-- Добрый день! Беспокоит вас Рафал Александр Наумович, старший научный сотрудник Академии наук Украины. Мои родители и единственный брат живут в США. Однако мне уже трижды отказали в возможности их повидать, ссылаясь на то, что я там якобы начну искать работу. Мне -- 53 года, английского языка я не знаю и не собираюсь оставаться в США. Хочу только повидать родных. Что это за закон такой, на основании которого мне уже трижды в этом отказывают?
-- Я не уполномочен решать вопросы, относящиеся к компетенции консульского отдела посольства США. Но позвольте объяснить в целом визовую политику Соединенных Штатов. Требования визового закона моей страны очень жесткие! Главное -- соискатель визы должен доказать, что у него есть достаточно прочные связи со своей страной, которые послужат гарантией его возвращения по истечении срока визы. Ему следует четко объяснить цель своей поездки, а также указать, на какие средства он будет жить во время этого путешествия. Безусловно, в США действует презумпция невиновности, однако в визовом законе (и только в нем) содержится требование к чиновникам, то есть консульским работникам, рассматривать каждого соискателя визы как потенциального иммигранта или возможного нелегального работника. И только если желающий посетить США докажет обратное, лишь тогда ему будет выдано разрешение на въезд в страну. Я уверен, что многие консульские работники сами хотели бы, чтобы критерии для выдачи визы были мягче. Но у них нет выбора, они обязаны выполнять закон, который принят американским Конгрессом. К сожалению, ситуация с украинскими туристами у нас такова, что визовый режим менять нельзя: многие из получивших временную визу пренебрегали сроком ее действия, оставались на более длительное время, а то и пытались нелегально работать. И это, конечно, тоже влияет на решение консульских работников при рассмотрении конкретных случаев. Но хочу заметить, что отказ этот не является бессрочным. Более 60 процентов людей, обращающихся за неиммиграционными визами различных типов, получают разрешение на въезд. Так что вам я могу только посоветовать сделать еще одну попытку, когда ваши обстоятельства изменятся в лучшую сторону.
Мне жаль, но должен вам сказать, что послы, согласно инструкции Госдепартамента, не могут вмешиваться в дела выдачи визы. Но, повторяю, вам имеет смысл снова обратиться в консульский отдел и доказать, что у вас достаточно крепкие связи со своей страной -- Украиной -- и что в Штатах вы пробудете недолго и обязательно вернетесь на Родину.
-- Здравствуйте! «ФАКТЫ»? Лариса Александровна из Киева, президент организации «Донна», объединяющей женщин-инвалидов, перенесших рак молочной железы. Господин посол, я читала, что если Лазаренко признают виновным в США, то все его имущество и средства, находящиеся на счетах в американских банках, останутся в Америке. У нас очень бедная организация. Мы не имеем ни спонсоров, ни особой поддержки. Так нельзя ли хотя бы 0,05 процента денег экс-премьера перечислить нашей организации?
-- Имущество и счета Лазаренко в банках США будут конфискованы только в случае признания судом вины экс-премьера. Что же касается вашей просьбы, то в подобных случаях существует практика взаимодействия американских правоохранительных органов с коллегами из стран, гражданами которых являются владельцы конфискованного, не исключающая возможности достичь договоренности о получении части конфискованной собственности и денег.
К примеру, в результате сотрудничества правоохранительных органов США и Украины несколько американских компаний заплатили большие штрафы за незаконные поставки алкоголя в Украину и Украине была передана сумма в 1 млн. долларов. Пока очень трудно сказать, что может произойти с собственностью господина Лазаренко, если она будет конфискована. Я не исключаю, что может быть поставлен и решен вопрос о разделе этого имущества, но это должны между собой обсуждать и решать правительства наших стран.
-- Это «ФАКТЫ»? Меня зовут Анна, я из Киева. Господин Пайфер, интересуетесь ли вы украинским искусством и бываете ли на выставках и вернисажах? Проводите ли обменные культурные акции между нашими странами?
-- Когда мне удавалось находить свободное время, я посещал некоторые галереи, выставки в Киеве и в окрестностях. К сожалению, свободное время удавалось выкроить нечасто. Но хочу сказать, что отдел прессы, образования и культуры нашего посольства очень активно работает в области культурных обменов. Нашей основной задачей в этом направлении мы считаем ознакомление украинцев с образцами американского искусства и культуры.
-- Добрый день! Город Кременчуг, Славко Геннадий. Я преподаватель украинского вуза, доцент. Моя работа включена в программу американской конференции «Эй-эс-би». Есть ли американские организации в Украине, которые занимаются финансированием подобных поездок ученых?
-- Я бы вам посоветовал обратиться в отдел прессы, образования и культуры посольства США в Украине. У нас постоянно действуют программы обмена в области образования, бизнеса и культуры, их участники посещают Соединенные Штаты. В прошлые годы в Штатах по таким программам побывали в среднем по 1500 человек в год, а в 2000-м мы надеемся выйти на цифру 2400.
-- Добрый день! Это горячая линия «ФАКТОВ»? Звонят из Черткова Тернопольской области, Короед Николай Романович. Мой дед похоронен в Нью-Йорке. Могу ли я поехать к нему на могилу, и как это можно сделать?
-- Вам надо обратиться в посольство за обычной туристической визой. Для этого не нужно специальное приглашение. Пришлите факсом заявление, в котором укажите дату и место своего рождения, а также время, когда вы хотели бы поехать в Соединенные Штаты, и вам назначат собеседование для получения визы. Конечно, ваше дело тоже рассмотрят с точки зрения цели поездки, наличия средств для ее осуществления, и не являетесь ли вы потенциальным иммигрантом. Если вы будете соответствовать требованиям визового закона, вам будет дано согласие на поездку США.
-- Сердечно вам благодарен!
-- Это «ФАКТЫ»? Мотина Антонина Федоровна. Моя дочь в 1991 году выехала в Америку, но гражданства пока не получила. Она биолог, работала в Канаде на реакторе. Два года назад дочь заболела, ей сделали операцию. А с октября прошлого года у меня от нее нет никаких сведений. На звонки никто не отвечает Не могли бы вы посоветовать, куда нам обратиться, чтобы ее разыскать?
-- Есть два варианта. Вы можете обратиться в консульский отдел украинского посольства в Вашингтоне, и они помогут ее найти, связавшись с правоохранительными органами по месту жительства вашей дочери. Другой -- вам самим попробовать связаться с местными правоохранительными органами, с полицией той местности, где проживает ваша дочь. Но, думаю, легче это сделать через консульский отдел посольства Украины в Вашингтоне.
-- Добрый день! Константин Корниенко, Луганск. Господин Пайфер, существует ли в США синдром боязни Чернобыля? Боятся ли до сих пор американцы последствий этой катастрофы? Не опасались ли вы и ваша семья ехать в Киев?
-- Думаю, американцы считают, что последствия Чернобыля -- это прежде всего риск для людей, живущих в Украине. Около 20 лет назад на атомной станции «Тримайл-айленд» в Пенсильвании тоже произошло серьезное происшествие. Последствия той аварии были далеко не такими масштабными, как у вас, но они очень сильно повлияли на отношение американцев к ядерной энергетике. Кстати, та авария совпала во времени с попыткой правительства проанализировать, сколько же на самом деле стоит ядерная энергия. Приняв во внимание все аспекты производства такой электроэнергии и необходимость потом иметь дело с ядерными отходами, специалисты пришли к выводу, что ядерная энергетика далеко не так дешева, как казалось раньше. Поэтому последние 10 лет мы новых реакторов и атомных электростанций не строили. Более того, было решено не достраивать несколько атомных реакторов, хотя они на тот момент были уже на 80% готовы.
-- Благодарю ваше правительство и президента Клинтона за моральное и финансовое участие в судьбе Чернобыля, а вас -- за то, что нашли время побеседовать с читателями такой популярной газеты, как «ФАКТЫ».
-- Каковы, на ваш взгляд, негативные элементы в решении вопроса между США и Украиной по совместному уменьшению ядерной угрозы и ликвидации стратегического наземного оружия?
-- Я, собственно говоря, не вижу негативных аспектов в этой работе. Мне кажется, это был чудесный пример тесного сотрудничества между украинскими и американскими военными. Время от времени возникали некоторые противоречия, но они в итоге снимались, благодаря очень дружеской атмосфере. Например, приблизительно полтора года назад возник вопрос по поводу ликвидации межконтинентальной баллистической ракеты СС-24. США предлагали сжигать двигатель ракеты и все топливо, находящееся в ней. У нас это делается в специально оборудованном, герметическом помещении, откуда выбросы не попадают в атмосферу и не наносят вреда. А украинские военные -- изъять и переработать топливо, сделать из него взрывчатку другого назначения -- скажем, для взрывных работ в шахтах.
После переговоров мы согласились с вариантом, который предлагала Украина, и теперь продолжаем сотрудничать, чтобы совместно убедиться в безопасности этого метода. И вот что я заметил: если у нас и возникают в ходе этой программы какие-то противоречия, то они касаются не того, что мы должны делать, а -- как это сделать. Все это решается быстро в деловой обстановке.
-- Неужели за несколько часов пребывания Билла Клинтона в Киеве удалось решить все намеченные вопросы? Как вы оцениваете итоги визита президента США в Украину?
-- Я считаю этот визит удачным. Конечно, хотелось бы, чтобы у президента было больше времени на пребывание в Украине. Но все-таки основные задачи удалось выполнить. Очень продуктивными и содержательными были переговоры президентов Кучмы и Клинтона, в результате которых достигнуты крайне важные договоренности. Главными из них я считаю обещание Украины закрыть Чернобыльскую АЭС к 15 декабря и ответное -- президента Клинтона -- выделить на завершение саркофага 78 млн. долларов. Содержательным было обсуждение хода реформ в Украине и ее европейского внешнеполитического курса, которому президент Клинтон выразил самую искреннюю поддержку. Об этой поддержке он неоднократно говорил в своих публичных выступлениях и в частных беседах.
Были подписаны несколько соглашений, из которых я хочу выделить наиболее важные. Во-первых, это проект альтернативного ядерного топлива для атомных электростанций Украины. Сейчас Украина получает его лишь от одного поставщика. Согласно договору, подписанному на прошлой неделе министром энергетики США Биллом Ричардсоном и его украинским коллегой Сергеем Тулубом, США выделяют 30 млн. долларов для того, чтобы Украина могла покончить с такой монополией и определиться с альтернативным источником снабжения ядерного топлива. Возможно, ваша страна и не воспользуется возможностью купить этот альтернативный твэл, но сам факт существования конкурента может заставить вашего нынешнего поставщика снизить свою цену. По нашим оценкам, это позволит сэкономить украинским АЭС десятки, а то и сотни миллионов долларов, если принимать во внимание все время эксплуатации реакторов.
Вторым важным соглашением я считаю отмену квоты на коммерческие космические запуски. Теперь Украина может запускать сколько угодно американских космических спутников, без ограничений. Еще одним очень существенным достижением этого визита я считаю выступление президента США на Михайловской площади. Для Билла Клинтона это была прекрасная возможность рассказать не только правительственным чиновникам, но и украинскому народу о том, как американский президент видит дальнейшее развитие Украины. Да, к сожалению, это был короткий визит, но его значение трудно переоценить.
Кстати, интересно, что при подготовке подобных визитов вдруг обнаруживаешь, что за две-три недели, оказывается, удается сделать то, что при других обстоятельствах заняло бы два-три месяца.
-- Как долго Билл Клинтон учился произносить на украинском языке шевченковскую фразу «борiтеся -- поборете»?
-- У него было несколько минут перед речью.
-- Срок вашего пребывания в Украине истекает. Скажите, вам будет сниться Киев?
-- Думаю, в Киеве я пробуду еще до конца июля. После двух с половиной лет работы и жизни в Украине мне, конечно, будет очень не хватать Украины. Надеюсь, что моя дальнейшая работа все-таки позволит мне сюда приезжать в будущем.
-- Что вас больше всего впечатлило в нашей стране?
-- Народ. Больше всего -- народ! Украинцы мне кажутся очень теплым, очень открытым и гостеприимным народом. Это самое неизгладимое впечатление, которое я увезу с собой в Америку. Кроме того, у меня сложилось четкое представление об Украине как стране с мощным потенциалом: это -- умные, талантливые люди, это -- колоссальные природные ресурсы и огромный потенциал сельскохозяйственного производства. Ваша страна владеет некоторыми весьма впечатляющими технологиями. Когда смотришь на Украину, видишь все факторы, которые необходимы для достижения успеха. На мой взгляд, вам сейчас надо только создать условия, при которых все эти факторы, или потенциал могут быть реализованы. И я надеюсь, что это произойдет очень быстро, потому что украинцы того заслуживают.
P. S. Детальную информацию по поводу визовой политики США можно получить по Интернет-адресу посольства США в Украине: http//www. usis. kiev. ua
Материал к печати подготовлен отделом политики
«Facty i kommentarii «. 15-Июнь-2000. Политика.