Події

За мешок мумие, продающегося в городах на вес золота, жители алтайских гор просят… Пару кроссовок или пачку патронов

0:00 — 11 липня 2000 eye 1017

Заготовитель целебной смолы, которая пахнет медом, уверяет, что она является продуктом жизнедеятельности… горных мышей

Легендарное мумие (похожее на смолу целебное вещество, которое в относительно небольших количествах находят в районах высокогорья) до сих пор до конца так и не изучено. Не удивительно, что при, казалось бы, всеобщем признании лечебных свойств «горных слез» официальная медицина, скажем, в бывшем Союзе, не отнесла их к разрешенным лекарствам. Среди ученых нет единой точки зрения на происхождение этого вещества. Тем не менее мумие активно используется. Пожалуй, доками в этом деле можно считать жителей Алтайских гор, где практически в каждом селении есть знахари, сохранившие древние навыки обработки и использования мумие. Александр Зенин, житель Усть-Каменогорска (Казахстан), одиннадцать лет занимается заготовками «смолы» и он многое может рассказать о мумие.

Чтобы образовался большой кусок мумие, нужно несколько десятков лет

-- Человеку пришлому отыскать значительное количество мумие ныне практически невозможно. Поиски этого вещества превратились в настоящий бум, и в относительно доступных местах все уже найдено, -- рассказывает Александр Зенин. -- Ближайшие места, где можно отыскать много мумие, находятся километрах в пятистах от крупных населенных пунктов. К тому же, нужно знать характерные места, где есть шанс на удачу. Искать следует в горах, состоящих из определенной разновидности гранита. Мумие может находиться у входов в гнезда горных мышей. По виду эти грызуны примерно такие, как обычные полевки, но скачут по камням, словно козы. Горные мыши селятся в щелях между глыбами камней, а у входа сооружают похожий на плотину барьер. Для его строительства они используют ветки и камешки, а соединяют их специфическими выделениями. Вот из них-то с течением лет и получается мумие. В условиях высокогорья -- недостаток кислорода, повышенное ультрафиолетовое излучение, резкие колебания температуры -- органические вещества, в том числе и те, из которых состоит мумие, долго сохраняются, мумифицируются. Из научной литературы знаю, что самому древнему из исследованных кусков мумие около 15 тысяч лет.

Мышиные барьеры растут медленно. И тем, от которых можно отломить внушительный кусок мумие, не один десяток лет. Ведь мыши живут в одном и том же гнезде из поколения в поколение. А самый большой мышиный барьер, который я видел, был высотой сорок сантиметров и длиной в метр. Геологи рассказывали, что им попадался девятиметровый барьер, имевший высоту полметра. По цвету барьеры напоминают темно-коричневую смолу и блестят на солнце.

Но иногда мыши сооружают барьеры внутри гнезда -- в узкой щели, порой в нескольких метрах от входа. Добыть мумие в таком случае сложно. Представляете, как обидно: явственно ощущаешь запах мумие (он напоминает медовый), а дотянуться не получается!

«Рыбные места» алтайцы не выдают

Самые удачливые добытчики мумие -- местные жители (в каждом селении есть знахари, которые лечат с его помощью многие болезни). Если с ними договориться, то они обязательно принесут тебе внушительный кусок. Причем денег не берут -- где их в глуши отоваришь? А вот за пару кроссовок, сапог, патроны, дробь или одежду выполнят твой заказ. Алтаец садится на лошадь и примерно через сутки возвращается с мешком, в котором один-два куска мумие килограммов по 5--10 каждый. Однажды 20-килограммовый шмат принесли. Но как бы ты ни упрашивал, что бы ни сулил, никто из них не выдаст «рыбные места».

-- Мумие потребляют вместе с камешками и ветками?

-- Это вещество хорошо растворяется в воде, поэтому его легко отделить. Заготовители так и поступают. Из раствора затем недели за три испаряется вода. Очищенное мумие хорошенько высушивают и упаковывают. Но есть проблема: в растворе начинаются процессы брожения, и очищенный продукт может быть хуже по качеству. Алтайцы это знают и либо глотают мумие в «сыром» виде -- вместе с камешками, либо пьют раствор сразу после его приготовления. Некоторые зарубежные фирмы также предпочитают не обрабатывать мумие -- его перемалывают в порошок и предлагают заглатывать в капсулах, либо небольшие кусочки вещества покрывают пищевой оболочкой. В Киеве живет мой давний знакомый, ученый Борис Корниенко. Он много лет прожил в Алтайских горах, изучал мумие и придумал технологию очистки его с полным сохранением целебных свойств.

В природе можно отыскать мумие без камней и веток, но такие куски крайне редки. Они образуются под зависшими глыбами камня, если выше находится гнездо горных мышей. Вода вымывает мумие из мышиных барьеров, и внизу за большой промежуток времени может вырасти здоровенная «капля». Но, как правило, вымытое мумие оседает на поверхности скал тончайшим слоем. Оно буквально срастается с камнем, и соскоблить его невозможно.

-- Почему вы стали заниматься мумие?

-- Помог случай. В 1984 году я служил заместителем начальника речного порта в Усть-Каменогорске. Тогда к нам на работу устроился один геолог. Однажды у меня разболелся зуб, и он предложил мумие -- мол, поможет. И действительно, боль прошла. С его помощью я вылечил и ангину. От этого геолога я многое узнал о мумие. А в годы перестройки решил попытать счастья в его поисках.

-- Как отличить настоящее мумие от суррогатного?

-- Это непросто даже профессионалам, имеющим лабораторное оборудование. По этой причине пять лет назад в Казахстане ввели запрет на продажу мумие. Тем не менее, оно имеет ряд весьма характерных свойств: мумие пластично и при комнатной температуре принимает любые формы, его можно растягивать, как жевательную резинку. Липучесть и пластичность сохраняются при температуре до минус двадцати градусов. Если его немного подержать в руках, оставляет коричневые следы. При растворении в воде концентрируется в нижней части сосуда, но после взбалтывания получается стойкий однородный раствор, по цвету напоминающий крепко заваренный чай. Если в него добавить разбавленную щелочь, цвет остается без изменений. Раствор мумие имеет горький привкус и ощутимый запах -- «букет», в котором можно одновременно уловить ароматы меда, шоколада и битума.