Події

Переводя нелегалов через «границу собственного производства», закарпатские мошенники за ночь зарабатывали до 20 тысяч долларов

0:00 — 22 липня 2000 eye 427

Быстро и не напрягаясь заработать на квартиру в Киеве -- так можно определить мечту студента одного из столичных вузов Степана Пономарчука. Чтобы обеспечить себя жильем в столице, закарпатский парень придумал оригинальный способ выманивания денег у арабских нелегалов, желающих через Украину попасть в Европу.

Мечтая скопить на квартиру в Киеве, студент экономил на продуктах и проезде в общественном транспорте

Приехав на учебу в Киев, Степан Пономарчук (имя и фамилия героя изменены) сразу решил, что после окончания учебы он не станет возвращаться на родину. По мнению молодого человека, делать ему в родном селе нечего: скучно, и никакой надежды на трудоустройство. Однако, чтобы стать «коренным» киевлянином, нужна прописка. Получить ее крестьянский парень мог только двумя способами: жениться на жительнице столицы или же приобрести собственное жилье в Киеве. И для того, и для другого нужны были деньги.

Причем, расходы, связанные с ухаживанием за девушкой и покупкой недвижимости, Степан считал в равной степени непомерными. Еще бы -- чтобы понравиться девушке, нужно делать подарки, дарить цветы, водить ее в кафе и театр. В итоге эта ветреная особа может его в любой момент бросить. А значит, деньги будут потрачены впустую. «Куда лучше в течение пяти студенческих лет вести аскетический образ жизни, зато после получения диплома стать обладателем «гостинки», где-то на окраине Киева», -- рассуждал молодой человек, откладывая каждую копейку, а затем покупая доллары.

Степа экономил на всем: ездил «зайцем» в городском транспорте, сам чинил свою одежду и обувь, покупал продукты (хлеб, кефир, вермишель и сосиски) только на оптовых рынках и никогда не участвовал в студенческих пирушках и вечеринках. Для навязчивых однокурсников, пытавшихся втянуть его в какие-то мероприятия, он придумал слезливую историю о якобы больной матери, которой «заботливый сын» отсылает все свои деньги. Вечерами молодой человек изучал рекламные издания по продаже недвижимости и, как скупой рыцарь, пересчитывал свои сокровища, мечтая увидеть удивленные лица своих однокашников, когда он пригласит их на новоселье…

В общежитии, где квартировал закарпатский паренек, проживали не только граждане Украины -- два этажа огромного здания были отданы студентам из Афганистана и Китая. Иностранцы жили своей общиной, практически не допуская в нее украинцев. Однако с тихоней Степаном они подружились. Его часто приглашали в гости, при нем не стеснялись разговаривать на любые темы. Степе это льстило. Чтобы казаться значительнее в глазах своих иностранных друзей, молодой человек часто рассказывал, что по окончании института пойдет работать к своему влиятельному дяде-пограничнику. По Степиной легенде, дядя-полковник мог все. К нему на поклон приезжали самые влиятельные коммерсанты Украины, и дядя оказывал им разные услуги: то ввозил в Украину нужные грузы, то, наоборот, пропускал за рубеж без документов целые составы. Степа врал и сам верил своей лжи. И иностранцы верили Степе, считая его «большим человеком»…

«Переведи наших ребят через границу, мы тебе хорошо заплатим»

Однажды Степу пригласили в гости приятели из Афганистана. «К нам приехали земляки, по этому случаю мы устраиваем большой ужин, приходи, Степан, им будет приятно познакомиться с нашим украинским другом,» -- настойчиво звали его афганские студенты. Польщенный Степан в гости пошел. Праздник афганцы устроили на славу: стол ломился от всевозможных восточных блюд и напитков. И украинскому другу оказывали гораздо больше внимания и почета, чем обычно. Ближе к ночи к Степе подошел Мазен -- студент, возглавлявший афганскую общину.

-- Степа, нам нужно серьезно поговорить. Давай выйдем в другую комнату. Там нам никто не помешает.

-- Что случилось? -- поинтересовался Степан, располагаясь на продавленном диване в полупустой комнате.

-- Нужно помочь нашим землякам. Сегодня мы встретили семь человек, завтра приедут еще трое. Все они едут в Украину якобы на учебу. Но на самом деле они хотят не учиться, а жить в Европе. И нам нужна твоя помощь.

-- Какая еще помощь?

-- У тебя на границе есть могущественный родственник. Помоги перевести ребят, а мы хорошо заплатим тебе и твоему дяде за оказанную услугу. За каждого мы даем по две тысячи долларов. Если все пройдет удачно, мы с тобой смогли бы наладить хороший бизнес.

-- Это как? -- спросил перепуганный Степа.

-- Желающих заплатить за коридор, который обеспечите вы с дядей, у нас очень много. Я буду поставлять тебе людей, а ты переводить их через границу. О деньгах договоримся -- мне 40%, тебе -- 60%.

Уснуть этой ночью Степану не удалось. Предложенные афганцами деньги не давали покоя, но ведь никакого дяди-пограничника у него не было. Однако утром молодой человек пришел к Мазену.

-- Я только что с почты, говорил с дядей. Его заинтересовало твое предложение, однако он говорит, что две тысячи за одного нелегала -- это очень мало. Такая услуга стоит не меньше 3 тысяч. Но, если группа большая, вам сделают скидку. Вы платите 25 тысяч, и через неделю он переведет в Венгрию 10 человек. Причем, венграм платить уже не придется.

Думали афганцы недолго. Уже на следующий день Степа вместе с представителем афганцев Ахматом отправились в Закарпатье.

Освещать «государственную границу» было решено с помощью автомобильного аккумулятора

Приехав в родное село, Степа первым делом закрыл своего афганского друга в сарае, жестами объяснив, что он должен сидеть тихо и никуда не выходить. После того, как Ахмат был надежно спрятан от посторонних глаз, Степа отправился в гости к своему другу.

-- Помоги мне, и я тебе хорошо заплачу, причем в долларах. В лесу на перевале нужно устроить пограничную заставу.

-- Что значит «устроить пограничную заставу»?

-- Обыкновенно: срубить вышку, повесить прожектор, вскопать контрольно-следовую полосу, протянуть колючую проволоку, поставить шлагбаум. Тебе и твоему куму придется переодеться в военную форму, вы будете пограничниками. А я…

-- Степа, ты что, с ума сошел?

-- Я так и знал, что ты меня за психа примешь! Нет, я не только здоров, но и хочу заработать немного денег сам и дать заработать тебе. Ночью через нашу границу мы проведем десять афганских нелегалов. За коридор они хорошо платят: за одну ночь вы с кумом получите по две с половиной тысячи долларов! Пока они доберутся до настоящей границы и поймут, что их надули, мы разберем нашу заставу и разбредемся кто куда. Не думаю, что они будут нас искать.

-- А если они в милицию на нас заявят?

-- Объясняю еще раз: они -- афганские нелегалы, которые, к тому же, не говорят ни на одном языке, кроме своего родного. Да и кто им поверит? А мы на их глупости неплохо заработаем.

-- А ведь ты прав! -- Степин товарищ пришел в восторг.

Две ночи мошенники аккуратно срезали в лесу пласты дерна и укладывали их в кустах около того места, где должна была пройти «граница» Украины и Венгрии. Потом они перекопали и заровняли граблями полосы земли, уходившие в лес от дороги. В центре «контрольно-следовой» полосы молодые люди сделали забор из колючей проволоки. Все остальное время они посвятили изготовлению шлагбаума, пограничной вышки и гербового столбика. Труднее всего было провести на «пограничную заставу» электричество: до ближайшей линии электропередач было пять километров. Но хитрые ребята и тут сумели выкрутиться: освещать «государственную границу» было решено с помощью автомобильного аккумулятора. Когда почти все было готово, Степан вызвал из Киева остальных афганцев. Их так же, как и Ахмата, спрятали в сарае, сказав, что просидят они взаперти только до темна, а ночью их переправят в Венгрию.

Шлагбаум и пограничную будочку мошенники вкопали за пятнадцать минут. После чего приятель Степана вместе со своим кумом переоделись в военную форму и «заступили на охрану государственной границы». «Охраняли» недолго. Через полчаса на дороге появился Степан вместе с афганцами. Липовые пограничники быстро выписали нелегалам какие-то бумажки и открыли шлагбаум. Прощаясь со счастливыми и растрогавшимися афганцами, Степан объяснил им, что на венгерской заставе, до которой десять(!) километров, их будут ждать и по выданным «украинскими пограничниками» справкам впустят в страну.

Доверчивые, ничего не понявшие афганцы скрылись в лесу. А мошенники стали ликвидировать «государственную границу»: шлагбаум с будкой выкопали и сожгли, в огонь отправился и гербовый столбик, и забор из бревен и колючей проволоки. Контрольно-следовую полосу заровняли и покрыли дерном. «Пограничники» и «проводник» сели в машину и вернулись в село. Степан рассчитался со своими товарищами и в то же утро уехал в Киев.

P. S. По словам Степана, в институте и общежитии он больше никогда не появлялся. Его заветная мечта сбылась: он приобрестл не «гостинку», а двухкомнатную квартиру. Сегодня Степан живет в «спальном» районе столицы и работает грузчиком. Киевская прописка счастья ему не принесла: институт он так и не закончил, семьей не обзавелся. Почему? Говорит, что не нуждается в дипломе и в жене с сопливыми детьми. Он много пьет, а, захмелев, вспоминает о своей студенческой жизни. Нужно отметить, что рассказать дважды одну и ту же историю он не может -- все время появляются новые, совершенно невероятные домыслы. Вполне возможно, что и этото повествование, о знакомстве с нелегалами, только плод воображения пьющего, никому не нужного человека.