Події

Полгода назад районный хирург василий пытлык, сломавший по пути на операцию ногу, два ребра, получивший сотрясение мозга, спас больного, а сам стал инвалидом

0:00 — 9 червня 2000 eye 351

От удара и боли доктор потерял сознание…

В материале нашего собкора Ярослава Галаса «Сложную операцию находящемуся в критическом состоянии больному районный хирург Василий Пытлык провел… с переломанными ногой, ребрами и сотрясением мозга», опубликованном 4 февраля с. г. , «ФАКТЫ» рассказали об уникальном случае, произошедшем в ночь на 13 января в городе Калуш Ивано-Франковской области.

Вкратце напомним эту историю. Поздно вечером заведующему урологическим отделением -- районному хирургу-урологу территориального медицинского объединения Василию Пытлыку позвонили из больницы: поступил 42-летний мужчина в тяжелейшем состоянии, нужна срочная операция, высылаем машину.

Василий Михайлович быстро оделся, спустился на улицу навстречу приближающимся ярко горящим фарам «скорой» и… неожиданно упал в невидимый в темноте открытый люк канализационного колодца. От удара и боли доктор на какой-то миг потерял сознание. Но благодаря спортивной закалке быстро выбрался и доковылял до машины. Благо, в сумке с документацией по годовому отчету были обезболивающие таблетки.

Кстати, эта сумка, в момент падения застрявшая между стенкой отверстия и его телом, выполнила роль клина, и Василий Михайлович не упал на дно колодца, на чугунные вентили. Иначе могло быть куда хуже.

В больнице коллеги быстро обследовали пострадавшего, сделали обезболивание, на сломанную в двух местах ногу наложили гипсовую лангетку, помогли дойти до кабинета, чтобы передохнул. И вскоре медсестра на каталке привезла хирурга в операционную. В течение полутора часов Василий Михайлович делал больному сложную операцию. То стоя, то сидя на стуле-вертушке.

После успешно проведенной операции хирург закрылся, чтобы снять окровавленный халат, и потерял сознание…

Нечто подобное мы встречали разве что в рассказах о войне, когда израненные бойцы и офицеры не выпускали из рук оружия до последнего вздоха. И редакционный коллектив «ФАКТОВ» был единодушен в том, что человек, совершивший в мирные дни такой поступок, заслуживает звания «Герой нашего времени», учрежденного нашей редакцией.

«Эта травма у меня не первая»

Но получить положенные лауреату почетный диплом и ценный подарок -- дорогую импортную магнитолу -- мужественный доктор смог лишь полгода спустя, на днях: ему пришлось долго лечиться. В результате инвалидность, до сих пор преследуют боли. Пришлось отложить до лучших времен защиту кандидатской диссертации (Пытлык -- аспирант-заочник Киевского НИИ урологии и нефрологии). Да что там диссертация… Молодую жену и двоих маленьких детей мог осиротить!

В ответ на мое ворчание Василий Михайлович, 43-летний, крепкий на вид мужчина с типичной негероической внешностью интеллигента, немножко растерянно промолвил:

-- Так ведь больного надо было спасать… -- он сказал это так, словно стыдился неожиданно вырвавшихся громких слов. -- Понимаете, совесть потом бы замучила. Работаю уже двадцать лет. И не встречал врачей, которые могли бы привыкнуть к смерти. Мне кажется, любой врач переживает, когда погибает больной. Это не всегда заметно внешне. Но в душе… Я так и не научился сообщать печальные вести родственникам.

Да, внешне Василий Михайлович по-прежнему жизнерадостный, оптимистичный, общительный человек, хотя каждый шаг нынче дается ему с трудом. Оказывается, случившееся с ним, так сказать, на производстве несчастье -- не первое в его жизни. Несколько лет назад оперировал человека, пострадавшего в автокатастрофе. Сшивая разорванные вены, из которых хлестала кровь, нечаянно уколол себе палец иглой. А через месяц заболел тяжелой формой гепатита B.

-- Тогда я впервые сам заглянул смерти в глаза, -- вспоминает доктор. -- Спасло меня, пожалуй, то, что практически не пью спиртного, семь лет назад бросил курить, был спортсменом, до сих пор являюсь квартирным «моржом». Что значит квартирным? На речку бегать далеко, времени нет. Так я круглый год в ванной холодной водой обливаюсь.

О том, как заразился гепатитом, Пытлык тоже рассказал как-то легко, с улыбкой. Дескать, да, было дело. Но одолел, слава Богу. Стало быть, и прочие трудности одолеем. Такие, как он, пожалуй, умеют исцелять словом…

-- Знаете, я пришел к выводу, что для выздоровления пациента важно не терять духовный контакт с ним. Даже после успешно проведенной операции, находясь дома, врач должен думать о нем. Это помогает, облегчает страдания. Вот и получается, что практически вся жизнь врача -- это работа.

На какие-то увлечения, хобби времени почти не остается. В детстве я неплохо рисовал, окончил художественную школу. Сейчас, к сожалению, не до этого. Но уроки живописи научили меня хорошо различать тончайшие оттенки цветов. И по цвету тканей, крови я могу определять состояние оперируемого, подсказываю иногда реаниматологам.

Из-за работы я и женился-то поздно, в 35 лет. Ведь и в выходные, и в праздники нередко приходится все бросать и ехать в больницу.

«Пациент попросил оперировать его без анестезии»

Какова же зарплата районного хирурга, специалиста высшей категории? Немногим более 200 гривен, а на руки «чистыми» -- 194. Как же удержаться от набившего оскомину вопроса насчет оплаты труда его западных коллег? Как человек, побывавший на стажировке в тамошних клиниках, Василий Михайлович назвал нам такие суммы, что сообщить их вам, уважаемый читатель, не рискнем. Иначе вам тут же понадобятся услуги логопеда, кардиолога, психиатра, уролога и реанимации.

Но Пытлык верит в лучшее будущее Украины.

-- Наши люди более разносторонне образованны, -- говорит Василий Михайлович. -- И, если хотите, более духовны. Богатство и комфортные условия жизни, знаете ли, расслабляют. Конечно, у Запада нам стоит многому поучиться. Но и боготворить и слепо копировать его не следует. У нас ведь тоже есть немало хорошего.

-- Вы верите в свою звезду или в Бога?

-- Без этого нельзя. Несколько лет назад поступил к нам в больницу пожилой мужчина. Шестьдесят семь лет, гражданин Австралии, а живет в Аргентине. Он украинец, приехал навестить родные края -- а тут ущемление грыжи, нужна срочная операция. Грыжа для нас -- мелочь, ерундовая операция. Но пациент огорошил нас неожиданной просьбой: «Оперируйте без всякой анестезии!» А это уже не мелочи. Болевой шок может окончиться очень плохо. Зачем такой риск старику?

Он сказал: «Посмотрел вот я, как живет народ в нашей Украине. Трудно живет, тяжко ему. Но надо трудиться с верой в сердце. И операцией без обезболивания хочу доказать, что глубокая вера в Бога поможет народу Украины перенести любые физические и моральные страдания». Лихо завернул? Но риск-то оставался. В случае чего у медиков могли возникнуть серьезные неприятности. Обследовав пациента, пришли к выводу, что может выдержать. Нашли в законодательстве формальную причину, по которой больной имеет право отказаться от анестезии. Вместе с хирургом Иваном Приймаком мы сделали операцию, длившуюся около часа. На случай непредвиденных осложнений ввели в вену иглу, чтобы потом сосуд не искать и можно было быстро ввести необходимые для спасения препараты. Старик держался мужественно, хотя видно было, что ему больно. Однажды даже давление упало, мы немного испугались. Пациент, находившийся в полном сознании, извинился, что забыл предупредить: такое с ним иногда случается, это не страшно. И в самом деле, давление и пульс вскоре нормализовались. Больше никаких осложнений не было. Через семь дней его выписали в удовлетворительном состоянии.

«Жить надо так, чтоб потом не было больно»

-- Рано или поздно каждому из нас придется подводить итоги земной жизни, -- говорит хирург. -- Мне часто приходится общаться с безнадежно больными, ожидающими своего часа. И, как правило, эти люди, знающие о приближении кончины, жалеют не о том, что приходится оставлять какие-то земные блага и удовольствия. Они сожалеют о том, что не так жили, кого-то обижали, что недостаточно сделали добра ближним. Стало быть, нашему обществу по-прежнему следует зубрить цитату о том, что жить надо так, чтобы потом?..

В упомянутой февральской публикации сообщалось, что спасенный Василием Пытлыком простой сельский мужик, узнав о том, что приключилось с врачом и в каком состоянии тот вытаскивал его с того света, попросил у Василия Михайловича прощения: дескать, врач пострадал как бы из-за него. А что же истинные виновники -- организация-хозяин злосчастного колодца? Вот кому бы на самом деле и прощения попросить не мешало бы, и о материальной компенсации подумать.

Из-за необходимости лечиться Пытлыку было не до судебных тяжб. Да и не в его это характере. К тому же нынче оказалось, городские власти до сих пор не могут определиться с хозяином колодца.

Чтоб они все были здоровы!

На прощанье мы подняли бокалы за здоровье доктора Пытлыка и всех его пациентов.