Своими воспоминаниями с «ФАКТАМИ» поделилась бывшая разыгрывающая киевского «Спартака» Зинаида Турчина, удостоенная недавно титула гандболистки столетия
Нашу встречу трижды олимпийская чемпионка, двукратная чемпионка мира, 13-кратная обладательница Кубка европейских чемпионов, многократная чемпионка СССР по гандболу Зинаида Турчина мягко попросила перенести на более поздний срок -- когда она вернется из Парижа.
О том, что бывшая разыгрывающая киевского «Спартака» Зинаида Турчина, защищавшая красно-белые цвета клуба на протяжении 30 лет, признана гандболисткой столетия, позже сообщили мировые информационные агентства. Но, возвратившись из Парижа, нынешний президент гандбольного клуба «Спартак»--Киев свое слово сдержала и первое интервью в «звездном» ранге дала «ФАКТАМ».
Зинаида Михайловна встретила нас в офисе в безукоризненно сидящем костюме. Белые брюки свободного покроя выгодно подчеркивали ее рост (никак не ниже фотомодели), а бело-черным блузоном оттенялся легкий загар. Отложной воротничок украшала изящная вышивка. «Наверное, наряд из Парижа», -- подумалось мне. Оказалось, вовсе нет. В Париже для покупок и времени-то не было: прибыли поздним вечером 16 июня, субботний день 17 июня полностью заняла церемония коронации, а отлет -- ранним воскресным утром 18 июня.
Из достоверных источников мне было известно, что перед отъездом во Францию Зинаида Михайловна посещала киевского портного. Грех было не воспользоваться своей осведомленностью.
-- Какой ваш излюбленный стиль одежды и где вы приобретаете наряды чаще всего?
-- Ежедневную одежду всегда выбираю в спортивном стиле и чаще всего «пiдтримую вiтчизняного виробника». Правда, из-за моего роста иногда бывают проблемы. А вот нарядные вещи очень редко, но стараюсь шить у классного столичного мастера, который в свое время работал в Доме моделей и обшивал многих знаменитостей. Да и сейчас, несмотря на возраст, шьет он идеально.
-- А как вы «выкручивались» во времена всеобщего дефицита, чтобы выглядеть «звездой»?
-- В те времена по инициативе главного тренера «Спартака» Игоря Турчина для спортсменок устраивали выездное обслуживание, доступное очень немногим. Мы ездили за покупками на торговую базу на Куреневке, где можно было выбрать очень качественные вещи производства Англии, Франции, Австрии И к французской косметике мы были приучены еще в те годы.
-- Давайте продолжим парижскую тему. Где же проходила коронация королевы гандбола?
-- Решение об этом приняли Международная и Европейская федерации этого вида спорта. За их счет и была организована моя поездка. Как раз 17 июня в парижском Дворце спорта проходили полуфинал и финал Открытого кубка Франции. В перерыве между играми президент Международной федерации гандбола Эрвин Ланц вышел на площадку, перечислил все мои регалии и огласил решение о присвоении титула гандболистки столетия. Лучи прожекторов выхватили меня из темноты, а в это время на двух огромных экранах демонстрировались кадры побед киевского «Спартака» и сборной СССР. 15 тысяч зрителей так аплодировали, как это умеют делать только французы! И вообще за границей любят радоваться даже чужим успехам. На церемонию был приглашен и шведский спортсмен Магнус Висландер, названный лучшим гандболистом столетия.
Встреча в Борисполе была скромной, поскольку ни Спорткомитет, ни Федерация гандбола Украины не знали о признании меня лучшей гандболисткой столетия. Меня поздравили дети, друзья, мэр Киева Александр Омельченко, Управление по физической культуре и спорту Киева и, конечно же, одноклубницы. Да еще вы пришли с цветами -- спасибо большое за внимание!
-- Скажите, пожалуйста, у гандболисток «Спартака» есть какие-нибудь свои, командные, традиции?
-- Раньше по субботам мы обязательно собирались с девчонками в сауне или спортзале. Сейчас, правда, из-за занятости встречаемся реже. Девчонки -- это мы между собой, а для остальных представляю: Галина Захарова -- директор Благотворительного фонда содействия развитию гандбола имени Игоря Турчина, Татьяна Макарец-Кочергина -- заведующая кафедрой физвоспитания Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, Мария Маршуба-Литошенко -- старший преподаватель кафедры физвоспитания Академии автотранспорта Украины, капитан команды Людмила Бобрусь-Парадник -- тренер Спортивной школы олимпийского резерва N 2 (в которой работал Игорь Турчин) и ведет группы 13--15-летних девочек. В этой же школе работает завучем моя дочь Наташа.
-- Вы ведь тоже пришли в спортивную школу в 13 лет? Расскажите об этом.
-- Я родилась в Киеве на Евбазе (для непосвященных -- Еврейский базар находился в районе нынешней площади Победы), на улице Декабристов -- была такая улочка за магазином молодоженов «Юность» (сейчас на месте нашего дома остановка скоростного трамвая). В первый класс пошла в школу N 153 им. А. С. Пушкина возле табачной фабрики. В ней же училась и моя подружка Галя Захарова. В мае этого года школа (ныне -- престижный лицей с углубленным изучением нескольких иностранных языков) отмечала свое 50-летие в помещении цирка.
Как-то в середине урока нас с Галей вызвал учитель физкультуры Николай Васильевич и сказал: «Сегодня я вас освобождаю от уроков, сходите домой за спортивной формой и поедете играть в гандбол за сборную района». Тренер сборной тогда уехал, и Игорю Турчину -- тренеру по баскетболу -- передали гандболисток, которые уже год тренировались: Люду Бобрусь, Аню Азарянскую, Лену Салиенко
Игры проходили на Корчеватом. В те годы это было что-то такое далекое от Киева, как сегодня, например, Фастов. Мы с Галей в ЦСКА занимались баскетболом, поэтому быстро поняли, как играть в линию. Команда игру выиграла. Потом мы ходили на тренировки по баскетболу в Пушкинский парк и как-то незаметно перешли на гандбол. Наверное, очень увлеклись. Самые «заядлые» стали основой «Спартака», слава о котором гремела в СССР несколько десятилетий -- c 1969 по 1988 год.
-- А как начинался ваш роман с тренером?
-- Понимаете, мы все были влюблены в этот вид спорта, а значит -- и в тренера. Но почему из всех спортсменок Игорь Евдокимович выбрал меня, надо было раньше у него самого спросить. Девчонки устраивали мне вырванные годы: шушукались по углам раздевалки, на тренировках не замечали, мяч не пасовали. Из-за этого бойкота я не могла играть, приходила домой и ревела-а-а! Потом Турчин не выдержал, собрал всех и сказал: «Если еще раз Зина придет с тренировки и будет плакать, я ее заберу и уеду с ней в Ашхабад». Почему в Ашхабад, я до сих пор не знаю. И конфликт после этого испарился. Девчата начали встречаться с другими парнями, у них появились женихи
Хотя каких-то явных ухаживаний не было, но теплое внимание тренера я чувствовала всегда. И вдруг в мой день рождения, 17 мая (мы как раз были на соревнованиях в Кишиневе), возле гостиницы Игорь Евдокимович делает мне предложение. Я и слова не успела сказать, как он перешел к разговору о свадьбе. Пользуясь спортивной терминологией, можно сказать, что Турчин полностью завладел инициативой.
Мои родители были далеки от спорта (папа работал шофером, мама -- на табачной фабрике) и очень волновались, что жених старше меня на 10 лет. Это сейчас такая разница считается нормальной, а тогда мама говорила: «Доця, Господи, на десять лет старше тебя! Как же это будет?»
Свадьбу сыграли после окончания школы, в августе 1965 года, я была в выпускном платье. Расписывались, между прочим, в загсе на Шелковичной -- «шоколадном домике», который сейчас стоит никому не нужный.
-- Раньше считалось, если расписались в «шоколадном» ЗАГСе, жизнь будет сладкой. Была ли она у вас такой?
-- Можно сказать, что да, хотя поздно начинаешь это понимать. Годы, которые я прожила с Игорем Евдокимовичем, пролетели, как один миг Иногда меня и сегодня спрашивают: «Зин, как ты могла 28 лет жить с таким скорпионом? Он же в команде тебя ругал больше всех!»
Действительно, Турчин был очень требовательным. И когда я делала ошибки (а кто их не делает?), он умел та-а-к меня отчитать, что лучше не вспоминать. Но замечания я получала только в спортзале, а дома мы старались гандбольную тему не задевать. Это было бы просто утомительно. И если бы я сегодня имела возможность что-то повторить в жизни, я бы вернулась к августу 1965 года -- нашей свадьбе. Гуляли мы три дня, гостей было очень много: родственники, вся команда. На четвертый день мы уехали на соревнования -- это и стало нашим свадебным путешествием.
В те годы «Спартак» играл в I лиге, постепенно поднимаясь под руководством Игоря Турчина все выше и выше. Чтобы сохранить команду, мы с мужем договорилась «купить» ребенка не раньше, чем в 71-м. Наташа родилась по плану -- в 1971 году. И представляете, через два месяца после родов я играла финал Кубка чемпионов! Это сейчас понимаю, что сделала глупость, а тогда тренера-супруга уговорила. И получилось!
Пока я сидела на скамейке запасных, мы проигрывали очень сильной венгерской команде 0:3. Не зря меня венгерки панически боялись: как только я вышла на площадку, с моей подачи Люда Бобрусь забила гол, потом Галя Захарова довела счет до 2:3, и вот я сама забрасываю не сильный, но точный мяч. Это был перелом, после которого мы выиграли этот кубок -- один из тринадцати.
За уникальные достижения киевский «Спартак» -- команда тренера Турчина внесена в Книгу рекордов Гиннесса! К Турчину приезжали учиться многие тренеры: шведы, немцы, венгры -- словом, вся Европа в гости к нам Корейская команда хотела побить рекорд Игоря Евдокимовича и стать трехкратными олимпийскими чемпионами -- не получилось Нашим опытом интересовались не только гандболисты, но и тренеры других видов спорта. Долгое время общался с тренером-новатором Игорем Турчиным и приходил на наши тренировки футболист киевского «Динамо» Володя Мунтян, который тогда уже работал на Мадагаскаре.
В те времена украинский спорт был на подъеме: мы выигрываем Кубок европейских чемпионов, киевские футболисты добиваются международных побед. И сейчас я смотрю по телевизору на Лобановского и вспоминаю Турчина: как они похожи своей отрешенностью, переживанием игры.
-- Какая победа наиболее ярка в памяти?
-- Конечно, незабываемо первое олимпийское «золото». Гандбол впервые включили в программу Олимпиады в Монреале-76. В составе сборной СССР, которую возглавлял Игорь Турчин, было девять гандболисток из киевского «Спартака» и только три спортсменки из других клубов.
Когда мы выиграли олимпийский турнир, игроки мужской сборной СССР по гандболу накрыли стол в своем корпусе (в Олимпийской деревне почему-то спортсменок пропускали в мужской корпус, а олимпийцев в женский -- нет), а от нас требовалось только присутствие. Веселились, пели песни, пили шампанское. Игорь Евдокимович на наше чествование не пришел, потому что плохо себя чувствовал, но в 22. 55 молча появился в дверном проеме. Хотя он не сказал ни слова, вся наша команда дружно поднялась и разошлась по номерам. Через некоторое время прибежали побежденные нами немки с бутылками шампанского и стали тарабанить в двери: «Выходите! Вы же чемпионки Олимпийских игр! Что ж вы по номерам сидите?» Представляете, мы так и не вышли!
Дисциплина в команде была железная. Чтобы ехать на так называемую базу Турчина -- на 19-й километр Житомирского шоссе, все собирались в 10. 00 на метро «Большевик». Автобус отправлялся по хронометру тренера. Если кто-то опаздывал хоть на одну секундочку, добирался своим ходом.
Потом было олимпийское «золото» в Москве-80. Из-за бойкота Олимпиады-84 сборная СССР в Лос-Анджелес не поехала, но для спортсменов социалистических стран организовали Игры доброй воли в Москве, приравняв по значению к Олимпийским. Мы и их выиграли. А в Сеуле-88 -- на моей четвертой по счету Олимпиаде! -- женская сборная СССР по гандболу заняла третье место.
-- Одну минуточку, как же среди этих непрерывных громких побед ухитрился родиться ваш второй ребенок?
-- На чемпионат мира-82 по гандболу в Будапеште я поехала, будучи на втором месяце беременности. Ни мужу, ни девчонкам я ничего не сказала, а только перед первой игрой шепнула любимому тренеру: «Если мы станем чемпионками мира, у нас будет ребенок». И, как по заказу, за два дня до окончания соревнований команда завоевала золото. Уже на банкете мы с супругом объявили, что ждем сына. Знали -- будет мальчик. Этим летом Миша с двумя «четверками» закончил школу и сейчас сдает вступительные экзамены в институт.
Активные выступления я продолжала еще семь лет после рождения сына. Все заботы по воспитанию детей легли на моих родителей, а когда тылы надежны, можно спокойно выступать и добиваться новых побед.
-- Какие привилегии вам полагались за такую «звездность»?
-- За первое олимпийское «золото» нам прямо в Олимпийской деревне Монреаля выдали по 500 долларов (сейчас чемпиону Олимпийских игр вручают конверт с 50 тысячами долларов) -- тогда это была самая высокая ставка. За победу в чемпионате СССР спортсмен получал премию 300 рублей. Зарплата и стипендия в нашей команде колебались в пределах от 160 до 300 рублей. Сами понимаете, премия для нас была существенной.
Игорю Турчину как тренеру сборной -- победительницы Олимпиады-76 выделили без очереди «Волгу» за 15 тысяч рублей наличными. После победы на Олимпиаде-80 в Москве такую же возможность представили капитану сборной СССР и киевского «Спартака» Людмиле Бобрусь. Со временем еще некоторым игрокам выделили автомобили.
Постепенно девчонки из киевских коммуналок переехали в новые квартиры: Люда Бобрусь -- в Академгородок, Галя Захарова -- на Отрадный, Маша Литошенко -- на Минский массив, а мы с Игорем Евдокимовичем построили кооператив на Воздухофлотском проспекте. Помню, первый взнос на двухкомнатную квартиру был 1800 рублей, и при этом люди годами ждали своей очереди. Мы имели право купить готовую квартиру. Муж у меня был «скорпион» с характером, сказал, как отрезал: «Денег у родителей брать не будем!» Мы кое-что одолжили, но у родителей не взяли ни копейки.
За спортивные достижения спортсменки «Спартака» были награждены орденами Знак Почета, Дружбы народов, Трудового Красного Знамени. Награды нам вручали в здании ЦК на улице Орджоникидзе (теперь Банковая) первый секретарь ЦК Компартии Украины Владимир Щербицкий и в Верховном Совете -- председатель Президиума Верховного Совета Украины Алексей Ватченко.
Кстати, наша база на 19-м километре Житомирского шоссе была создана по указанию Щербицкого. Выиграв очередной Кубок европейских чемпионов, команда отправилась вручать его копию первому секретарю ЦК КПУ. В беседе мы пожаловались Владимиру Васильевичу, что у нас нет ни базы своей, ни спортивного зала. И вскоре профсоюзный пансионат в Святошино переоборудовали в базу гандбольного клуба «Спартак» с прекрасным залом. К сожалению, сейчас за тренировки в нем мы платим деньги, так как документов о том, что это наш собственный зал, никто в свое время не оформлял. Спасибо, что мэр Киева Александр Омельченко и председатель Киевского горсовета спортивных обществ профсоюзов «Украина» Евгений Бобовик поддерживают нашу команду. Без этого «Спартак» не выиграл бы Спартакиаду Украины 1999--2000 года и не попал бы в полуфинал Кубка Европы, что на сегодня -- лучшее достижение команд игровых видов спорта в Украине.
-- Пользовались ли вы когда-нибудь своей известностью?
-- Никогда, хотя, может, и надо было что-то просить. Например, я ни разу не отдыхала в санатории. И не только я одна такая. В первом поколении нашей команды все девчата были так воспитаны.
Внимательно слушавшая нашу беседу директор Благотворительного фонда содействия развитию гандбола имени Игоря Турчина, одноклассница и одноклубница гандболистки столетия Галина Захарова достаточно энергично ее завершила:
-- Да вы не знаете, какая скромница наша Зинаида! Никому ни слова не сказала о поездке в Париж, хотя имеет право гордиться своими заслугами. Недаром перед каждым праздником нарочный приносит ей правительственный пакет с поздравлением от Президента Украины Леонида Кучмы. Весь мир признал ее лучшей гандболисткой, а наши чиновники от спорта этого не заметили!
Более 30 лет Зинаида Турчина прославляла украинский спорт, а сейчас является членом Национального олимпийского комитета Украины двух созывов. Я не режиссер, но присутствовала на торжественном открытии нескольких Олимпийских игр и знаю, что когда флаг твоей страны несет спортсмен с мировой известностью, например, как Сергей Бубка на прошлой Олимпиаде, это вызывает непередаваемое чувство гордости за Украину! Если флаг на Олимпийских играх в Сиднее понесет прославленная гандболистка столетия Зинаида Турчина, это поднимет имидж нашей спортивной делегации и Украины. Тем более что Зина этого заслуживает!