В преддверии парламентских каникул в Верховной Раде наблюдался повышенный интерес народных депутатов к книжной продукции. Вряд ли этому стоит удивляться, ведь где еще, кроме отпуска, не избалованные наличием свободного времени законодатели могут не отвлекаясь предаваться чтению любимых произведений. Кстати, первое, о чем вспоминают народные депутаты, рассказывая о своих литературных пристрастиях,-- это классическая литература. Иначе говоря, все те произведения, которые добровольно или под нажимом были прочитаны ими еще в школьные и студенческие годы.
По стойкому убеждению члена депутатской группы «Трудовая Украина» Дмитрия Табачника, «каждый цивилизованный человек должен ознакомиться с классикой, поскольку это так же важно, как, например, чистить зубы два раза в день». Злые языки утверждают, что после смещения Дмитрия Владимировича с поста главы Администрации Президента его настольной книгой долгое время оставалась повесть колумбийского писателя Габриеля Гарсия Маркеса «Полковнику никто не пишет». Врут, наверное, ибо, по словам самого Дмитрия Табачника, у него каждый месяц появляется новая любимая книга. К примеру, недавно народный депутат с большим удовольствием перечитал произведения Бертольда Брехта и замечательные сонеты Шекспира в переводе Дмитрия Павлычко. Свое пристрастие к драматургии и поэзии парламентарий не объяснял. Впрочем, а нужны ли объяснения? Видать, истерзанной законотворчеством душе захотелось отдохнуть, расслабиться. Впрочем, г-н Табачник интересуется и научной, и публицистической литературой -- как-никак истфак закончил.
Другой народный избранник и коллега Табачника по фракции Сергей Тигипко самым большим отдохновением от трудов считает произведения Михаила Булгакова. Выбор Сергея Леонидовича большинство книголюбов наверняка оценят по достоинству. И действительно, перечитывая роман «Мастер и Маргарита», начинаешь замечать многие интересные вещи, как то, например, что сегодня политическая карьера человека вполне может зависеть от каких-либо, скажем, потусторонних сил. Однако Сергей Тигипко, как известно, фигура самодостаточная, и данное наблюдение к нему, наверное, не относится. Кстати, г-н Тигипко очень любит захаживать в столичный музей Булгакова на Андреевском спуске.
С большим удовольствием парламентарий читает и произведения Ивана Бунина. Ну кто бы мог подумать, что за личиной закоренелого прагматика, расчетливого экономиста скрывается утонченный романтик. Из беседы с новоиспеченным депутатом я понял, что Сергей Леонидович также не прочь почитать и произведения Алексея Толстого. Кстати, тем, кто еще не читал его «Хождение по мукам», советуем не расстраиваться: осенью нынешнего года в Верховной Раде, скорее всего, будет наблюдаться нечто подобное. Ведь народным депутатам придется рассматривать во втором чтении Налоговый и Земельный кодексы, по итогам всеукраинского референдума вносить изменения в Конституцию и работать над другими не менее важными для страны нормативными актами.
Известный оперный певец, а по совместительству и народный депутат, член «Батькiвщини» Дмитрий Гнатюк в который раз подтвердил старую истину, что знание — сила, а узнавать новое никогда не поздно. Народный депутат решил восполнить свои пробелы в знаниях судьбы нашей (и не только нашей) родины и обратился к историческим произведениям. Последние его литературные открытия -- книга Юрия Краснощека «Гiльйотина для маршалiв», произведения Виктора Суворова «Ледокол» и Юрия Канигина «Шлях Арiїв». Известный украинский баритон с сожалением вспоминает, что во времена его молодости подобной литературы не было. И тут же добавляет, что его любимыми авторами по-прежнему остаются Тарас Шевченко и Иван Франко. Дмитрий Гнатюк оказался единственным из опрошенных парламентариев, кто отдает предпочтение украинским писателям или поэтам.
Больше любит петь, нежели читать, народный депутат, «реформатор-конгрессмен» Владимир Филенко. В его репертуаре, в основном, песни Тризубого Стаса, Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы и «Битлз». Правда, Владимир Филиппович признался, что во время отпуска хотел бы перечитать «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл. Чтобы, листая роман где-нибудь на берегу моря, нет-нет да и вспомнить, как «унесло» его со товарищи из некогда могущественной народно-демократической партии.
У энергичного члена фракции «Солидарность» Владимира Семиноженко, занимающегося, помимо политики, еще наукой и живописью, литературные пристрастия довольно разнообразны. Народный депутат признается, что выбор произведения для чтения зависит прежде всего от настроения. Например, когда Владимир Петрович пребывает в крайне раздраженном состоянии, то может почитать детективы Марининой, в философском -- что-нибудь, относящееся к жанру социальной фантастики, а для обретения равновесия на политической арене обращается, как правило, к последнему поэтическому сборнику Лины Костенко.
Политика, как известно, дама капризная, а психологизм и лирика в поэзии Костенко, вероятно, помогают Владимиру Семиноженко поддерживать с этой дамой ровные отношения. Народный депутат рассказал, что видел любимый сборник и на столе у правительственного секретаря Виктора Лисицкого. Что уж и говорить, чиновники в Кабмине гораздо чаще выходят из себя, а ведь им душевное равновесие необходимо как никому другому. Лина Костенко по праву может гордиться тем, что ее лирика находит отклик не только в душах уставших от тяжелых будней и бытовых проблем женщин, но и у озадаченных решением государственных проблем высокопоставленных мужей.
У лидера фракции СДПУ(о) Александра Зинченко на все случаи жизни, как оказалось, припасена «История философии». Не затем ли, чтобы подойти, например, к какой-нибудь группе беседующих и сказать что-нибудь типа: «Проповедовать мораль легко -- обосновать трудно», а затем уйти, оставив коллег в глубокой задумчивости.
Возглавивший на днях партию «Солидарность» лидер одноименной парламентской фракции Петр Порошенко предпочитает читать произведения ну очень серьезных писателей -- Джона Голсуорси и Лиона Фейхтвангера. Неудивительно, если особенности английского менталитета, столь ярко и подробно описанные Голсуорси в «Саге о Форсайтах», известны Порошенко куда лучше, чем особенности национального партийного строительства. Что же касается роли личности в истории, то суть сего феномена Петр Алексеевич, скорее всего, постигал по произведениям Фейхтвангера «Семья Оппенгейм» и «Москва, 1937». Остается лишь надеяться, что принципы торжества реализма и разума, которые отстаивали в своем творчестве вышеупомянутые писатели станут Петру Алексеевичу поддержкой и опорой в дальнейшей политической деятельности.
Для члена фракции объединенных социал-демократов Виктора Суслова, как и для его коллеги Сергея Тигипко, любимым писателем во все времена остается Михаил Булгаков. Но недавно Виктор Иванович увлекся свежеизданной серией книг об истории советской разведки, а также мемуарами бывших партийных и военных работников. Любители позлословить поговаривают, что опыт этих мемуаристов очень помог Виктору Ивановичу руководить парламентской следственной комиссией, проверявшей деятельность Нацбанка. Так это ил нет -- неизвестно, но народный депутат считает, что произведения, написанные участниками исторических событий, представляют огромный интерес всегда и для любого гражданина, поскольку являются художественным отражением реальных событий. Немалое удовольствие получает Виктор Суслов и от чтения книг, написанных украинскими политиками. А поскольку большую часть жизни парламентарий занимался научной работой и преподаванием, основным его чтивом по сей день остается экономическая и информационно-аналитическая литература.
Той же «болезнью» страдает известный парламентский борец с коррупцией Григорий Омельченко. Он признался, что художественной литературы не читал уже два года. Зато в перерывах между битвами с нечистыми на руку политиками народный депутат с головой погружается в изучение материалов научно-практических конференций по борьбе с коррупцией. Парламентские остряки говорят, что наверняка, когда Григорий Емельянович в школьные годы прочел сатирическую притчу О. Генри «Короли и капуста», она ему очень понравилась. Дескать, содержания оной уже не вспомнит, а вот название в памяти сохранил. Несмотря на длительную службу Григория Омельченко в правоохранительных органах, к детективному жанру в литературе парламентарий относится без особого энтузиазма и свободное время предпочитает тратить на изучение архивных судебных дел, а также документов с оперативными разработками серьезных преступлений.