На днях Президент Леонид Кучма подписал указ о мерах по укреплению банковской системы в Украине и повышению ее роли в процессах экономических преобразований. Этот документ фактически определят политику государства в сфере развития банковской системы. Необходимость в его появлении вызвана тем, что банковская система страны, по сути, остановилась в своем развитии и не являлась стимулирующим фактором в процессах экономических преобразований. «ФАКТЫ» обратились с просьбой прокомментировать содержание указа советника Президента Анатолия Гальчинского.
-- Анатолий Степанович, каковы мотивы принятия указа Президента? Стоит ли говорить о экстраординарной ситуации в банковском секторе и о чрезвычайных мерах по ее стабилизации?
-- Такая точка зрения, по меньшей мере, некорректна. В течение текущего года существенно возросла кредитная активность коммерческих банков. Увеличиваются вклады населения. Впервые за последние годы банки почувствовали, что наиболее надежной сферой их операций является не спекулятивная деятельность, а реальная экономика, включая аграрный сектор.
Суть проблемы состоит в другом. Экономика, в частности, ее производственный сектор, медленно подымается на ноги и единственной силой, поддерживающей ее в этом, является банковская система. Но реальное углубление рыночных преобразований и, прежде всего, упрочение позиций частной собственности (а это в логике реформ — главное) возможно лишь при наличии в стране развитой кредитной системы. По словам одного из видных ученых И. Шумпетера, нельзя быть предпринимателем, не став должником. Готова ли к реализации такой функции наша банковская система? Нет, конечно. Банковский капитал не превышает 5 процентов ВВП, тогда как в других странах этот показатель равен 50% и выше. Если не решить этот вопрос, то и политика экономического роста, и практика реформ останутся просто декларациями.
Еще одно важное обстоятельство. У нас до сих пор (а банковская система в ее нынешней структуре существует более 10 лет) не определена официальная государственная стратегия развития этого ключевого звена экономики, отсутствует необходимое законодательное поле. На это списывают многие проблемы банковского сектора. Учитывая все эти моменты, указ Президента можно по праву отнести к числу знаковых в реализации стратегии экономических преобразований на ближайшие годы, определенной посланием Президента.
-- Что, по вашему мнению, является главным в этом документе?
-- В указе содержатся пять блоков: первый касается комплекса проблем развития банковской системы и ее реструктуризации, второй затрагивает проблемы обеспечения благоприятных условий кредитования, третий — дальнейшей стабилизации денежной единицы, в четвертом речь идет о законодательном обеспечении. Пятый касается правовой защиты банковской деятельности.
-- Что означает реструктуризация банковской системы?
-- Это, пожалуй, одна из наиболее сложных проблем, суть которой заключена в вопросе: в каком направлении должен развиваться банковский сектор. По этому поводу зачастую высказываются противоположные мнения. Сейчас у нас все коммерческие банки универсальны по своим функциям. Нужны ли иного типа банковские учреждения? Согласно указу Президента, необходимо создать условия для развития специализированных банковских институций в сфере ипотечного и жилищного кредитования, микрокредитования малого бизнеса и других направлений. Поставлена задача определить позицию государства и по поводу концентрации банковского капитала, стимулирования притока в банковскую сферу иностранного капитала и присутствия на рынке соответствующих услуг иностранных банков, создания автономной от НБУ системы банковского надзора. Да, это далеко не однозначные по своему содержанию вопросы, а посему четкая позиция государства в их реализации особо значима.
-- Каким образом был достигнут консенсус в этих, как вы говорите, очень сложных вопросах? Не ущемляется ли в этой связи позиция Нацбанка, который, согласно Конституции, независим?
-- Указ прорабатывался в Администрации Президента более двух месяцев. Состоялось около десяти раундов согласований его основных позиций с руководством НБУ. В этом диалоге участвовали представители Минэкономики и профильного Комитета Верховной Рады. Две недели назад основные позиции указа обсуждались на весьма представительном совещании у Президента. В последующем все участники совещания (а это руководители банков, ученые) представили нам свои письменные рекомендации. Учтите и то, что проект указа завизирован В. Ющенко и В. Стельмахом. Так, что сомнения по поводу несогласованности основных позиций указа не имеют оснований. Что касается независимости НБУ, то она ни малейшим образом не ущемляется. Там, где в указе речь идет о сфере его компетенции, Президент высказывает свои рекомендации. Соответствующие рекомендации, касающиеся законодательной деятельности, изложены и Верховной Раде. Леонид Кучма считает, что многие положения этого документа должны быть отражены в Законе «О банках и банковской деятельности». Предполагается, что нормативно-правовой акт в новой редакции уже осенью этого года увидит свет.
-- И все же, какова дальнейшая судьба малых банков? Неужели их ликвидируют?
-- Ни в коем случае. Им предоставят возможность увеличить свой капитал до определенного законом минимума за счет капитализации прибыли и других источников. Предполагается, что этот период будет достаточно продолжительным во времени — не менее 3-х лет. Существуют и другие механизмы концентрации — система слияний, образование банковских холдингов и другое. В этой связи я еще раз хочу подчеркнуть: указ Президента направлен на максимальную поддержку банков, их всестороннее развитие, на обеспечение надежной государственной защиты инвестора и кредитора, защита которых -- основной лейтмотив указа.
-- А как быть с защитой вкладов населения? Что намечается в этом вопросе, который, по сути, касается каждого из нас?
-- Мы все время декларируем необходимость восстановления доверия населения к государству. Я экономист. В моем представлении это понятие материализуется в ряде конкретных механизмов: защите прав граждан как участников приватизационного процесса и компенсации потерянных сбережений. Государство на законодательном уровне официально признало соответствующие потери и свою причастность к этому. В этой связи необходим следующий шаг — долгосрочная государственная программа компенсации соответствующих потерь. Так ставит вопрос и Президент. Предполагается, что в ближайшее время будет создана рабочая группа по подготовке такой программы. Президент поставил вопрос и перед Верховной Радой по поводу принятия Закона «О государственных гарантиях восстановления сбережений граждан Украины». Для банковской системы это особо важно. Доверие к государству — это и доверие к банкам. В этом существует прямая и обратная связь.
-- Верховная Рада недавно внесла изменения в Закон «О Национальном банке Украины». Означает ли это, что в ближайшее время будет полностью сформирован Совет НБУ?
-- Думаю, что соответствующее решение будет принято Президентом. Хотя у руководства НБУ есть претензии к новой редакции закона, но я не стал бы их драматизировать. «Чистых» законов в природе не существует. НБУ имеет право законодательной инициативы и может вынести соответствующие предложения парламенту. В целом же закон о НБУ достаточно конструктивный. Эту точку зрения разделяют многие специалисты, в том числе и иностранные эксперты. Поэтому откладывать и дальше проблему формирования дееспособного Совета НБУ нет, по моему глубокому убеждению, никакого смысла. Это тоже вопрос укрепления национальной банковской системы.
«Facty i kommentarii «. 19-Июль-2000. Политика.