В карете «скорой помощи» кричала от боли годовалая девочка -- она перевернула на себя кастрюлю с кипящим компотом. Водитель, включив сирену и мигалку, хотел побыстрее отвезти ребенка в Ожоговый центр. Очередной перекресток: через несколько секунд желтый свет на светофоре должен смениться зеленым. «Скорая» не остановилась -- и врезалась в бок «Рено», выехавшего справа. Через неделю после ДТП водитель «скорой» покончил с собой.
-- Независимо от того, виновен водитель «скорой» в происшествии или нет, расходы по восстановлению машин несет наше предприятие, -- размышляет над случившимся начальник отдела безопасности движения «Киевмедавтотранса» Борис Майзенберг. -- Самое страшное, что грозило бы водителю -- лишение месячной заработной платы. Николай Сергеевич как человек высокопорядочный, конечно, переживал из-за аварии. Считал, что в ДТП не было его вины, ведь он действовал, руководствуясь стремлением спасти жизнь ребенку, и надеялся, что расследование это подтвердит. В ГАИ посчитали, что в происшествии виновны оба водителя: «Рено» должен был пропустить «скорую» с включенными спецсигналами, а наш сотрудник, прежде чем отступать от правил, должен был убедится в безопасности других участников движения. Но неужели это могло так вывести из себя водителя с 30-летним стажем, хорошего семьянина, отца, деда?
По словам родных, Николай Сергеевич в тот трагический день разговаривал во дворе с двумя неизвестными мужчинами.
-- Я после работы на минуту забежала домой. В квартире было накурено, хотя отец никогда в доме не курил, -- вспоминает дочь Татьяна. -- Он был очень расстроен. Я не успела поговорить с ним, вышла в магазин за хлебом, а когда вернулась, увидела его в петле вынутого из брюк ремня
Люди, знавшие Николая Сергеевича, находят только одно объяснение случившемуся: к нему приходили требовать деньги на ремонт «Рено». Что может заплатить водитель «скорой», у которого зарплата всего 200 гривен? Единственная ценность -- квартира. Чтобы не оставить без жилья семью, он посчитал, что самоубийство должника -- лучший выход из ситуации
Теперь Татьяне вспоминается сон, который она видела накануне случившегося: будто у нее выпал здоровый зуб, и было много крови. Тогда подумала, что-то с бабушкой случится -- она хворает. Но вот как все обернулось.
-- Не представляю, чтобы Николай такое мог сделать, -- говорит врач подстанции, на протяжении нескольких лет ездившая с Николаем Сергеевичем. -- Он был жизнелюб. Когда приходилось выезжать на суициды, всегда поражался, как может человек сводить счеты с жизнью.
Водитель «Рено» объяснил, что о смерти водителя «скорой» узнал, лишь когда тот не явился в ГАИ за решением.
-- Ремонт машины обойдется мне в 27 700 гривен, результаты экспертизы я отослал в «Киевмедавтотранс», а к водителю «скорой» у меня не было претензий, -- говорит он.
Однако сотрудники «Киевмедавтотранса» знают другие случаи:
-- К одному из наших после аварии приходили ребята с угрозами, требовали, чтобы тот немедленно выложил деньги на ремонт их машины, -- рассказывает один из водителей. -- Но он, к счастью, дождался, пока предприятие за него выплатило долг. К другому вечером после аварии пришли и заставили переписать заявление, что он ехал на красный сигнал светофора вместо зеленого, иначе обещали выкрасть ребенка.
Водители «скорой» на выезде оказываются меж двух огней: с одной стороны, надо как можно быстрее доставить пациента в больницу, с другой -- даже с мигалкой дорогу уступать не спешат.
-- У медиков «скорой» есть термин «золотое время», который означает: минута на вызов бригады, семь -- на дорогу, две -- чтобы начать оказывать помощь, еще 10--15 минут на доставку пациента в больницу, -- говорит главный врач Киевской станции скорой помощи Анатолий Вершигора. -- Уложиться в эти сроки зачастую невозможно: дороги перегружены транспортом, другие водители не уступают дорогу. Поразительно: люди не хотят задержаться на минуту в пути, когда кому-то эта минута может стоить жизни!
-- На сирену и мигалку реагируют разве что водители троллейбусов, автобусов, служебных машин да таксисты, -- с горечью отмечают сотрудники «Киевмедавтотранса». -- Частники же, тем более на иномарках, игнорируют нас.
Вот и получается, что ежегодно «скорые» как минимум десять раз попадают в ДТП, и в госавтоинспекции практически всегда обвиняют их водителей: не позаботились о безопасности других участников движения.
-- После случившегося с Николаем Сергеевичем мы объяснили нашим сотрудникам: что бы ни произошло, мы за каждого заступимся, -- говорит Борис Майзенберг.
«ФАКТЫ» не раз писали о том, как бригады врачей нарываются на пьяных и буйных «клиентов». Недавно 41-летний водитель «скорой» попал в больницу с сотрясением мозга: его «наказал» владелец «мерседеса» за то, что тот загородил ему проезд, ожидая, пока врачи вынесут больного. Совсем свежий случай: со «скорой», ехавшей на вызов, сотрудники ГАИ сняли номера за то, что у водителя нет разрешения на спецсигналы. (По постановлению Кабинета Министров, сирена и маячок на «скорых» устанавливаются без документального разрешения. ) В итоге машина простаивает, четыре бригады сидят без работы.
После смерти Николая Сергеевича две женщины и ребенок остались одни, без опоры, без кормильца. Чистые, добрые глаза смотрят на родных с портрета, обрамленного черной лентой