Об уникальных старинных автомобилях, которыми в прошлом владели известные личности, рассказывают столичные коллекционеры
На неработающем старинном автомобиле группа подростков скатывалась с высокой ухабистой горки, как на санках. По большому счету, этот автомобиль и автомобилем-то нельзя было назвать -- ни стекол, ни фар, полкузова отсутствовало, резина пробита, ходовая и мотор изъедены ржавчиной. Одним словом, колымага, место которой на свалке. Но, как впоследствии выяснилось, этой развалюхой оказалось старинное авто Вандера выпуска 1914 года -- редчайший в Европе экземпляр, стоимость которого на коллекционном рынке исчисляется десятками тысяч долларов
-- История найденной машины Вандера 1914 года выпуска не менее уникальна, чем сам автомобиль, и связана с Киевом, -- рассказывает Валентин Величко, председатель клуба старинных автомобилей «Автомузей». -- Как нам удалось выяснить, она принадлежала одному из первых киевских автомобилистов Иосифу Мостицкому, часовому мастеру, чья мастерская находилась на улице Владимирской, как раз напротив входа в Софиевский собор. Автомобиль Вандера попал в Украину во время немецкой оккупации в 1918 году. Немцы такие легкие машины использовали для связи между подразделениями. При отступлении немецкий железнодорожный батальон не успел вывезти автомобиль со склада в Житомире, где он находился в ящике в разобранном виде. Мостицкий, заядлый автолюбитель, разузнал об этой машине и затем купил ее. Но в ящике оказались только шасси и двигатель. Тем не менее Мостицкий умудрился самостоятельно собрать кузов, причем если в оригинале водитель и пассажир сидели друг за другом, как в самолете, то он, расширив корпус, посадил их рядом.
До самого начала войны Мостицкий ездил на своем Вандере, даже выступал на нем в цирке. Когда же фашисты оккупировали Киев, он разобрал машину и закопал ее. Так автомобиль пролежал в земле до самого освобождения города. Но, к сожалению, впоследствии Мостицкий, хоть и собрал его, до конца так и не восстановил. Долгое время машина стояла у него в сарае, пока каким-то образом не попала на ту самую горку. Сегодня этот уникальный экземпляр восстановлен, и западные коллекционеры готовы выложить за него не один десяток тысяч долларов. Кстати, эту историю нам рассказал Александр Лазаренко -- один из первых автомобилистов Киева, получивший права еще в 1916 году. Интересно, что этот автомобиль Вандера пришелся по душе авиаконструктору Олегу Антонову. Увидев его в 1982 году, он буквально влюбился в машину. Конструктор был большим любителем автомобильного антиквариата.
-- Не секрет, что для многих коллекционеров старинный автомобиль становится семейной реликвией.
-- Вы правы. В Киеве живет семья Побережных, хранящая на протяжении вот уже пятидесяти лет как семейную реликвию автомобиль ЗИС-101 Маршала Советского Союза Георгия Жукова, на котором он ездил в конце войны, будучи командующим Первым Украинским фронтом. Историю этой машины мне удалось отследить. Изначально она принадлежала генералу армии Ватутину, а после его гибели досталась Жукову, на которой он ездил до начала пятидесятых. Полковник Побережный служил с Жуковым еще до войны. Побережный был поражен генеральским ЗИС-101 еще в 1939 году, когда увидел машину на маневрах. С той поры автомобиль стал его мечтой. А в 50-х во дворе штаба Киевского военного округа он увидел машину вновь. Побережный купил ее, и теперь эту реликвию хранят его дочь и внук. Кстати, с этой машиной связан еще один интересный эпизод. Когда проходили съемки фильма о Великой Отечественной войне (по роману Николая Стаднюка «Война»), где Жукова, как всегда, играл Михаил Ульянов, знаменитый ЗИС-101 взяли для участия в картине. Рассказывали, что, когда во время съемок актер сел в машину маршала, он растроганно произнес: «Вот теперь я по-настоящему почувствовал себя Жуковым».
В Днепропетровске в частной коллекции хранятся персональный автомобиль Любови Орловой, на котором она ездила еще до войны, и «Линкольн-Зефир», принадлежавший семье Евгения Патона. Одна частная фирма нашла автомобиль, которым, вероятнее всего, пользовался Леонид Ильич Брежнев, работавший тогда еще в партийном руководстве Днепропетровской области. Этот ЗИМ белого цвета мы отреставрировали и теперь демонстрируем его на выставках. Интересно, что фирма так и осталась владельцем брежневского авто, и они используют его в представительских целях -- для встреч важных гостей и делегаций. Зарубежные коллекционеры оценивают эту машину в несколько тысяч долларов.
-- Как определяется ценность старинных машин?
-- Чем старше автомобиль, тем он ценнее, и год от года его стоимость увеличивается. Но в то же время машины, выпущенные в большом количестве, не имеют особой цены. Ценятся кабриолеты, старинные спортивные автомобили, родстеры и купе. Почти вдвое поднимается цена на машину, если модель эксклюзивна или принадлежала известным людям. В нашем клубе таких несколько. К примеру, «Мерседес-Бенц-230 W153» C класса времен Второй мировой войны. Только девятнадцать экземпляров этой модели увидели свет.
-- Я даже не знаю, сохранились ли еще где-то в мире экземпляры этой модификации, -- рассказывает владелец машины Алексей Бубликов, страстный поклонник старинных «мерседесов», врач по профессии. -- Насколько мне удалось установить, изначально машина принадлежала Эрику Коху, гауляйтеру оккупированной Польши, потом буквально несколько месяцев ею владел главный прокурор Одессы. После него автомобиль попал к Владимиру Колесникову -- полковнику инженерных войск, который во время Великой Отечественной войны был начальником оборонных сооружений Киевской, а затем Одесской областей. С ним меня свел случай. Я работал в гараже и ездил на отреставрированном своими руками «Мерседесе-170» выпуска 1936 года. Несмотря на давний год выпуска, особой ценности эта машина не представляла, так как производилась серийно -- было выпущено 100 000 экземпляров. Как-то Колесников подошел ко мне со словами: «Продайте эту машину. Это не ваша машина. » Я насторожился. Знаете, как раньше было, -- военный человек в чинах и при должности приказывает. Как тут не выполнить. Правда, я поинтересовался: «А на чем же я буду ездить?» Тогда старый военный привел меня к гаражу и, показав на вот этот мерседес сказал: «Вот автомобиль, достойный вас. » Я не знаю, почему именно мне Колесников захотел продать эту машину, ведь на нее имели виды многие коллекционеры. Наверное, ему понравилось то, как я восстановил предыдущую модель.
На восстановление и реставрацию ушло восемь лет, и только в прошлом году я впервые на ней выехал. Признаться честно, аварии не боюсь. Почему? Во-первых, удар такой трехтонной красавицы, как моя, будет весьма ощутимым. А во-вторых, дешевле будет столкнуться с шестисотым мерседесом, чем со мной. Уж очень высока ее стоимость. Я знаком с директором Классик-центра в Штутгарте -- крупнейшего музея автомобилей. Там такой машины нет, да и нигде в Европе не могут найти подобной. Мне же предлагали обменять мою машину (музей машины не продает и не покупает, а лишь меняет) на любую, какую только выберу из модельного ряда музея, -- от старинной до новейшей, как, например, мерседесовский джип (за несколько угловатые формы его называют «кубик»). Стоимость «кубика» с полной комплектацией -- около трехсот тысяч марок (150 000 долларов). Но я не соглашаюсь ни на каких условия. х Хочу, чтобы машина осталась в Украине, поэтому и продаю ее здесь за восемьдесят тысяч долларов. Этих денег хватит, чтобы купить и восстановить очередную модель, которую я жду уже пятнадцать лет, -- «Мерседес-300».
-- Не жаль продавать?
-- О чем вы говорите -- плакать хочется. Думаю, когда дело дойдет до продажи, не сдержу слез. Все-таки восемь лет работы. Для меня эта машина, как родное дитя. Но хочется еще что-нибудь сотворить своими руками. Изо дня в день перебирать по винтику частичку истории -- удовольствие, не сравнимое ни с чем.
-- Не меньшей ценой и эксклюзивностью отличается автомобиль «Лассаля» 1939 года, которых отделением фирмы «Кадиллак» концерна «Джэнэрал Моторс» было выпущено всего 404 штуки, -- рассказывает Владимир Винник, историк клуба, которого коллекционеры в шутку называют «живой энциклопедией». Как утверждают автомобилисты, больше, чем он, об истории автомобиля не знает никто. -- История этой машины связана с именами очень известных людей. В 1944 году автомобиль попал к генералу Клею, заместителю Эйзенхауэра, командующего экспедиционными войсками союзников в Европе. В 1945 году состоялась встреча Клея с генералом армии Соколовским, заместителем маршала Жукова. Тогда Соколовский подарил генералу хорошего дорогого коня. И чтобы не остаться в долгу, американец подарил советскому генералу свой «Лассаль». На этом автомобиле Соколовский ездил на Потсдамскую конференцию, на памятное заседание, где была подписана капитуляция Германии. Потом «Лассаль» достался сыну генерала. Соколовский-младший, тоже военный, служил в Белой Церкви, где и продал автомобиль профессиональному водителю, члену нашего клуба.
-- А за границей антикварные машины стоят столько же, как и у нас?
-- Как ни странно, у нас коллекционные машины стоят намного дороже, чем за границей. Это связано с тем, что рынок в Европе, в отличие от нашего, чрезвычайно насыщенный. Но в то же время спрос на наши отечественные автомобили -- «Волги», «Победы», ЗИСы -- пока высок, и стоят они там дороже. Если у нас «Победа» в полной оригинальной комплектации стоит тысячу долларов, то зарубежные коллекционеры могут выложить за нее пять тысяч. Да и уровень коллекционирования у нас несравним с западным. В Украине все гоняются за новыми моделями, а раритеты никого не интересуют. Но ведь, по сути, это вложение денег, да еще с дивидендами (цена хорошей модели возрастает день ото дня). Кстати, мне известно, что богатые люди в России уже начали привозить из-за рубежа антикварные машины.
Вообще, ценность коллекционной модели заключается в полной оригинальности всех ее деталей. Если деталь невозможно найти, ее изготавливают согласно чертежам оригинала. Даже полмашины в оригинальном виде представляет ценность. Такие экземпляры, к примеру, демонстрируются в Риге в Музее истории автомобиля.
-- А грузовые автомобили имеют коллекционную ценность?
-- Нет, у нас их практически никто не коллекционирует. Конечно, есть оригинальные модели. Интересная история связана с памятником воинам-автомобилистам, находящимся на Московской площади. Эту машину нашли в конце семидесятых во внутреннем дворе десятой обувной фабрики Киева. Несмотря на то что трехтонный ЗИС-5 был ровесником войны, он еще исправно ездил по территории фабрики, выполняя перевозку материалов. Его восстановили и отреставрировали, и в 1985 году на пьедестал памятника знаменитая трехтонка въехала своим ходом. Ее хоть сейчас можно завести, и она поедет. Меня часто спрашивают, сколько может хранится вот такая отреставрированная старинная машина. Могу сказать, что при хороших условиях -- вечно. Дело в том, что агрегаты и материалы старых моделей, отреставрированные и скрупулезно, по винтику, собранные вручную, намного надежней и неприхотливей, чем современные, и могут сохранятся значительно дольше.
За рубежом с грузовиками дело обстоит иначе, так как там финансовых возможностей больше. В западных странах преобладают частные коллекции, которым мог бы позавидовать любой музей. Что там только не собирают: и легковые, и грузовые, и гоночные машины. Есть даже коллекции тракторов и танков. Очень развиты клубы, где коллекционеры предпочитают собирать модификации одной машины, таким образом воссоздается вся ее история. К тому же западные коллекционеры могут позволить себе строить частные музеи. Один французский коллекционер собирает эксклюзивные английские машины. Можно лишь догадываться о его богатстве, если одна, даже серийная, модель может стоить сто или двести тысяч долларов. Да что там говорить, мне известно, что этот коллекционер своего любимого кота, когда тот заболел, подключил к аппарату искусственной почки. В Швеции живет очень богатый бизнесмен, коллекционирующий только «кадиллаки», которые экспонируются в выстроенном им же музее. Стоимость его собрания в несколько десятков машин даже трудно себе представить. Нам пока до этого далеко. И все-таки мы надеемся, что в недалеком будущем и в Украине будет создан автомобильный музей. В этом нам помогают и государственные органы, и общественные организации. Наши надежды обоснованы самой историей -- многие известные музеи рождались из частных коллекций.