой, опорой и самой большой удачей. Но это потом…

Лев Перфилов в шутку любил называть себя «ребенком войны». Хотя какие уж тут шутки. Его мама была торговым работником, отец -- военным. Он погиб в 41-м.

Далее мы приводим отрывки из интервью Льва Перфилова нашему корреспонденту.

«Я хорошо помню голод, холод, разруху, эвакуацию. Мне было 8 лет, мы жили в Коломне, под Москвой. Было очень голодно, мы объединялись в маленькие банды и воровали продукты на вокзалах, базарах. А я был отвлекающим. Выходил, скажем, на базар и начинал плакать, искать маму. Удивительная вещь -- во время войны люди были очень отзывчивыми. Все сразу начинали подходить ко мне, сочувствовать. А в это время мои друзья воровали».

Почему ему так запомнилось то время? Лев Алексеевич полагал, что именно те детские обманы и были началом его лицедейства. Поэтому когда у него спрашивали, почему он вдруг подался в актеры, Перфилов без стеснения рассказывал о своем «боевом» детстве. А еще о том, что в школе он обожал всех копировать, и лучше всего у него получалась Чита из популярного тогда фильма «Тарзан». С тех пор его иначе как Левчик-артист не называли.

«Сыграть романтического героя? С моей-то физиономией?»

Несмотря на все разговоры, что Перфилов был актером вторых ролей, это был ВЕЛИКИЙ актер. А его профессионализму многие могли просто позавидовать. Хотя был в жизни Льва Алексеевича момент, когда он чуть не стал моряком. Его уговорили поступать в мореходку во Владивостоке, но он вовремя одумался и рванул в Москву.

«Я приехал в столицу с желанием поступить в первый попавшийся театральный институт. Мы с мамой шли мимо Малого театра, и я подал документы в Щукинское училище. Сходу прошел все туры. Закончил курс великолепного педагога Марии Кнебель».

Лев Перфилов мечтал о театре, но снимался в кино. Его приглашали в БДТ, Малый театр и Театр имени Леси Украинки. Но надо было кормить семью, а в театре по сравнению с кино платили мало. К тому же, у Льва Алексеевича уже подрастали две дочери-близняшки. Сначала он работал в Театре киноактера при «Мосфильме», а когда его расформировали, предложили выбирать -- «Ленфильм» или Киностудия имени А. Довженко в Киеве. Перфилов выбрал последнее. К тому времени в Киеве жила его мама. Правда, говорят, такой обиды киностудия «Ленфильм» не могла снести и после этого никогда не приглашала актера сниматься. Обиделись. Но и без того Лев Перфилов был нарасхват, а себя он называл «киношником с головы до ног». Сначала к нему привязалась кличка Кашкет, потом -- Бандит, и наконец -- Шесть на девять. Последняя -- после блестящий роли фотографа-криминалиста Гриши Ушинина в фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Говорят, во время премьерного показа этой картины в течение пяти дней в стране не было совершенно ни одного крупного преступления. А чуть позже Льву Перфилову было присвоено звание отличника милиции.

-- Говорят, у вас есть секрет, как сделать роль запоминающейся.

-- Все очень просто -- кого бы ты ни играл, надо оставаться таким, какой ты в жизни. Если ты злой, тебе никогда не сыграть доброго. А если добрый, то сыграешь любого.

-- Не обижало, что чаще вам предлагали эпизодические роли?

-- Роли второго плана. Меня всегда брали как бы в противовес главному герою. Ведь чем сильнее враг, тем интереснее сам герой, ему есть с кем бороться.

-- И никогда не хотелось сыграть романтического героя?

-- С моей-то физиономией? Конечно, хотелось, но ярлык есть ярлык, и с лицом ничего не поделаешь. Заставьте Тихонова выругаться на экране -- у всех будет шок. А я могу -- и никто не воспримет это как нечто неожиданное.

У Льва Алексеевича было потрясающее чувство юмора. Может, за это его любили женщины? Они от него были просто в восторге! Перфилов был трижды женат, у него шестеро детей и восемь внуков. Все его жены были гораздо моложе его, но он почему-то полагал, что повезло ему только в последнем браке. Пятнадцать лет он жил с Верой душа в душу. Она была всегда рядом со Львом Алексеевичем, не оставляя его ни на минуту. Чтобы ему не тяжело было подниматься по ступенькам (а в то время болезнь легких уже давала о себе знать), вход в квартиру Перфилова на первом этаже сделали прямо с улицы.

На третий этаж Дома кино Лев Перфилов поднимался 40 минут

Вспоминает актриса, президент Гильдии киноактеров Украины Нина Ильина: «Вдруг мы заметили, что Лева повсюду стал появляться с молодой, красивой женщиной. Потом представил друзьям Веру. Она не имела никакого отношения к кино. Лева боготворил ее. А она полностью посвятила себя Перфилову. Лева последние годы очень плохо себя чувствовал. У него могла вдруг ни с того ни с сего подняться температура. Он кашлял, задыхался. Вера всегда была рядом, вытаскивала его из болезни, откармливала.

Перфилов всю жизнь болел. Ему никак не могли поставить точный диагноз. То говорили -- туберкулез, то еще что-то. Последние года четыре он уже был очень плох. Помню, приехали в Киев подбирать актеров для фильма А. Германа «Трудно быть Богом» и попросили пригласить Перфилова. 40 минут он поднимался на третий этаж Дома кино.

Два-три года подряд Лева ездил в Бердянск. Там ему становилось лучше. Он даже стал делать на местном телевидении какую-то программу. А в 1998 году, там же, в Бердянске, организовал актерский фестиваль «Бригантина». Но уже в прошлом году так и не смог прийти на фестиваль «Стожары». Ему было уже очень плохо».

Вспоминает актер Николай Олялин: «Лева был моим большим другом. И, конечно, в двух словах о нем не расскажешь. Вот поправлюсь и напишу о нем большую статью. Ведь мы-то дружили 40 лет! Одно могу сказать: это был ВЕЛИКИЙ артист».

Вспоминает председатель Союза кинематографистов Михаил Беликов: «Я познакомился со Львом Алексеевичем на съемках фильма «Стежки-дорожки». Тогда я только приехал в Киев, и это был мой первый фильм. Там снимались замечательные актеры -- Борисов, Яковченко, Криницына, Перфилов. Кстати, мы во время съемок жили вместе со Львом Алексеевичем. Это было летом 1963 года, в селе Селище под Винницей. Безумно красивое место! Хоть у Левы и была небольшая роль, но по актерскому мастерству он не уступал главным героям. Тогда опыта у меня еще было маловато, и Лев Перфилов взял надо мной шефство. Опекал, следил, учитывая мою неопытность. Я ему очень за это благодарен.

Жили мы в хозяйской хате. Просыпались утром, пили молоко, хозяйка нам завтрак готовила и -- на съемки. А в свободное время Лева любил читать, мне кажется, он даже записывал что-то. Помню, еще он прекрасно играл на аккордеоне. Местные красавицы заслушивались. А что? Ведь все мы молоды были, всякое случалось…

Мне кажется, Лева был актером данелиевского плана, очень характерный. И до конца, конечно, его дар не был использован. Конечно, он переживал, но скрывал это. Какой-то запас нереализованных возможностей. Это всегда чувствовалось. »

Вспоминает актриса Наталья Наум: «В Театре киноактера мы с Левой играли в спектакле «Судный день». Человек он был с удивительный, с юмором, никогда не унывал. Так и запомнился он мне со своим вечным спутником -- термосом с чаем. Чай вкусный, ароматный, любил им угощать. Он себя часто неважно чувствовал, говорил, что термос ему очень помогает. Помню, полгода назад мы сидели с ним в знаменитой беседке в саду Киностудии имени А. Довженко. За нами должна была приехать машина. Лева стал вспоминать свое детство, юность. Говорил о России. Даже вспомнил, что был секретарем комсомольской организации. Правда, где, уже не помню. Годы, годы… »

Актриса Маргарита Криницина: «Мы мечтали с Левой сыграть в спектакле на двоих. Как не встретимся, спрашиваем друг друга: «Ну, когда?» Да куда там -- болезни, проблемы… А познакомилась я с Левой на съемках фильма «Гори, моя звезда» в 1959 году. Роли у нас были небольшие, и нас сдружило то, что мы оба учились в Москве. Знаете, общие знакомые, воспоминания. И жили в гостинице рядом. Помню, поначалу я даже сердилась на него за то, что он будил меня каждое утро, играя на аккордеоне. Но на Леву нельзя было долго сердиться. Это просто невозможно, он производил на женщин потрясающее впечатление. Почему? А Бог его знает. Дар такой. Очень уж Лева был обаятельный. И все время шутил. Говорил: «Ты мне молодость мою напоминаешь». И Риткой меня называл, а я его -- Левчиком… »

Уже перестав сниматься в большом кино, совсем оставшись без денег, Лев Перфилов пришел на «ТЕТ» и предложил делать программу. Попробовали -- получилось. Называлась она «Кинозабавы». Льву Алексеевичу очень нравилось работать на телевидении. Во-первых, какая-никакая зарплата, во-вторых -- общение. Он чувствовал себя нужным, интересным.

«Сидеть дома и смотреть телевизор, понимая, что ты уже стар и никому не нужен, я не могу. А так приходишь на студию, работаешь, что-то выдумываешь, разговариваешь со зрителями. Ведь живешь-то их же жизнью… Всегда хочется надеяться на лучшее, хотя часто выходит, что это лучшее -- ты сам, и надеяться приходится только на себя… »

Потом на «ТЕТе» начались какие-то проблемы, банальная история с финансированием. В общем, программа прекратила свое существование. Тогда Лев Алексеевич полностью погрузился в работу Гильдии киноактеров, войдя в ее правление и став постоянным участником и организатором встреч со зрителями и фестиваля «Стожары». Но последние четыре года ему все сложнее и сложнее удавалось куда-то выбираться. Он все чаще попадал в больницу, и если бы не постоянная опека Веры… Как знать.

Вместо эпилога

Чуть-чуть не дожил Лев Алексеевич до присвоения ему звания народного артиста Украины. Документы уже были подготовлены и ждали своего часа. Михаил Беликов все время подгонял: «Ну давайте скорее оформлять». Не успели.

-- 0 чем вы мечтаете?

-- Хочу, чтобы на киностудии Довженко снимались фильмы, хочу в них играть, хочу, чтобы в кинотеатрах шли новые картины. В общем, не хочется сдаваться…