Україна

Руководителя фирмы, недоплатившей в бюджет около 330 миллионов гривен, освободили из-под ареста по решению суда

0:00 — 22 червня 2000 eye 200

Незаконно освобожденного из-под стражи коммерсанта сразу же препроводили в больницу

По прогнозам первого заместителя председателя Государственной налоговой администрации Украины, начальника налоговой милиции Украины Виктора Жвалюка, количество преступлений в сфере налогообложения будет неизменно увеличиваться. Такова специфика нашего времени… И, соответственно, будет увеличиваться число уголовных дел, заведенных налоговой милицией по факту уклонения от уплаты налогов. Только за пять месяцев текущего года налоговая милиция Украины выявила более пяти тысяч фактов уклонения от уплаты налогов (это больше, чем за весь 1996 год). В суд направлено около 1940 криминальных дел, а бюджету возвращено более 1,3 миллиарда гривен.

Однако, по мнению Виктора Жвалюка, главное в работе подконтрольных ему служб -- не количество раскрытых преступлений, а их весомость. Именно поэтому налоговики стараются сосредоточить свое внимание на раскрытии преступлений, которые наносят наибольший вред государству: сейчас в производстве следственных органов находится более 30 дел, по которым государству нанесены убытки на сумму свыше 1 миллиона гривен.

К примеру, в Киеве было заведено дело в отношении сотрудников «Укрвнешхимпрома», которые не заплатили налог на прибыль в размере 35 миллионов гривен. Под следствием находятся должностные лица банка «Зевс» (сумма нанесенного государству ущерба составила 46 миллионов гривен).

В то же время Виктор Жвалюк подчеркнул, что важно не только раскрыть преступление, но и довести дело до логического завершения: наказать виновных и взыскать деньги в бюджет. А это бывает очень непросто. К примеру, следственное управление налоговой милиции Украины в настоящее время рассматривает дело по факту уклонения фирмой «Актив» от уплаты налогов (в частности, налога на добавленную стоимость). Ущерб, нанесенный государству этим предприятием, оценен в 328,4 миллиона (!) гривен.

Когда дело было заведено, следователи неоднократно вызывали директора предприятия для дачи показаний. Но в налоговые органы он так и не явился. Не нашли коммерсанта и по месту прописки в Харькове, поэтому были вынуждены объявить его в розыск. В результате директора «Актива» задержали в Ялте. Однако, несмотря на то, что сумма ущерба, нанесенного предприятием «Актив» бюджету, достаточно велика, в начале июня Новозаводской суд Чернигова постановил… освободить подследственного из-под стражи. Причем, по словам Виктора Жвалюка, секретарь суда лично занесла постановление в следственный изолятор. Естественно, ни следователь, ни прокурор не были своевременно поставлены в известность об этом решении суда.

Сразу же после освобождения коммерсанта препроводили в психоневрологическое отделение больницы, где ему поставили диагноз: «последствия простуды»… Правда, в тот же день он снова был задержан (санкцию на арест выписала прокуратура Черниговской области). И, поскольку члены Новозаводского суда отнеслись к коммерсанту слишком лояльно, было решено перенести дальнейшее расследование и рассмотрение дела в Киев.

В настоящее время подразделения налоговой милиции продолжают следствие по уже хорошо известным предприятиям «Буртекс», а также акционерным банкам «Брокбизнесбанк», «Крещатик», «Славянский». В целом, как отметил Виктор Жвалюк, ни одно резонансное преступление без нарушений налогового законодательства не обходится. Поэтому налоговики входили в состав следственно-оперативных групп, работавших по многим преступлениям. В частности, принимали участие в расследовании экономической деятельности печальноизвестной фирмы «Топ-сервис» (сотрудников которой обвиняют в организации ряда заказных убийств), а также государственной компании «Хлеб Украины».

Директор взял в своей же фирме кредит на одиннадцать миллионов гривен

Кстати, по словам Виктора Жвалюка, отечественные налогоплательщики порой находят очень простые, но весьма эффективные пути ухода от налогообложения. Например, генеральный директор днепропетровского общества с ограниченной ответственностью получил в своей же фирме (но как физическое лицо) кредит на 11 миллионов гривен. Из этой суммы он вернул всего… 4 миллиона. Убытки предприятия -- налицо. Выгода кредитуемого -- неоспорима. В настоящее время по данному факту ведется следствие.

В целом, по словам Виктора Жвалюка, 36% всех крупных дел приходятся на топливно-энергетический комплекс. В частности, «ФАКТЫ» уже упоминали о деле, заведенном в отношении компании «Энергоатом» по факту уклонения от уплаты налогов в особо крупных размерах.

Кроме того, пятая часть крупных нарушений налогового законодательства связана с деятельностью фиктивных фирм, которые создаются для отмывания «грязных» денег. За пять месяцев нынешнего года подразделения налоговой милиции ликвидировали около 2 тысяч фиктивных фирм и 22 конвертационных центра (по предварительным данным, оборот денег на счетах этих предприятий составил более 2 миллиардов гривен). Кроме того, пожалуй, впервые были арестованы люди (34 человека), которые занимались организацией фиктивных фирм.

При обыске в помещениях фиктивных фирм налоговики зачастую находят крупные суммы наличными. К примеру, в Днепропетровске раскрыта группа предприятий, занимавшихся конвертацией денег. При обыске (помимо традиционных фальшивых печатей и штампов) налоговики обнаружили наличные: 200 тысяч долларов и 400 тысяч гривен. Кроме того, на счетах фирм было заблокировано более 500 тысяч гривен. А на счетах другой фиктивной структуры (созданной уже в Волынской области) заблокировано ни много ни мало -- 41 миллион гривен.

Кстати, Виктор Жвалюк отметил, что зачастую деятельность фиктивных фирм тесно связана с банками. В качестве примера он привел «Приватбанк» (услугами которого пользовались 327 фиктивных фирм и 5 конвертационных центров). А также киевский филиал «Эксимбанка» (при котором был обнаружен конвертационный центр, работавший через сеть фиктивных предприятий). В настоящее время на счетах этого центра заблокировано около 1,5 миллиона гривен. Кроме того, налоговики пытаются подобраться к 70 миллионам гривен, надежно спрятанным его сотрудниками.

В то же время Виктор Жвалюк подчеркнул, что одно дело -- заблокировать средства на счетах фиктивных фирм, а другое -- вернуть их в бюджет. Дело в том, что эти деньги признаются бесхозными (и перечисляются государству) лишь через год. И все это время, вместо того чтобы идти на социальные нужды государства (например, на выплату бюджетных зарплат, стипендий и пенсий), они лежат на банковском счету. Поэтому налоговые органы вынесли на рассмотрение парламента предложение о том, чтобы значительно сократить срок их «консервации». Ведь опыт показывает, что хозяева подобных средств (которым тут же предъявят обвинение в уклонении от уплаты налогов) обычно не находятся. Однако, чтобы предотвратить конфуз в случае, если какой-нибудь капиталовладалец все же пожелает вернуть свои деньги, налоговики предлагают создать страховой фонд в размере 10--12%, из которого будут проводится выплаты нашедшимся хозяевам счетов. А в целом Виктор Жвалюк выразил надежду на то, что законопроект об отмывании «грязных» денег (который в настоящее время лежит на рассмотрении в парламенте) станет еще одним шагом к искоренению теневого сектора экономики и укрепит законодательные основы этой борьбы.