Культура та мистецтво

Режиссер театра «современник» галина волчек: «мой сын денис евстигнеев не хочет снимать меня в кино»

0:00 — 20 липня 2000 eye 2654

Мы волновались, не тяжело ли будет Галине Борисовне подняться на четвертый этаж редакции «ФАКТОВ». В последнее время она чувствует себя не самым лучшим образом и, тем не менее, не смогла отказать нашим читателям в удовольствии напрямую с ней пообщаться. С трудом отдышавшись после подъема по лестнице, не пожелав ни чая, ни кофе, закурив сигарету, Галина Борисовна со свойственной лишь ей одной хрипотцой в голосе начала беседу. Разговор оживлялся, когда речь заходила о вещах, откровенно волнующих Волчек, -- постановке спектакля «Три товарища», ее сыне Денисе и… украшениях. Последние после прямой линии Галина Борисовна даже сняла с себя, чтобы все присутствующие могли их поближе рассмотреть. Поверьте, это стоило того. Как и сама Волчек, они изысканны и неповторимы…

«Я делаю спектакли для Вани, Пети и Коли»

-- Здравствуйте, меня зовут Ирина Александровна. Хочу поблагодарить Галину Борисовну за то, что она есть, за то удовольствие, которое я получала в молодости от театра «Современник». Мне хотелось бы узнать, когда моим детям-студентам будут доступны ваши спектакли? Я хочу, чтобы в их памяти ваш театр остался так же надолго, как и в моей.

-- Спасибо вам за добрые слова. К сожалению, вывезти театр на гастроли так, чтобы попасть на спектакли могли абсолютно все, сегодня невозможно. Билеты действительно стоят очень дорого. Когда мы в Москве играем наши спектакли, то перед премьерой обязательно делаем несколько прогонов, на которые могут прийти и студенты, и старики. Иначе никак не получается. К сожалению… Мы тоже страдаем из-за этого, потому что теряем нашего исконного зрителя.

-- Добрый день, вас беспокоит Татьяна Ивановна из Киева. Хочу поговорить с Галиной Волчек.

-- Слушаю вас, Татьяна Ивановна!

-- Я уже тридцать лет -- поклонница вашего театра. С того времени, как вы гастролировали в Одессе со спектаклем «Вкус черешни». Мне нравится, что у вас стабильный, мудрый, взрослый состав. Но что-то не видно вашей молодежи.

-- О-о-о! Наоборот! Молодежь у нас очень активно работает, наряду со старшим поколением она определяет лицо сегодняшнего «Современника». Вот сейчас самый успешный спектакль… нет, слово «успешный» я не люблю по отношению к театру. Самый популярный, востребуемый спектакль -- «Три товарища». В нем нет ни одной, как сейчас принято говорить, звезды. Хотя я это слово тоже не люблю применительно к театру. В этом спектакле заняты, в основном, молодые артисты. А следующий сезон вообще будет весь отдан молодым.

-- Как бы хотелось увидеть ваших «Трех товарищей»!

-- С удовольствием покажу. Если пригласят, конечно.

-- Здравствуйте, Галина Борисовна, вас беспокоит Жанна Леонидовна из Киева. Я обожаю ваш театр, выросла на ваших спектаклях. Скажите, когда-нибудь их записывали для телевидения?

-- Записывали, но это всегда непросто. Нужно найти какую-нибудь адекватную телевидению сценическую версию. Для того, чтобы перенести спектакли на пленку, я приглашала такого замечательного вашего режиссера, как Роман Балаян. Он очень интересно это делал. Записал «Кто боится Вирджинии Вульф» и «Анфису». Сейчас на телевидении есть программа «Портрет артиста на фоне спектаклей» -- это очень серьезная выжимка из спектаклей и интервью с актерами.

-- Спасибо, Галина Борисовна. Вы -- чудо!

-- Здравствуйте, Галина Волчек, меня зовут Вадим. Хотелось бы узнать, что для вас успех?

-- Для меня успех -- это прежде всего понимание того, что мы идем в правильном направлении. Это ощущение времени, совпадение с этим временем. С вами. Я делаю театр для людей. Я не говорю «народ», потому что это понятие для меня сильно дискредитировано. А за словом «люди» я всегда вижу Ваню, Петю, Колю. Поэтому я делаю театр для людей. И для меня важно понимать: я с ними на одной волне, я их слышу, чувствую, воспринимаю время, которое за окном, или нет. Вот что для меня успех.

-- У вас есть какие-то увлечения?

-- Да какие у меня увлечения, кроме театра?! Я очень люблю маленьких детей. Когда у меня бывает свободное время, еду к друзьям, у которых есть маленькие дети, и вожусь с ними. Вообще все мои интересы лежат на территории, где есть человеческие отношения. То есть все равно это связано с моей профессией. Еще люблю готовить, но не всегда у меня на это есть время.

-- О чем вы сейчас мечтаете?

-- О хорошем здоровье.

-- Здравствуйте, я бы хотела услышать голос Галины Волчек.

-- Как приятно, что есть еще люди, которые хотят услышать мой голос.

-- Я пенсионерка, у меня нет возможности прийти на ваш спектакль, поэтому счастлива, что сумела дозвониться и просто с вами поговорить.

-- Поверьте, нормальный человек, тем более художник, не может быть равнодушен к вашим проблемам. На самом деле я даю такое количество интервью для телевидения и газет именно для того, чтобы вы имели возможность хоть в таком виде пообщаться со мной.

-- Спасибо и удачи вам!

«Мне очень нравится киевский зритель»

-- Добрый день Галина Борисовна! Вас беспокоит Валентина Клавдиевна. Я преклоняюсь перед вами и очень люблю «Современник». Чувствуется, что это семейный театр, а вы как матрона возглавляете его. У вас очень хороший коллектив, да?

-- Хороший. Какой бы это был театр с плохим коллективом?!

-- Ведь многие с вами работают долгие годы, хранят вам верность.

-- Это действительно так, и я это очень ценю. Бывает, иногда кто-то уходит, но каждый выбирает свой путь сам.

-- Желаю вам самого доброго, творческих удач, чтобы все ваши задумки сбылись!

-- Ой, Галина Борисовна, я с вами говорю! Я так растерялась, у меня аж руки дрожат. Знаете, есть такие люди, достаточно назвать лишь их имя, и лицо сразу встает перед глазами. Вы именно такая. Ой, я даже говорить не могу… Мне кажется, что если повешу трубку, то просто умру…

-- Боже мой, не надо, что вы!

-- Ваш сын Денис -- режиссер, а никогда не снимал свою маму. Это потому, что вы были против?

-- Мой сын не хочет снимать меня. Я считаю, это его воля, его видение. Если он все же захочет, я изменю свое решение никогда не сниматься и вспомню о профессии актера. Сыну я никогда не откажу. И он это прекрасно знает.

-- Еще хотелось узнать, не связана ли болезнь Игоря Кваши с передачей «Жду тебя», которую он ведет на канале ОРТ?

-- Нет, что вы. Во-первых, он, слава Богу, выздоровел. А во-вторых, он же профессионал, человек, который, как бы близко к сердцу все ни принимал, умеет управлять собой.

-- К сожалению, уже надо прощаться. Еще раз большое спасибо вам и газете «ФАКТЫ», которая дала мне возможность услышать ваш голос.

-- Галина Борисовна, рад вас слышать! Меня зовут Сережа, я из Киева. Хотелось бы узнать, что вы думаете о высказывании Достоевского «Красота спасет мир».

-- Для меня лично красота -- это очень широкое понятие. Красота может быть не только внешняя, физическая, она может быть духовная.

-- А мне кажется, что эту фразу уже затаскали. Даже в «ФАКТАХ» печатают голых девушек с подписью «Красота спасет мир».

-- Ну, знаете, все могут интерпретировать это, как хотят. Я не думаю, что после того, как напечатают красивую фигуру девушки, произойдет что-то плохое. Почему нет? Я же говорю, что красота -- это широкое понятие…

-- Здравствуйте, Галина Борисовна. Говорит Любомира Гаврилишина. Была на вашем спектакле в Киеве. Большое вам за него спасибо. Хотелось бы узнать, как вам нравится киевский зритель.

-- Мне ОЧЕНЬ нравится киевский зритель. Может быть, это даже некрасиво с моей стороны -- кого-то обижать, но если возникнет вопрос, ехать на гастроли в какое-то другое место или в Киев, я всегда выберу Киев. Не только потому, что у вас изумительно красивый город, но и потому, что у вас такой замечательный зритель.

-- Это Галина Борисовна? Хочу выразить вам свое восхищение. Я молодая актриса, но наш педагог всегда равнялась на вас. Хочу поблагодарить вас за творчество, стать перед вами на колени. Сколько я буду работать, всегда буду равняться на вас.

-- Большое вам спасибо. Мне очень приятно, что есть педагоги, которые ориентируются на такого рода театр. Не именно на «Современник», а на театр, где занимаются человеком и жизнью человеческого духа, как говорил Станиславский.

-- Наш профессор Нинель Быченко говорила, что Бог театра -- это Станиславский. Я знаю, что у Бога должны быть архангелы. Так вот вы, Галина Борисовна, архангел Бога театра.

-- Спасибо, спасибо и творческой вам удачи!

-- Здравствуйте, Галина Борисовна, вы мне очень нравитесь! Помните, был фильм, где вы играли ведьму? Скажите, как вы справляетесь с унынием?

-- Уныние вообще считается одним из самых больших грехов. Думаю, в этом есть истина. Нужно уметь его преодолевать. Если вы поначалу будете пытаться искусственно вывести себя из этого состояния, то это все равно правильно. И для вас, и для тех, кого вы заражаете унынием.

-- У вас уже есть внуки?

-- Пока еще нет.

-- Желаю вам всего доброго, дай вам Бог здоровья.

«У меня нет ценностей, как говорят, на черный день»

-- Галина Борисовна, беспокоит вас Виталий из Борисполя. Вы любите смотреть фильмы, в которых снялись?

-- Да нет, некоторые вообще никогда не видела. Однажды случайно включаю телевизор, слышу знакомый голос, смотрю -- Боже мой, да это же я! Кричу сыну: «Денис, Денис, иди сюда, посмотри, скажи, что это за фильм?» Это оказалась «Красная шапочка». Я-то ее так никогда и не видела целиком. Вообще к себе в кино я не очень серьезно отношусь.

-- Галина Волчек? Это звонит вам Оксана из Броваров. Вы всегда так хорошо выглядите, курение вам не мешает?

-- Очень мешает. Если для вас этот вопрос стоит, то НИКОГДА не начинайте курить. Потому что потом очень трудно бросить. Я, например, уже не могу.

-- Здравствуйте, Галина Борисовна, вас беспокоит Игорь Егоров из Киева. Расскажите, пожалуйста, историю машины, которую изготовили специально для вашего спектакля «Три товарища».

-- Когда я задумывала постановку «Трех товарищей», то поняла, что машина -- это не просто важный элемент, это их четвертый друг. Это персонаж, причем очень важный. Тогда я об этом никому не сказала, а позвонила в Тольятти, на автомобильный завод. Когда-то я ставила спектакль об автозаводе в Тольятти. Это была пьеса Шатрова «Погода на завтра», очень современная. Мы подружились с молодыми ребятами, которые тогда были директорами производств, в том числе с нынешним директором Автоваза. Вот ему я и позвонила: «Володя, я прошу не машину для себя и не деньги как у спонсора, а еще хуже»… Он затаился, молчит. Я говорю: «Мы начинаем ставить «Три товарища». Он: «Так это же мой любимый роман!» Я ему в ответ: «Ну, тогда ты попал. Ты понимаешь, что такое для них «Карл»? «Да, -- говорит, -- это их четвертый друг». Тогда я поняла, что все в порядке. Я не собиралась использовать машину просто как декорацию. Зрители должны ее воспринимать как одушевленный предмет. На заводе это поняли. И когда я приехала за машиной, вошла в огромный экспериментальный цех, увидела двести человек в белых халатах, а посередине эту машину, и у всех на глазах были слезы. У меня буквально брызнуло из глаз. Они прощались с машиной как с живым существом, в которое вложили свои двести душ. Так и родился наш «Карл».

-- А где он теперь живет?

-- На сцене. Для него сделали специальный колпак. Все относятся к нему очень трепетно. В общем, это еще один наш актер. А вообще в этом спектакле есть еще много интересного. Дети, которые там играют, помогли мне сделать целый мешок снега, прокалывая дыроколом туалетную бумагу. А еще у нас была замечательная собака. Она вся в медалях, необычайная умница. Кинолог объяснил нам, что ей ни в коем случае нельзя давать еду, потому что она может кинуться. Эту собаку все обожали, она всегда лежала под столом и никого не трогала. Мы боялись, что когда публика придет, она начнет лаять. Но в день премьеры собака начала так нервничать, ходить по коридору, шумно дышать, что хозяин вынужден был увести ее в машину. Общее нервное состояние передалось собаке, и она не смогла работать. Это меня просто потрясло.

-- Здравствуйте, Галина Борисовна, это звонит вам Настя. Расскажите, как можно держать себя в руках и не нервничать?

-- Здрасте, Настя. Миленькая, это очень трудно. Наука непростая. Надо как-то воспитывать себя. Иногда это бывает тяжело, даже очень больно. Но надо как-то с собой совладать. Понимать, что у всех бывают сложные моменты в жизни. Надо научиться их преодолевать.

-- Галина Борисовна, беспокоит вас Галина Кондратьева из Киева. Вы всегда поражали меня своими изысканными украшениями. Это фамильные драгоценности?

-- Ни в коем случае. Я люблю все, что не дает мне забывать, что я женщина. Поскольку нет женского названия моей профессии, это может как-то вынудить забыть, что ты женщина. Поэтому, например, я никогда не ношу большие часы. Когда-то знаменитая Вера Петровна Марецкая, знавшая меня с детства, услышала, что я начала заниматься режиссурой, остановила меня и сказала: «Галя, ты что, теперь будешь ходить в мужском костюме, с портфелем в руке?» Я ответила: «Вера Петровна, никогда не буду так ходить. Мало того, к каждой премьере буду шить новое платье». Конечно, не всегда есть время шить наряд к премьере, но я об этом всегда помню. Что же касается украшений, то я люблю что-то оригинальное, забавное, иногда даже смешное. Во всяком случае, не то, что можно просто и легко пойти и купить в магазине. С другой стороны, на роскошные, дорогие украшения у меня нет денег. Но я очень горжусь некоторыми своими штучками. Моя подруга Лариса Рубальская привезла мне из Китая нерожденную жемчужину. Это была подвеска. Я не могла оторвать от нее глаз. Такое впечатление, что она вот-вот разорвет оболочку, и вылезет оттуда жемчужина. «Это моя вещь», -- сказала я. Я спросила у Ларисы разрешения сделать себе из нее кольцо. И теперь никогда не расстаюсь с ним. Я никогда ничего не носила на шее, кроме шарфиков. Привыкла везде сниматься с шарфиками, чтобы скрывать свои возрастные недостатки. Когда-то Рома Балаян снимал «Вирджинию Вульф», а у меня был тоненький шарфик, который я все время подтягивала. Рома подошел ко мне и со свойственным ему юмором сказал: «Ты мне так надоела с этим своим шарфиком»… Взял клей и приклеил кончик шарфа к шее. А однажды мы с подружками зашли в бутик. Они что-то выбирали, а ко мне подошли продавщицы и сказали, что у них есть украшение -- именно мое. Принесли бархатную коробку, там лежало несколько красивых вещей. Я увидела эту штуку и сказала: «Ой, это мое». Но когда мне назвали цену, я поняла, что не смогу ее купить. В это время подошли мои подруги увидели у меня эту вещь на шее. И тогда одна из них, у которой была скидка в этом магазине на 50%, сказала, что я обязана ее купить. Я не смогла отказаться. Это не ценная вещь, это просто игра ума. У меня нет ценностей на черный день, как говорят. Что-то мне подарил муж -- он любил делать мне подарки. Но фамильных драгоценностей у меня, к сожалению. нет.

Материал подготовила Таисия БАХАРЕВА, «ФАКТЫ»


«Facty i kommentarii «. 20-Июль-2000. Культура.