Події

«хлопцы еще в рубашке родились! -- утверждают спасатели. -- ведь падение со 150-метровой высоты равнозначно смертельному приговору»

0:00 — 13 червня 2000 eye 692

Упавшие в гранитный карьер криворожские школьники все куникулы проведут на костылях

Гранитный карьер криворожского камнедробильного завода «Октябрьский» закрыли два года назад. Поставили охранников сторожить ржавеющие экскаваторы, установили заграждения и запретительные знаки. Но разве детвору остановишь? Попасть туда, куда вход воспрещен, -- в этом для нее всегда был особый шик. А полазить по гранитным плитам на головокружительной высоте, доказывая, что ты не трус, считалось настоящей доблестью… Мальчишки ходили в карьер табунами. Вблизи зона обрушения казалась совсем не страшной. Островки буйной зелени неподалеку, мелкая речушка, нашедшая путь среди камней… Чем не место, чтобы отпраздновать последний звонок?

25 мая после торжественной линейки ученики 8-В класса средней школы N 32 -- две Тани, Лена, Алина, Марина, Галя, Артем и Женя -- отправились в карьер на пикник. О драматических событиях, разыгравшихся в тот день на карьере, «ФАКТЫ» уже сообщали. После того как была отвергнута криминальная версия случившегося и милиция пришла к выводу, что произошел несчастный случай, корреспондент «ФАКТЫ» встретился с непосредственными участниками событий.

«Если ты со мной не станешь встречаться, я прыгну в карьер!»

На карьере уже отдыхали школьники из близлежащих школ. Некоторые сидели группками вместе с… учителями. Взрослые не находили ничего предосудительного в том, чтобы пойти со школьниками на прогулку в зону обрушения. Куда, мол, еще повести детей? Светило солнце, и ребята стали загорать. Артем пошел с Мариной к воде и о чем-то долго с ней беседовал. За этой смуглой симпатичной девушкой пытались ухаживать многие ребята из класса, нравилась она и Артему. После разговора с Мариной парень вернулся в компанию явно чем-то расстроенный.

Посидев немного с друзьями, он, не сказав никому ни слова, неожиданно полез на гранитный гребень, нависающий… над пропастью! «Девочки! -- встревожилась Марина. -- Надо его остановить! Когда мы с ним говорили, он сказал, что бросится в карьер, если я не стану с ним встречаться!» Подбежав к обрыву, одноклассницы стали умолять Артема не дурить и вернуться наверх. «Пусть Марина тебя не любит, я тебя люблю, только не прыгай!»- воскликнула Лена, пытаясь предотвратить беду.

«Но мне хотелось побыть наедине, -- вспоминает в разговоре со мной детали произошедшего Артем, -- поэтому я им сказал: «Все будет нормально, успокойтесь!», и продолжал сидеть на камне. » Ситуация накалялась. Кто-то из девочек заплакал. Подружки со страхом следили за каждым движением Артема, боясь, что он покончит с собой из-за неразделенной любви. Ведь все знали, как парень «сохнет» по Марине, пишет ей записки, даже перешел из другой школы, чтобы только быть рядом с ней.

Разбираться, всерьез говорил Артем, что прыгнет в карьер, или в шутку, времени не было. И Женя стал спускаться к другу на гранитный гребень, издалека уговаривая его не делать глупостей. Вдруг нога предательски поехала по глине вперед, и Женя начал сползать в бездну. «Я хотел его ухватить на лету, подавал руку, но не смог дотянуться, -- сокрушается Артем. -- Женя был от меня слишком далеко».

Увидев, что одноклассник покатился в пропасть, Артем рванулся вслед за ним, вряд ли в состоянии реально оценивая обстановку. Ведь безопаснее было к месту, где упал Евгений, спуститься обходной дорогой, которая опоясывала карьер серпантином. Но Артем говорил, что в тот момент у него была одна мысль: добраться поскорее до истекавшего кровью друга. Перескакивая с уступа на уступ, он не заметил, как нога шагнула в пустоту… Пролетев расстояние высотой с четырехэтажный дом, Артем упал на гранитную площадку и потерял сознание. Когда очнулся, увидел, что к нему спустились девочки из старших классов, тоже отдыхавшие в посадке возле карьера. Спросили у него, сможет ли идти сам. Хоть из носа хлестала кровь, страшно болела нога, но двигаться самостоятельно Артем мог. И парень стал потихоньку по обходной дороге выбираться наверх…

«Для отца Жени, смотревшего, как сына поднимают из каменной бездны, минута казалась вечностью… »

-- Сообщение о том, что в карьере «Октябрьский» разбились двое подростков, поступило нам 25 мая в 16. 22, -- рассказывает заместитель командира Терновского военизированного горноспасательного отряда Николай Кутафин, руководивший операцией по спасению. -- По сигналу тревоги на место происшествия выехало два отделения -- Терновского и Криворожского военизированных горноспасательных отрядов -- общей численностью 17 человек, в том числе аварийно-спасательная мобильная группа, в состав которой входили три специалиста-респираторщика и дипломированный врач, обученный по методике медицины катастроф. На месте ситуация прояснилась. Один мальчик сидел уже наверху в окружении девочек. Они его успокаивали, гладили по голове. Второй, прокатившись 60 метров, как мячик, по всем гранитным выступам, упал на один из них, не долетев до дна карьера метров девяносто. Мы срочно развернули операцию по его спасению.

Первым делом по канатам вниз спустились шесть горноспасателей, наш врач и доктор кареты «скорой помощи», уже дежурившей наверху. Сделали парню обезболивающий укол, наложили шину на ногу и повязку на голову, поскольку он получил черепно-мозговую травму. Затем увязали его в специальные носилки -- в них человека можно нести в любом положении, не опасаясь, что выпадет. Поднимать подростка наверх следовало с большой осторожностью, ведь в зоне обрушения, где постоянно сыпались мелкие камни, мог свалиться на голову экземпляр и покрупнее.

Наши люди разбились на несколько групп. Одна группа спустила сверху страховочные канаты, к которым спасатели, находившиеся внизу, привязали носилки с пострадавшим. И, медленно карабкаясь с уступа на уступ, начали транспортировать парня наверх. Было бы легче, если б стена была отвесной. Но склон, изломанный гранитными уступами, затруднял и усложнял передвижение. К тому же надо было соблюдать предельную осторожность, чтобы самим не сорваться в пропасть. При всей сложности ситуации наши работники справились очень оперативно -- всего за 30 минут…

Но для отца Жени Жернова, который с отчаянно бьющимся сердцем наблюдал, как медленно -- метр за метром -- вытаскивают его сына из каменной бездны, эти минуты показались вечностью…

«Накануне ночью мне приснился покойный отец»

-- В тот день у нас дома было торжество. Мы с мужем отмечали годовщину свадьбы -- 15 лет совместной жизни, -- рассказывает мама пострадавшего Жени Жернова Людмила Владимировна. -- Начали собираться гости. Тут прибегает детвора: «Тетя Люда, вы только не переживайте, ваш Женя упал в карьер, но он живой!». Муж сразу же побежал туда, а у меня все внутри оборвалось. «Вот, -- думаю, -- Люда, к чему тебе сон этот снился!» Накануне мне приснился покойный отец, который стоял в какой-то большой яме, наполненной грязью, и звал к себе Женю. Тот стал к нему подходить: «Дедушка, что ты здесь делаешь?» Но дедушка вдруг чего-то испугался и говорит: «Женя, немедленно уходи! Здесь темно и холодно. Возвращайся домой, там тепло и светло!.. » После этого сна я расстроилась, и весь день ждала неприятностей, но к вечеру успокоилась и обо всем забыла. И тут вдруг сообщают такое!.. Когда муж вернулся и сказал, что с сыном все в порядке, гости заплакали от радости. Застолье, конечно, пришлось отменить.

-- О случившемся я узнал только на следующий день, утром, -- вспоминает брат пострадавшего Артема Приймака Максим, выпускник 11-А класса средней школы N 32. -- Никакого предчувствия не было. Наоборот, все складывалось замечательно. У меня 25 мая день рождения, да еще в школе последний звонок. Мы решили это хорошо отпраздновать и гуляли с одноклассниками целую ночь. В школу вернулись только под утро. А тут классная руководительница и говорит: «Твой брат чуть на тот свет не отправился вместе с одноклассником -- они упали в карьер». Я почувствовал, что теряю сознание, и еле успел сесть на лавку. Очнулся от того, что друг хлопает меня по щекам…

Да еще откуда-то пошел слух, что Артем якобы столкнул Женю с обрыва. Мама расстроилась ужасно. Начала ругать Артема: «Что ты наделал! Как я его родителям в глаза теперь посмотрю?» Но потом пришли девочки со своими родителями и рассказали, что Артем, наоборот, хотел поймать Женю, когда тот стал падать, но не удержался, и сорвался сам.. Мама немного успокоилась, но все равно, такой стресс пережила…

«Иногда о случившемся мы узнаем, когда ребенку уже не поможешь… »

Все, кто был на этом карьере и заглядывал в бездну 150- метровой глубины, говорят, что мальчишкам невероятно повезло.

-- Упасть с высоты четырехэтажного и остаться в живых -- такое в нашей практике встречается всего второй раз, -- комментирует ситуацию Николай Кутафин. Хлопцы в рубашке родились! Их спасло то, что обрыв был не отвесным, а шел пологими гранитными уступами -- какое-то время они катились по камням и траве, это немного тормозило падение… К тому же приземлились они на мелкие камешки, а не на огромные острые каменные глыбы, которыми утыкано дно карьера.

К сожалению, иногда из карьеров нам приходится доставать детей уже мертвыми. Если ребенок не разбивается о камни насмерть, то погибает от того, что не успевают оказать ему медицинскую помощь. Ведь иные смельчаки идут «покорять горы» в одиночку, никому ничего не сказав, и о случившемся мы узнаем, когда ребенку уже не поможешь.

Сегодня ребята залечивают раны. У Артема размозжена пяточная кость, разбито лицо. Он лежит в Криворожской сельской больнице, где работает медсестрой его мама Ольга Ивановна. Евгений с вывихом тазобедренного сустава, ранами лица лечится во второй городской больнице. Оба парня получили легкое сотрясение мозга и… урок на всю жизнь. «Ни за что теперь туда не полезу!» -- восклицает Женя, только сейчас осознавая, что был на волосок от смерти. «Наверное, меня спас крестик на шее, который повесила мама, -- говорит подросток. -- Ведь я никогда его не снимаю». «Что скажешь Артему, когда выйдешь из больницы?» -- спрашиваю я. «На него у меня обиды нет. Сам ведь решил полезть уговаривать его вернуться наверх. Я так боялся, что он бросится вниз. Жалко было бы, если б Артем разбился -- он хороший парень… ».

Единственное, о чем сожалеет подросток, -- что безнадежно испорчены все каникулы и лето придется провести на костылях…

P. S. Как сообщил «ФАКТАМ» руководитель операции по спасению пострадавших в карьере детей Николай Кутафин, за успешное ее проведение командир Терновского горноспасательного отряда Виктор Косинский объявил благодарность командиру отделения Вадиму Коротичу и респираторщикам Александру Савченко, Юрию Буркату, Владимиру Кукушкину и Эдуарду Шинкареву. В отряде это -- единственная возможность отметить отличившихся работников. Премий здесь давно не дают, а задолженность по зарплате -- уже около года…


«Facty i kommentarii «. 13-Июнь-2000. Человек и общество.