Події

Пенсионер сергей мартиросян, отправляясь в дорогу вокруг земного шара, сказал жене: «ухожу на 10 лет»

0:00 — 8 червня 2000 eye 424

На днях 67-летний ереванский путешественник из Киева отправился в Израиль, чтобы затем пройти к горе Арарат по пути библейского Ноя

Несмотря на свой возраст, Сергей Мартиросян бодр духом, инициативен и весел. По его словам, за шесть лет странствий он ничем, кроме простуд, не болел, зато пешком обошел 55 стран -- примерно 37 тысяч километров. Чтобы одолеть расстояние, равное длине экватора, недостает каких-то трех тысяч километров. Пройти их -- ближайшая цель путешественника. На днях он пришел в Киев, проделав путь от Скандинавского полуострова, а вчера на самолете должен был вылететь в Израиль. Оттуда Сергей Мартиросян отправится в самый, пожалуй, сложный свой переход по Ближнему Востоку к горе Арарат -- это путешествие по пути Ноя приурочено к 2000-летию Рождества Христова.

«Повсюду мне помогает армянская диаспора»

До выхода на пенсию Сергей Мартиросян путешествиями не увлекался. В молодости был спортсменом-бегуном, затем занимался фотожурналистикой.

-- В 61 год вышел на пенсию. Как другие старики, просиживать днями за игрой в домино не захотел, вот и решил: пойду посмотрю мир, -- рассказывает Мартиросян. -- Своей супруге Светлане (мы живем в пригороде Еревана) заявил: «Придется тебе ждать мужа десять лет, как Пенелопе -- чем я хуже Одиссея?» Свое слово держу. По крайней мере, путешествую пока с удовольствием. Примерно раз в две недели звоню жене. Периодически возвращаюсь домой -- в «отпуск». В дороге провожу по 9--10 месяцев в году. А чтобы путешествие имело общественную цель, занялся антивоенной агитацией -- я ведь пережил ужасы карабахской войны. Поэтому, когда шла война на Балканах, побывал в Югославии, а недавно -- в Чечне, правда, недолго: двигаться по стране, где идет война, очень сложно и опасно. Из Югославии, например, мне помог выбраться офицер украинского миротворческого батальона.

Путешествовать начал с перехода через Европу. Затем пересек с востока на запад Соединенные Штаты и Южную Америку. Побывал в Северной Африке. Практически повсюду, в том числе и в Киеве, мне материально помогает армянская диаспора, а иногда русская. К тому же, находятся молодые люди армянского происхождения, которые сопровождают меня по своей стране -- так было в Германии и Испании. Денег, как правило, хватает на питание в кафе и ночлег в кемпингах. Мне мила любая кухня -- к счастью, могу есть все, как в молодости. И от чарки, если предлагают, не отказываюсь.

Мою сумку после Египта многие считают талисманом. Туристам египетские власти запрещают подниматься на пирамиды -- каждый ведь норовит унести по камешку. Но я добился разрешения. Узнавшие об этом туристы долго не отпускали меня, требуя, чтобы я взял «наверх» какую-либо их вещицу -- зажигалку, ручку, серьги… Считается, что вещь, побывавшая на вершине пирамиды, приносит удачу. Так что мне пришлось тащиться в гору с тяжеленной наполненной до отказа сумкой. Но почти всегда она полупустая: кроме документов, ношу с собой запасную майку, бритвенный прибор да бутерброд.

Пришлось ночевать на горбу верблюда

-- Порой приходится туго: когда нет денег, перебиваюсь хлебом и водой, ночую под открытым небом, -- продолжает Сергей Мартиросян. -- Доводилось ночевать даже на горбу верблюда. На переходе из Каира в Александрию пристроился в попутчики к какому-то арабу. На спине его верблюда мы и устраивались на ночлег. На песке спать опасно -- там много змей, скорпионов… Благо, такие испытания выпадают нечасто. Хожу в основном вдоль автодорог по 30--35 километров в сутки -- спешить-то мне некуда. Общаюсь с жителями, прессой, встречался с губернатором Калифорнии, мэрами многих городов США и Европы.

Одежды мне много не нужно -- в одной футболке проходил пять лет. Она и сейчас со мной как запасная. А вот обувь (я предпочитаю кроссовки) менять приходится часто -- примерно раз в месяц.

К счастью, в дороге пока обходилось без серьезных эксцессов. Разве что однажды в Польше чуть было не завязалась драка с туристами с Кавказа. А в основном люди попадаются радушные. Помогает и то, что за рубежом с большим, чем у нас, интересом относятся к таким энтузиастам, как я. Это, кстати, помогает и при переходе границ -- куда ни придешь, везде тебя уже знают и препятствий не чинят.

Сейчас я хочу пройти по пути Ноя. Меня на это подвигнул покойный уже католикос Армении Георгий. При встрече он сказал: «Где бы ты ни был в 2000 году, посети Иерусалим и отправься оттуда по пути апостолов». Я это сделаю, но пойду дальше -- к горе Арарат. Хочу поспеть туда к ноябрю. Сил, думаю, хватит: дед мой прожил 118 лет, так что закваска у Мартиросянов крепкая.