Україна

«Если ребенок увлекается самолетами, это вовсе не значит, что ему обязательно следует поступать на факультет самолетостроения. Возможно, из него получится хороший диспетчер»

0:00 — 24 лютого 2010 eye 545

Накануне вступительной кампании эксперты Государственной службы занятости рассказали будущим абитуриентам и их родителям, на что стоит обратить внимание при выборе специальности

Найти работу в нынешнее время непросто. Найти хорошую работу по специальности — еще труднее. А найти хорошую работу по специальности сразу после института — это задача высшего порядка. Недаром в ходе международной конференции Всемирной ассоциации государственных служб занятости, которая прошла в Киеве, директор Государственной службы занятости Украины Владимир Галицкий подчеркнул, что больше всего от кризиса пострадала именно молодежь. По данным ассоциации, ежегодно на мировой рынок труда выходят 45 миллионов молодых мужчин и женщин, которым только предстоит начать свою трудовую карьеру. И хорошо, если они выбрали специальность, которая будет востребована. А если нет? О том, что поможет правильно определиться с будущей профессией, «ФАКТАМ» рассказала заместитель начальника управления организации предоставления социальных услуг Государственного центра занятости Инна Бондини.

«Работодатели снова смотрят на вкладыши в дипломах, причем особое внимание уделяют предметам по специальности»

 — Выбирая будущую профессию, подростки обычно просматривают объявления о вакансиях и находят должности «побогаче»…

 — Увы, при этом они не учитывают требований к претендентам: в работе с молодежью самым сложным является приведение уровня притязаний в соответствие с требованием работодателя. Ведь выпускник вуза мало что может продемонстрировать, кроме диплома.

 — Ну, многие считают, что уже само наличие вузовского диплома говорит о многом. Хотя бы о том, что человек умеет учиться…

 — Не факт. Скажу так: диплом не будет лишним. Более того, сейчас работодатели снова начали смотреть на вкладыши в дипломах.

 — Их интересуют оценки?

 — Да. Причем особое внимание уделяется предметам по специальности. Мало того, претенденту нередко предлагают пройти профессиональный тест, чтобы он смог показать свой реальный уровень знаний.

 — Увеличивает ли шансы на получение работы красный диплом?

 — И красный диплом, и грамоты, и победы на олимпиадах, и зарубежный опыт (учеба по студенческому обмену), и участие в конференциях — все это может сыграть в пользу претендента. По крайней мере работодателю станет ясно, что человек занимал активную позицию.

Но мы начали не с того: чтобы человек мог легко и с удовольствием учиться в вузе, нужно определить, к чему у него есть способности и к чему он стремится. Если он будет учиться через силу, то и последующая работа ему может даваться с трудом.

 — То есть при выборе будущей профессии не стоит говорить: «Мама лучше знает, что тебе нужно»?

 — Естественно, родители всегда хотят своему ребенку лучшей доли. Но у многих еще остался советский стереотип: неважно, какое образование, лишь бы был диплом. Понятно, что у пап и мам есть свой круг знакомств, и они потом трудоустроят свое чадо. Но такие «устроенные» дети часто бросают институт, работу и кардинально меняют профессию.

К тому же у ребенка может просто не оказаться нужных способностей. Мы всегда говорим, что выбор будущей профессии основывается на трех китах: «хочу», «могу» и «нужно». Что касается «хочу», то школьнику необходимо в первую очередь определиться со своими интересами и устремлениями, планами и профессиональной сферой. Заметьте, не с самой профессией, а с отраслью, в которой он хотел бы работать.

В начальной школе у ребенка формируется стойкий интерес к какому-либо виду деятельности: он посещает кружки, различные художественные и спортивные секции, смотрит фильмы, читает книжки. В процессе этого постепенно проступает то, что ему больше всего нравится.

 — Если ребенок в восемь лет разбирает все игрушечные машинки, то его в будущем может ожидать карьера инженера?

 — Что-то вроде этого. На данном этапе родителям очень важно наблюдать за ребенком и направлять его интерес в практическое русло…

 — Купить любопытному ребенку конструктор?

 — Или же отправить в кружок юных техников, который можно найти в доме детского творчества. К средним классам у многих ребят проявляется стойкий интерес к какой-либо деятельности.

«Профконсультант не только анализирует результаты тестов, но и наблюдает за тем, как человек их проходит»

 — Большинство 12-летних детей хотели бы стать футболистами, актрисами или делать компьютерные игрушки…

 — Вот для этого и существует второй кит -»могу». Это уровень развития психологических качеств личности, которые позволяют успешно заниматься той или иной работой. Впоследствии эти качества, развиваясь, становятся, как мы говорим, профессионально важными. Здесь простыми родительскими наблюдениями не обойтись, на данном этапе должны подключаться школьные психологи и профконсультанты.

 — Неужели непонятно, что, например, невнимательному человеку трудно работать бухгалтером?

 — Вот тут вы не правы! Характеристики личности настолько обширны, что многие люди просто не улавливают нюансы. Например, один мой клиент прошел тесты из книжки. Первый тест показал, что он общительный, а второй — что он малоконтактен. Человек пришел ко мне с вопросом: как такое может быть? А ведь может… Контактность — это способность заводить новые социальные связи, а общительность — способность их поддерживать, общаться в определенной компании. Если человек не контактен, он тяжело знакомится с новыми людьми. Но это вовсе не значит, что он не может поддерживать уже возникшие дружеские отношения. Такие маленькие нюансы обычно ставят человека в тупик. И объяснит это только психолог.

 — Как интересно…

 — Именно поэтому нужно пройти профессиональное психологическое тестирование. Например, подростку нравятся самолеты, поэтому он хочет идти на самолетостроение. Но ведь строительство самолетов вовсе не предполагает героических авиапутешествий, это кропотливая работа с чертежами. Ему придется сидеть в конторе и вычерчивать какой-нибудь узел аппарата. Неужели он об этом мечтал? А может, он хотел их ремонтировать или быть диспетчером? К тому же нужно учесть, что человеку позволяет состояние здоровья. И если он не сможет быть летчиком или инструктором по прыжкам с парашютом, не исключено, что из него выйдет техник или авиаконструктор.

 — По-моему, пройти тесты несложно. Интернет переполнен онлайн-опросниками.

 — Не все так просто. Действительно, сегодня существует много тестов. Но далеко не все они годятся для профессионального исследования. У нас на интернет-портале (www. trud. gov. ua) в разделе «Пiзнай себе» есть ряд тестов, которые позволяют выявить основные склонности и психологические особенности личности. Но для того, чтобы окончательно определиться со своими «могу», необходимо живое общение с профконсультантом.

 — Зачем?

 — Для серьезной консультации нужны не просто тесты, а те, которые были составлены по научно-практическим методикам и проверены. Профконсультант не только анализирует результаты тестов, но и наблюдает за тем, как человек их проходит. Важно также собеседование после тестирования. Кроме того, существует ряд методик, которые невозможно внести в интернет-технологии.

 — Например, какие?

 — В частности, проективные методики, когда просят нарисовать дом, неизвестное животное, человека или продолжить предложение… Также есть методики, позволяющие определить предполагаемую реакцию на конфликтную или стрессовую ситуацию. Они обычно используются как дополнительные, но для специалиста являются не менее информативными и вместе с основными методиками позволяют составить целостную картину личности.

Свести воедино результаты нескольких тестов может только профессиональный психолог. Он уточнит, насколько они соответствуют друг другу. Возможно, потребуются дополнительные исследования. В наших центрах на консультацию уходит несколько дней — от предварительной беседы до выдачи рекомендаций…

«Хорошие автомеханики сейчас на вес золота»

 — Скажите, где можно пройти такие тесты с психологом?

 — В службе занятости. Причем бесплатно. Кстати, абитуриенты обращаются к нам все чаще.

 — Прийти может любой человек. Хоть студент, хоть школьник?

 — Хоть родитель! Хорошо, когда именно отец или мать первыми обращаются в нашу профориентационную службу, а потом уже приводят свое чадо.

 — Нужно просто прийти и сказать: мне нужно пройти тесты?

 — Практически так. В каждом центре занятости есть диспетчер. Человек говорит, что требуется помощь в профориентации, ему назначают время и выдают талончик.

 — Обращаться нужно по месту жительства?

 — Нет. В службу занятости по месту жительства нужно приходить только в том случае, если гражданин хочет стать на учет как безработный. А консультационные услуги у нас оказывают всем обратившимся, независимо от того, где они проживают.

Отмечу сразу: психолог не скажет, что вам нужно получить именно эту профессию и никакую другую. Мы даем рекомендации, в каком направлении лучше двигаться, а профессию человек выбирает сам.

И тут мы подходим к нашему третьему киту — «нужно». Здесь как раз поможет анализ рынка труда. И чем больше информации получит человек, тем проще ему будет определиться с выбором профессии. Любые кадровые сайты, помимо вакансий, предлагают массу дополнительной информации. Неплохо посмотреть прогнозы экономического развития, в какие отрасли предполагаются инвестиции и так далее.

 — Что это даст?

 — Знания о том, где потребуется рабочая сила. Также может быть полезна информация о создании предприятий, внедрении новых технологий. Например, очевидно, что благодаря компьютеризации производственных процессов спрос на IT-специалистов будет расти. Вопрос только в том, какое направление выбрать. Сегодня наиболее остро нужны разработчики программного обеспечения, веб-приложений. С развитием сферы разработок мобильных приложений и интернет-бизнеса, естественно, возникнет и спрос на специалистов в данной области.

Сегодня относительно стабильным остается спрос на врачей, учителей, инженеров. Продолжают набирать людей фармацевтический, телекоммуникационный, страховой секторы и торговые сети. Понятно, что даже в кризис люди не перестанут есть, покупать лекарства и говорить по телефону.

Также всегда и в любой сфере требуются рабочие. В службе занятости больше именно рабочих вакансий.

 — В данном случае мы говорим о поступлении в вуз…

 — Знаете, если человек любит копаться в автомобилях, ему это интересно и у него к такой работе способности, может, не нужно его ломать и заставлять тратить годы на ненужную учебу? Хорошие механики нынче на вес золота…

 — О да! Мне, как владельцу авто, это известно.

 — Люди мало знают не только о том, какие специалисты сейчас нужны, они нередко не понимают само содержание профессии. Поэтому у нас доступна, кроме базы вакансий, еще и информационная справка о специальностях. Абитуриент сможет узнать о профессии все — от истории ее создания до возможностей карьерного роста. Есть информация также о том, чем придется заниматься, какие качества необходимы, какие есть медицинские противопоказания и где данную профессию можно получить (учебные заведения, готовящие таких специалистов).

Более того, в школах всех крупных городов Украины мы установили 1730 профориентационных терминалов. С помощью таких устройств школьники могут как пройти тесты, так и ознакомиться с профессиями. Мы не забыли о родителях и учителях, для них есть специальные информационные блоки. Планируем оснастить такими терминалами все школы Украины. И тут уже от самих учеников будет зависеть, как они воспользуются предоставленным им объемом информации, смогут ли выбрать занятие по душе, которое им будет легко даваться и даст возможность содержать семью.