Пенсионеры Житомира и Тернополя уже испытали его на себе
Машина «скорой помощи» подрулила к дому. У подъезда сухонькая старушка махала рукой: мол, к больному сюда. «Проходите, -- женщина распахнула перед медиками дверь, -- я вас чаем угощу». «Вы к пациенту нас проводите», -- начал было врач. «Это я вызвала «скорую», -- смущенно улыбнулась женщина. Хозяйка провела растерянных медиков к накрытому столу, усадила их в кресла. А сама порхнула к старенькому пианино. Она играла одно произведение за другим, ловко подбрасывая ногой западающую педаль. Откланяться оказалось непросто. Пришлось ввести старушке успокоительное и уйти, когда лекарство подействовало. Вслед уходящим «гостям» прозвучало полусонное: «Приезжайте еще, мне так одиноко »
В наше сложное время за бортом жизни оказались самые незащищенные -- старики. Чувствуют себя покинутыми даже те, у кого есть родственники, -- что уж говорить об одиноких. Однако Украина не первая страна, оказавшаяся в подобной ситуации. Во время Второй Мировой войны пожилые люди Великобритании тоже испытали на себе гнетущее чувство «никомуненужности». Но они не стали накапливать негативные эмоции -- они объединились. Так появилась общественная организация «Age Concern England»(ACE) -- «Забота о пожилых в Англии». Организовались группы самопомощи пожилых людей. Разве так сложно позвонить соседке и поинтересоваться ее здоровьем или помочь ей сходить за покупками? От этого всегда выигрывают оба старичка, потому что чувствуют: они нужны друг другу «Age Concern» приобрела огромное влияние -- с ее мнением считается даже британское правительство. К 1995 году организация имела уже 1400 региональных представительства, благодаря ей в стране улучшили государственные службы для людей преклонного возраста: теперь эти службы сконцентрированы в одном месте и старикам не нужно ездить по всему городу, да и чиновники держатся куда доброжелательнее, чем раньше.
-- Подразделение «Age Concern» есть в каждом городе Британии, -- рассказывает менеджер по проектам ACE Джон Смитсон. -- Наша организация вот уже 70 лет отстаивает интересы пожилых людей. И делает это не ДЛЯ НИХ, а ВМЕСТЕ С НИМИ, ведь никто не знает о потребностях стариков больше, чем они сами. И все же люди преклонного возраста так беззащитны! У нас в стране, к сожалению, бывают случаи дискриминации людей по возрастному признаку. Мы провели эксперимент: актриса, загримированная под дряхлую старушку, приковыляла в магазин и попросила отрезать ей небольшой кусочек ветчины. Продавец отказался это сделать, и женщина ушла ни с чем. Через полчаса, вернувшись в магазин молодой красивой дамой, она попросила тот же «малюсенький» кусочек и немедленно его получила. Молодые не понимают, что старость никого не минует. А ведь бороться за права людей престарелых -- значит бороться за свою жизнь, здоровье и независимость. Этим и занимается «Age Concern».
Почему бы Украине не использовать британский опыт? Международный благотворительный фонд «Исследовательский центр социальной политики» и «Age Concern England» решили помочь пожилым людям нашей страны создать свою организацию: «Турбота про лiтнiх в Українi» -- «Забота о пожилых в Украине».
-- Конечно, у нас не может быть все, как у британцев, -- говорит заместитель директора «Исследовательского центра социальной политики» Галина Полякова. -- Но какая-то часть пережитого ими наверняка пойдет нам на пользу. Несколько лет назад я побывала в Английском доме престарелых. На двести «пациентов» там было всего шесть человек обслуживающего персонала, большую же часть работы старички выполняли сами. Я даже расплакалась от зависти. А второй раз плакала уже в Украине: впечатлившись увиденным в Великобритании, зашла в один из наших «приютов» для престарелых. И попыталась вдохновить старушек на помощь самим себе, сказала: «Бабуленьки! Давайте вместе полы подметем!.. » А в ответ услышала: «Мы свое отпахали, пусть теперь молодые работают». Но мне очень хотелось как-то объединить украинских стариков. А тут еще и англичане предложили сотрудничество!
Для начала группы самопомощи решили организовать в трех городах страны: в Тернополе (название города показалось британцам созвучным со словом Чернобыль), в Житомире и в Старокиевском районе Киева (в этом районе столицы пенсионеров гораздо больше, чем в других). Всех лидеров организованных групп самопомощи пригласили на учебный семинар, помогли им определиться, с чего и как начинать работу.
Житомирская и тернопольская группы первым делом организовали выставки творческих работ людей преклонного возраста. Как гордились старички своими работами: мол, смотрите -- рано еще списывать нас со счетов, мы еще многое можем! А вот в Киеве группа самопомощи не прижилась. И администрацию Старокиевского района программа не заинтересовала, и сами старички из центра столицы оказались людьми непростыми. Вдова какого-то партийного босса ностальгически вздыхала об ушедших временах: «Путевка за рубеж стоила совсем недорого, чуть больше тысячи рублей». Понятное дело, перспектива кому-то помогать эту бабулю ничуть не вдохновляла. Ей ведь не объяснишь, что для многих тысяча рублей тогда была огромной суммой и, чтобы прожить от получки до получки, тысячи семей берегли каждую копеечку. Как в молодости, так и в старости: одни помогают ближним постоянно -- их этому научили трудные годы войны и жизни в коммуналках. Другие, запершись в оставшихся от прошлого дорогих квартирах, вздыхают по безвозвратно ушедшей безбедной жизни.
-- Работу с Киевскими пенсионерами мы начали раньше, чем с пожилыми людьми из других городов, но по сей день результатов не получили, -- вздыхает Галина Николаевна. -- Решили создать группу в Днепровском районе: может быть, в отдалении от центра города люди окажутся более открытыми. Зато тернопольская и житомирская группы включились в работу сразу. В их активе -- умные женщины, не привыкшие сидеть сложа руки, да и горадминистрации начинание поддерживают. Но это только начало! В ближайшее время мы собираемся организовать группы самопомощи пожилых еще в нескольких городах страны. Главное -- чтобы старики поняли: это их шанс изменить свою жизнь. Правда, работать им предстоит «за бесплатно», но дома-то они сидят тоже бесплатно, да еще и в страшном, гнетущем одиночестве.
Кто-то скажет, что попытка объединить украинских пенсионеров -- дело безнадежное. Однако вот уже более 12-ти лет в Киеве работает благотворительный фонд «За выживание», созданный пожилыми киевлянками, которые в наше трудное время хотят не только выжить сами, но и помочь нуждающимся. Впрочем, как говорится, не хлебом единым Недавно в столичной школе N 49 представительницы фонда встретились со старшеклассниками, чтобы обсудить проблему взаимопонимания молодежи и людей в возрасте.
-- Идею этой встречи я вынашивала давно, -- рассказывает президент фонда «За выживание» Фаина Нейман. -- Многие из наших женщин не встречают понимания в семье. А ведь нужно так немного: чтобы внуки рассказали бабушкам о своих друзьях, делах да их самих выслушали. Но ребята замкнуты на компьютерах и телевизорах -- до общения ли тут?!
И вот -- встреча. Чтобы снять напряжение, затеяли чаепитие, за чаем и познакомились. Завязать разговор помогла импровизация: школьник на время взял на себя роль дедушки, а одна из пожилых женщин -- роль внука. Ситуация разыгрывалась самая банальная: мальчик приходит из школы домой и затевает с дедом перебранку по поводу разбросанных вещей и невымытых рук. Ситуация всем знакомая. Но любопытно, что школьники приняли сторону не детей, а взрослых. Одна из девочек рассказала: «Только после смерти бабушки я поняла, как мне ее не хватает. И жалею, что многого не успела для нее сделать».
-- Накануне встречи я переживала: поймут ли друг друга школьники и бабушки, -- рассказала нам директор школы N 49 Алла Сулейманова. -- Ведь все строилось на экспромте. Я и не думала, что дети так остро чувствуют возникающее в семье взаимное непонимание! Несколько раз мне даже пришлось выходить из кабинета: от услышанного слезы подкатывали. Мы решили, что такие встречи нужно проводить регулярно.
Выходит, у наших бабушек и дедушек есть силы не только объединяться с людьми своего поколения, но и искать взаимопонимания с молодежью. А значит, все у нас получится! Однако прежде чем создавать группы самопомощи в остальных городах Украины, руководители программы решили найти общий язык с администрациями, для чего пригласили их представителей на семинар. Но оказалось, что проблемой стариков озабочены только в 14-ти областях страны. Впрочем, оно и понятно: тревожно включаться в совершенно новое дело, да и денег за это не обещают
-- Нельзя все сводить к деньгам: главная опора любого дела -- люди! -- говорит президент «Исследовательского центра социальной политики» Семен Глузман. -- Знаете, чем наши земляки отличаются от иностранцев? Приходя просить деньги, наши говорят: «Дайте миллион -- и я покажу, на что способен!» И конечно же, не получают ни копейки. Иностранец формулирует просьбу иначе: «Вот чего я добился без денег. Если дадите мне еще десять тысяч, то сделаю то-то и то-то». И ему дают деньги.