Інтерв'ю

Автор музыки к «Бременским музыкантам» Геннадий Гладков: «Из-за своей бешеной загруженности Муслим Магомаев приходил на запись мультфильма ночью, падая от усталости»

0:00 — 20 лютого 2010 eye 1809

Знаменитый композитор отметил 75-летний юбилей

Геннадий Гладков считает публичные юбилеи… досрочными поминками, а награды — «бижутерией для попсы». Поэтому свой 75-й день рождения замечательный композитор отметил очень скромно, в кругу друзей, которых наряду с женой, сыном и музыкой собственного сочинения считает своим самым большим богатством.

«Благодаря психологу я целых пятнадцать лет не употреблял алкоголя»

 — Годы не те, — объясняет Геннадий Игоревич в ответ на мой вопрос о причинах столь скромного празднования юбилея.  — Другое дело, когда я был молодым. Кровь бурлила, хотелось перевернуть мир. Я обожал запрещенный джаз. Сначала играл его в пионерских лагерях, на танцульках, потом, когда меня втихаря взяли в джаз-банд, — на закрытых мероприятиях. Уставал ужасно. Мысль была одна: как бы побыстрее упасть на кровать.

 — Как же вас, такого увлеченного музыкой, занесло в химический техникум?

 — Когда отец нас бросил, пришлось срочно добыть путёвую профессию. Существовал стереотип, что музыкой много не заработаешь. А в техникуме я имел неплохую стипендию. Позже, возобновив отношения с отцом, я понял, что без музыки не могу жить. Поступил в Московскую консерваторию и стал нагонять упущенное семимильными шагами. На моем курсе учились ребята лет на пять младше меня, поэтому я не имел права сачковать.

 — Неужели студенческие годы только учебой и запомнились?

 — Да все было: пьянки, гулянки… Безобразничали мы не по-детски. Любили наряжаться в женское одеяние и ходить по улицам, напевая цыганские мелодии. Нам бросали деньги. На эти деньги мы покупали выпивку и ходили друг к другу в гости, где устраивали вечеринки.

И все же на первом месте у меня всегда была работа. Если не будешь постоянно работать, Бог мгновенно отнимет талант. Многие талантливые композиторы забывали об этом правиле и на моих глазах спивались, сгорали на всех этих вечеринках. Нервы у людей искусства всегда на пределе. Тут недолго и сорваться.

 — Характер, я слышал, у вас взрывной. Если что, можете и по физиономии заехать…

 — Если заденут честь моих друзей или мою — ни секундочки сомневаться не буду! Помню, однажды из-за этого даже в больницу попал с тяжелым ранением. Как-то в нашем дворе появился парень, который начал задираться ко всем. Я сделал ему замечание. Слово за слово — началась драка. В какой-то момент мой противник неуловимым движением вынул из кармана ножик и ударил им меня в спину. Я упал. Кровью залило всю шубу (дело было зимой). Лежал и ничего не чувствовал. Меня подняли. Каким-то чудом я умудрился на своих(!) ногах дойти до ближайшего медицинского пункта. Дошел и уже там упал. Меня срочно отвезли в Институт имени Склифосовского. Слава Богу, рана была неглубокой. Тот парень потом приходил ко мне в палату. Извинялся. Как оказалось, у него отец был… милиционером. Для них обоих этот инцидент мог закончиться печально. Я хама простил, и ему дали незначительный срок условно. Впрочем, это парню не помогло: через полгода он ограбил аптеку и уже получил сполна.

 — Сейчас бы тоже ножа не испугались?

 — Прожив 75 лет, я понял одну истину: нужно уметь вовремя уйти от конфликтной ситуации. Меня этому и личный психолог учил. Я им обзавелся после серии трагических событий в моей жизни. Сначала умер отец. Потом сгорела дача. Я сильно налег на спиртное, у меня начался продолжительный запой — настоящий, русский. Не знаю, как я при всем при этом умудрялся еще и работать. Благодаря психологу, который провел со мной полный курс реабилитации, я вышел из этого затянувшегося кризиса и потом целых пятнадцать лет вообще не употреблял алкоголя. Даже пива.

Так вот, психолог научил меня быть более сдержанным. Но если люди не понимают по-хорошему, что прикажете делать? Был у нас когда-то в Москве Центральный дом работников искусства. Однажды перед моим выступлением один человек мне очень сильно нахамил за кулисами. Я набросился на обидчика, быстро совладал с ним, но тут подоспели его дружки, начали меня мутузить. Один из них даже пугал саблей из реквизита. В общем, прижали меня к стенке. В последний момент я крикнул: «Вася!» На крик молнией прибежал мой близкий друг Василий Ливанов (Шерлок Холмс из телесериала о приключениях знаменитого сыщика.  — Авт. ). А так как Вася человек отчаянный, то ему не составило труда разбросать этих хамов по сторонам. Вдвоем мы быстро навели порядок. Кому-то даже челюсть сломали. Я как ни в чем не бывало выступил на сцене, а потом мы с Васей поехали ко мне домой пить коньяк за наше здоровье.

«Жена до сих пор смеется: «Если бы не Васька Ливанов — ты бы на мне не женился»

 — Здоровье, стало быть, коньячком поддерживаете?

 — Мое здоровье поддерживает моя собака — она меня каждый день выгуливает. (Смеется. ) Очень люблю грибы собирать в лесу — такой воздух! Это же настоящее здоровье! Мы с супругой заядлые грибники.

Жена у меня вообще молодец. Она всю жизнь была моим тылом: кормила, одевала, обстирывала меня, растила. Сын, правда, корит нас за то, что в свое время не настояли на том, чтобы он стал музыкантом. Стал компьютерщиком. Может, внук унаследует от деда наклонность к музыке.

Кстати, 19 февраля исполнился ровно 51 год, как мы с женой вместе. Мы всегда отмечаем двойной праздник — мой день рождения и годовщину нашей свадьбы.

 — Расскажите, где и как вы познакомились.

 — Мы вместе учились в музыкальном училище. Во время учебы ходили в агитационные лыжные походы по глухим деревням Подмосковья. Играли музыку и пели. Жена у меня очень красиво пела, у нее прекрасное сопрано. По образованию она дирижер-хоровик. Сразу после училища мы и поженились. Благодаря Василию Ливанову.

 — ??

 — А вы думаете, в 24 года осмелиться жениться легко? Погулять-то хочется! Но Вася Ливанов мне сказал: «Девка хорошая. Надо жениться! Замешкаешься — уведут. Потом будешь жалеть!» Не послушать своего лучшего друга я не мог. Жена до сих пор надо мной посмеивается: «Если бы не Васька — ты бы на мне не женился». Доля правды в этом есть. Ливанов, действительно, первый авторитет в нашей семье. Он крестил моего сына и вообще много чего мне дал.

 — В свое время, кажется, именно Василий Ливанов привел вас на «Союзмультфильм».

 — Вклад Ливанова в мою карьеру трудно переоценить. Начиная с дипломной работы — мультфильма «Самый, самый, самый», который вышел на экраны в 1966 году, — и до нынешнего времени, мы с ним работаем плечо в плечо. Это Вася познакомил меня с режиссером «Бременских музыкантов», своей однокурсницей Инессой Ковалевской. Я тогда даже не мог себе представить, что мультик станет шлягером. Большую лепту в успех первой части внес Олег Анофриев, который сам вызвался озвучивать всех персонажей и справился с этим блестяще! Во время работы над второй серией Олег стал капризничать, опаздывать на работу. Было решено вызвать на озвучку Муслима Магомаева. Из-за своей бешеной загруженности он приходил в студию ночью. Но даже падая от усталости, Муслим суперпрофессионально исполнял свои партии. Единственный персонаж, которого он не успел озвучить, — король. За неимением под рукой других артистов короля пришлось озвучить мне. Услышав на следующий день мое исполнение, Магомаев сказал: «Мне нравится, как Гладков поет за короля. Пусть остается». Вообще, Магомаев оказался очень скромным и хорошим человеком, несмотря на мировое признание.

- Правда, что герои мультфильма были срисованы с реальных людей: Трубадур — с Элвиса Пресли, звери — с «битлов», а принцесса — с жены Юрия Энтина, автора текстов песен в «Бременских музыкантах»?

 — Так думали наши госчины, из-за чего возникли проблемы со второй частью мультика — «По следам бременских музыкантов». Сразу пошли разговоры о влиянии Запада. Но за нас вступился секретарь Союза композиторов СССР Тихон Хренников. А помог он нам по одной причине: когда Тихон Николаевич укладывал внука спать, тот не засыпал, пока дед не включал ему пластинку с «Бременскими музыкантами».

 — Геннадий Игоревич, вы можете назвать себя счастливым человеком?

 — Конечно! Если бы еще не болеть (композитор болен диабетом.  — Авт. )… Недавно вот перенес приступ радикулита. А в профессии я уже почти все сказал. Всего достиг. Получил все награды.

 — Кстати, о наградах. Звание народного артиста России вам дали не так давно, в 2002 году. Не обидно, что так поздно?

 — Не обидно. Понимаете, я в свое время вообще выступал против всех этих званий. Почему в Германии, Франции или Великобритании нет таких званий? Глупо представить себе, допустим, Баха с приставкой народный артист Германии.

Звание народного выбили для меня мои друзья. Родион Щедрин обивал кабинеты чиновников, но тщетно. Когда дело застопорилось, другой мой друг дозвонился на открытую прямую линию к Владимиру Путину и заявил: «Такой замечательный композитор, как Геннадий Гладков, не имеет звания народного артиста. Почему?» Через неделю мне позвонили и сообщили, что указом президента Российской Федерации мне присвоено звание народного артиста. Я поначалу думал, что это розыгрыш. Как выяснилось, все по-настоящему. Но до сих пор на своих афишах подписываюсь просто: композитор Геннадий Гладков.

Из досье «ФАКТОВ»

Геннадий Игоревич Гладков родился 18 февраля 1935 года в Москве в семье музыкантов. Его дед был аккомпаниатором знаменитой Лидии Руслановой, отец играл в джазовом оркестре Александра Цфасмана — первом джаз-оркестре в Советском Союзе. После 7-го класса поступил в химический техникум, по окончании которого работал в НИИ красителей. В 1966 году окончил аспирантуру Московской консерватории имени П. И. Чайковского, занимался преподавательской деятельностью.

Всесоюзную известность Геннадию Гладкову принесла работа над музыкальным мультфильмом «Бременские музыканты», вышедшим на экраны в 1969 году. В конце 1960-х Гладков начинает сотрудничать с Марком Захаровым (в то время — режиссером Московского театра сатиры). Им написана музыка к захаровским кинофильмам «12 стульев», «Обыкновенное чудо», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», «Убить дракона».

Музыка Гладкова звучит в более чем 50 кинокартинах, в частности, таких известных, как «Джентльмены удачи», «Собака на сене», «Дон Сезар де Базан», «Дульсинея Тобосская», «Человек с бульвара Капуцинов». В ряде фильмов — как мультипликационных, так и игровых — композитор сам исполнил свои песни (»По следам бременских музыкантов», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Голубой щенок», «Пока безумствует мечта», «Дульсинея Тобосская», «Формула любви»).

Геннадий Гладков — народный артист России, обладатель двух кинопремий «Ника» (за музыку к фильму «Убить дракона» и мюзикл «На бойком месте»). Академик Российской национальной академии кинематографических искусств и наук. Член Союза кинематографистов России и Союза композиторов России.

Женат, имеет сына.