Події

Николай мозговой: «да мне плевать, борис георгиевич, что я вам не нравлюсь»

0:00 — 7 липня 2000 eye 1557

Открытое письмо известного композитора, организатор фестиваля «Море друзей» Николая Мозгового известному режиссеру-постановщику Борису Шарварко

В 25 номере газеты «Бульвар» было опубликовано интервью с Борисом Георгиевичем Шарварко -- народным артистом Украины, постановщиком и режиссером множества фестивалей, массовых мероприятий и шоу. Борис Георгиевич весьма нелестно отозвался о некоторых молодых украинских исполнителях, а также -- о ветеранах сцены, в частности, о народном артисте Украины Николае Мозговом. Конфликт двух мэтров был продолжен открытым письмом Николая Мозгового Борису Шарварко, опубликованном в номере 27 газеты «Бульвар». Правда, нам кажется, что оно выходит за рамки простых разборок между двумя знаменитостями, а имеет значение для всей культурной жизни Украины. Ниже приводим открытое письмо, что называется, без купюр. Выводы делайте сами.

«Хочу положить на его положительность»

Я внимательно прочитал интервью в 25-м номере «Бульвара», где Борис Георгиевич красочно изложил свою позицию. Я полюбовался его фотографией, где господин Шарварко изображен таким вроде бы добрым, таким как бы положительным. И теперь хочу, извините за прямоту, положить на его положительность: кое-что уточнить, в чем-то даже возразить…

Все-таки, хотя и окрестили придворные льстецы минувшие полвека «эпохой Шарварко», на эту эпоху и я пахал. Причем много-много лет. Борис Георгиевич написал, что он в этом деле 50 лет, так вот я 30 из них провел рядом. И в «Укрконцерте» работал с момента его прихода туда. Что он делал до того, в своих городах и весях, не в курсе, а всю его киевскую деятельность знаю, и не с чужих слов.

Как справедливо отмечено во врезе к интервью, «Борис Шарварко -- это батальоны, знамена, конницы… Борис Шарварко -- это нескончаемый гопак, хоровод… Борис Шарварко -- это лучшие в мире оперные голоса, гениальные музыканты, романсы» и так далее. Правда, когда читаешь такой панегирик, невольно начинаешь думать, что все перечисленное написал, сыграл, спел и сплясал один человек. Эдакий титан, который и держит на своих плечах все украинское искусство. Позвольте мне, рискуя навлечь его недовольство, не согласиться.

В своем недавнем интервью любимому «Бульвару» я робко заметил, что Борис Георгиевич к музыке не имеет никакого отношения. Теперь я хочу так же робко спросить: а какое отношение господин Шарварко имеет к режиссуре?

Заранее предвижу обвинения в кощунстве, в посягательстве на святое, которые обрушатся на мою голову. Вот и журналистка Ольга Кунгурцева, представляя читателям своего героя, сочувственно замечает: мол, «из года в год все больнее и больнее обижают этого гениального режиссера. Выливают на него поток грязи и всевозможной критики». А вы, Борис Георгиевич, задумывались, почему это случилось? Неужели вы во всем и безоговорочно правы, а я, посмевший усомниться, нет? Такой-сякой Мозговой, столько лет был с вами в дружбе, а теперь, после того как ударился в автокатастрофе, как вы намекаете, головой, начал лишнее говорить, вас принародно чернить. Но ведь, как следует из цитаты, я не одинок в этом занятии. Может быть, все остальные тоже ударились головой? Или все же есть за что вас критиковать?

Взять хотя бы ваши рассуждения о Госпремии имени Тараса Шевченко. Ну как можно с таким бесстыдством говорить о великом человеке, о главной премии страны? Может быть, Ольга Кунгурцева и не хотела вас обидеть (журналистка вас, видимо, уважает), когда спросила: «Борис Георгиевич, никогда не задумывались, почему вам не дают премии, в чем причина?». Вы же по простоте душевной купились на ее вопрос и цинично ответили: мол, дело в том, что «в этом году меня сосватали без моего ведома». А до того сватали с вашего? Вы в интервью утверждаете, что пятый раз вас выдвигали (ну очень скромная цифра, где-то раз восемь только я помню. Впрочем, Бог с ним, не будем мелочиться: пятый так пятый). Так вот, четыре раза вы выдвигали себя сознательно. А ныне сокрушаетесь: вот кабы Министерство культуры договорилось (вдумайтесь в этот цинизм!), обсудило вашу кандидатуру с комитетом по присуждению премии, то есть оказало на него давление, вы бы награду, наверное, получили.

Есть один выход. Нужно сменить состав «нехорошего» комитета. Обратиться к Президенту с просьбой и убрать оттуда ваших недоброжелателей: Дзюбу, Яворивського, Винграновского, Жулинского, Ступку -- все строптивое большинство, а оставить меньшинство, которое за вас. И тогда вы получите Госпремию, не так ли, Борис Георгиевич?

А поскольку вы пока этого не сделали, приходится посыпать голову пеплом: да как же так! Как могут люди, которые ничего, как вы даете понять, не понимают в концертной деятельности, о вас судить? А я, Борис Георгиевич, понимаю? Надеюсь, вы этого не станете отрицать? Тогда позволю себе порассуждать.

«Свалил все в кучу -- и порядок!»

Борис Георгиевич, вы, видимо, тоже упали. Поскольку не может человек, находящийся в здравом уме и при трезвой памяти, о себе такое говорить. Вы утверждаете: «Я не эстрадный режиссер, всю жизнь ставлю классику, фольклор. А эстраду на свои концерты приглашаю постольку-поскольку». Ах, не лукавьте! Если вы и впрямь всю жизнь положили на классику и фольклор, рассекретьте название спектаклей и имя авторов пьес, укажите адрес театра, где вы когда-либо что-либо поставили. А еще -- наберитесь смелости, сделайте ксерокопию своего диплома, где написано, что вы действительно классический режиссер, и опубликуйте в «Бульваре». Или слабо?

Вместо того, чтобы воспользоваться этим простым и доступным рецептом, вы набиваете себе цену страшилками про КГБ, против которого выступали единым фронтом с «врагами народа». Но ни Нина Матвиенко, ни Евгения Мирошниченко таковыми никогда не были, что бы вы ни говорили. Это все чушь, которую нельзя приклеить ни к какой спине! О том, что на самом деле происходило с Ниной, пусть лучше расскажет Авдиевский. И наша оперная прима Евгения Семеновна не даст соврать -- никто ее не чернил, она всегда была глубоко уважаема. Это подтвердят вам люди, которые были тогда при власти -- многие из них еще живы. Зачем же так беззастенчиво тянуть одеяло на себя: дескать, вокруг были сплошь великие мира сего -- тут и Фидель Кастро, и Политбюро, а вы, отважный, на свой страх и риск судьбоносные вопросы решали. Вас гложет мысль: как это вас не посадили? А меня интересует: за что вас сажать? За то, что умеете отлично приспосабливаться? Да Господи!

В одном я с вами согласен полностью: вы не эстрадный режиссер. Тому доказательство -- ваши безвкусные концерты. Я всегда поражался: где это вы научились так ловко стряпать все эти «компоты», «солянки» и так называемые гала-бала-концерты. А потом (это после того, как я упал и разбился) вспомнил. Работая с вами в «Укрконцерте», я был там многолетним и многосозывным членом партбюро. И однажды, когда разбиралось ваше персональное дело, мне по долгу партийному пришлось заглянуть в ваше личное дело. Так вот, первая запись о трудовой деятельности Шарварко гласит: «Специалист по засолке огурцов». Отсюда, похоже, и произросла ваша шарлатанская режиссура, ваше стремление сваливать все в кучу -- и порядок!

Но если вы не эстрадный режиссер, то по какому праву каждый год делаете такие эстрадные действа, как «Пiсенний вернiсаж»? Ну ежели это не ваше, не надо портить! Глядишь, не придется тогда, как унтер-офицерской вдове, самому себе порку устраивать.

«Меня винят в том, что никому не даю развернуться в ДК «Украина», что захламляю лучшую сцену страны». Это класс! Такого самоуничижения я от вас, Борис Георгиевич, не ожидал. «Что касается направленности моих постановок, -- пишете вы, -- то нынче в них по сравнению с годами Советской власти заметно снизилась доля национального искусства». Браво, Борис Георгиевич! Лучше и не скажешь.

Только о каком национальном искусстве речь, если вы всю свою жизнь -- конъюнктурщик? При коммунистическом строе вы служили ему, а сейчас хаете. Да так усердно, будто не получали от того режима всевозможные материальные блага, неоднократно -- многокомнатные квартиры и так далее, далее, далее…

«Борис Георгиевич, не будьте жлобом!»

И ладно бы, вы позволили себе неблагодарность лишь по отношению к взрастившей вас идеологии, режиму. Увы, так же вы отбрасываете -- за ненужностью! -- живых людей. Неужто, дожив до седин, вы не знаете, что неприлично сор из избы выносить? Зачем вы походя «макнули» Ваню Поповича и Юру Богатикова? Они столько лет верой и правдой вам служили. Теперь, когда оба всеми уважаемые маэстро в преклонном возрасте, вы вдруг нам живописуете их былые и, в общем-то, простительные для творческих личностей прегрешения. Даже если и водился за ними такой грех в молодости, то непостоянно. А вот вы, Борис Георгиевич, постоянный и непоколебимый. Как сами о себе говорите, непотопляемый.

Кто же спорит? Вы действительно непотопляемый. Тому пример -- ваши поездки на «Славянский базар». Из года в год вы тратите государственные деньги, вы просто их прожигаете. Ответьте: по какому праву? Кто вам позволил? Куда смотрят министр культуры, все наше руководство? Ну зачем всякий раз надо отсылать в Белоруссию по 300 человек? Только для того, чтобы заполнить сцену в Витебске этими людьми. Но сябры нас знают как облупленных -- им пыль в глаза не пустишь. Да и что толку от этой толпы, если не дает она никакого представления об Украине и ее искусстве?

Побеждать надо, как известно, не числом, а умением. Я в вашем эссе, Борис Георгиевич, насчитал всего 13 номеров, которые вы намерены показать на «Славянском базаре в Витебске-2000». А везете вы туда, насколько я знаю, 370 человек. И это в то время, когда в библиотеках и национальных творческих коллективах нечем платить зарплату!

Кстати, где-то вы денег не считаете. А на гонорарах артистам норовите сэкономить. Это я по поводу моей кровиночки Александра Пономарева. После того как он стал лауреатом конкурса имени Ивасюка, получил Гран-при, вы действительно начали его приглашать. Но -- на шару. А ведь знаете, что на шару теперь и «тато маму не цiлує». Поэтому вспомните знаменитую фразу покойного Соловьяненко: «У гроба карманов нет». Не будьте жлобом, Борис Георгиевич, платите артистам -- и они будут у вас работать. А если не хотите или не можете принять новые рыночные реалии, уступите место другим.

Впрочем, и в старых плановых условиях вы, судя по всему, не блистали. Разве не об этом свидетельствуют описанные вами на страницах «Бульвара» ляпсусы с Поповичем, Богатиковым… Не говоря уж об упоительном рассказе о Щербицком, который 10 минут ожидал начала концерта, пока вы выпихивали к оркестру какого-то левого дирижера. Видать, слабенькая была у вас команда. Да и режиссура никуда, если вы вытолкали меня петь на стадион за народного артиста Советского Союза Кондратюка. Все это только подтверждает -- хреновый вы режиссер. А еще премию отхватить хотите.

Кстати, из-за чего, вы говорите, возник наш затяжной конфликт? Не скрою, мне приятно, что, отвечая на этот вопрос корреспондента, вы вспомнили, как я протянул вам руку в тяжелейшее время. Бальзам для моего сердца и то,что, по вашим словам, все до единой мои песни звучали в ваших концертах. От себя же добавлю, что в то время эстрадой, которую вы особо не жалуете, закрывались все ваши концерты. И именно на спинах таких артистов и композиторов, как Мозговой, вы регулярно выезжали. В этом же ряду Яремчук, Попович, Зинкевич, наша звезда Ротару, которая пела во всех правительственных концертах.

Однажды, во время съезда партии, примадонна заболела. Вы помните, Борис Георгиевич, с какой температурой Мозговой пришел и пел -- «вживую», с оркестром! -- «Край, мiй рiдний край» в финале? И как весь зал встал… Надеюсь, вы не забыли другое: за это Мозговой в те годы ни хрена не получил -- ни званий, ни квартир. Но тот режим и то время, в отличие от вас, не поливаю. Я говорил и говорю: это была моя молодость, мой взлет, поэтому… И вам не советую зарабатывать капитал нечистоплотным способом.

Теперь о причине нашего затяжного конфликта. По вашей версии, дело в том, что я выгляжу как-то не так. Не притворяйтесь наивным, Борис Георгиевич: вы прекрасно знаете, почему три года Мозговой не появляется в правительственных концертах. Это -- эхо моей прямоты и откровенности в нашумевшем некогда интервью «Бульвару». Я опрометчиво задел наш шоу-бизнес за больное место -- и поплатился. А что касается формы, то для певца это -- его вокал, для композитора -- его песни. Не понимаю, какие претензии в связи с этим могут быть ко мне.

Но вы меня, Борис Георгиевич, оскорбили в своем интервью. Вы сказали, будто я прошусь к вам в концерты. А на вас осерчал, потому что вы мне ответили: «Лучше на себя в зеркало посмотри!» Ложь это! Ни-ког-да я не просился к вам -- это первое. А второе -- мне плевать на то, что я вам не нравлюсь, потому как спать с вами не собираюсь. Я абсолютно нормально себя чувствую как мужчина. И внешность моя не только мне приятна, но и многим-многим-многим женщинам. А с вами, извините…

И последнее, насчет моего падения во время автомобильной аварии. Обычно за такие оскорбления дают по морде. Но вам, Борис Георгиевич, уже за 70, поэтому я вас просто пожалею. Да и узнал я недавно, что вы тоже упали -- у себя на даче, с лестницы. Может, это и стало причиной вашей не шибко удачной статьи?


«Facty i kommentarii «. 07-Июль-2000. Человек и общество.