Молодая украинская скрипачка Асия Ахат уже достаточно известна в мире: именно она исполняет Гимн Украины перед боями чемпиона мира Виталия Кличко. 26 июня в столичном Дворце «Украина» состоится концерт «Ода скрипке», в котором, кроме Асии, примут участие Валерий Меладзе, Игорь Саруханов и группа «ВВ». Этих таких разных музыкантов объединяет то, что в своем творчестве они используют скрипку. Сейчас ведутся переговоры о демонстрации нового клипа Асии Ахат на российском MTV. Большую помощь в этом оказывает известный российский сценограф Борис Краснов.
-- Волей-неволей вас сравнивают с Ванессой Мэй. Многие считают, что вы ее последовательница, так как появились уже после ее концерта в Киеве.
-- На самом деле мой первый клип был снят еще до приезда Ванессы в Киев. О ее существовании я знала, у меня были ее компакт-диски. Но меня, честно говоря, не обижает сравнение с этой девушкой, не думаю, что это минус. Ванесса -- талантливая скрипачка.
-- А как к вашему творчеству относятся поклонники классики?
-- Собираясь уходить из филармонического оркестра и заняться сольной карьерой, я посоветовалась со своим преподавателем Музыкальной академии Александром Вадимовичем Спренсисом. Это еще довольно молодой человек и прекрасный скрипач, воспитанный на элитарной музыке и классическом джазе. Александр Вадимович не только одобрил меня, но и начал всячески помогать мне, например, в выборе репертуара. Ведь когда я только начинала работать в новом жанре, ни я, ни мои аранжировщики не знали, с чего начать: инструментальная музыка недостаточно популярна у нас в стране и вообще в мире. Александр Вадимович очень активно принялся за работу, и первое произведение, которое мы записали, -- «Шутка» Баха -- c его подачи, он и ноты принес. Мы разрабатывали вариации, чтобы придать этому произведению современное звучание, не упрощая, а, наоборот, усложняя его. Думаю, если бы Иоганн-Себастьян услышал эту обработку, он бы не рассердился, а, может, даже порадовался (смеется).
-- Ваши родители -- музыканты?
-- Нет, они научные сотрудники. В моей семье нет музыкантов, хотя оба мои прадедушки играли на скрипке. Но они были самоучками. А музыкантов не было! И моя семья познавала азы музыки вместе со мной, с пяти лет. Вообще своей музыкальной карьерой я обязана бабушке. Она -- учительница младших классов. И однажды, когда к ней в класс пришла преподавательница музыкальной школы, чтобы отобрать для себя учеников, бабушка порекомендовала меня.
-- Многие знаменитые музыканты говорят, что в детстве без особого энтузиазма играли гаммы
-- Конечно, меня заставляли. Лет до 10--11. Первые годы -- в 5--6--7 лет -- было легко, занятия проходили в игре. «Скрипочка -- волшебная коробочка, смычок -- волшебная палочка » А потом, когда началась серьезная работа, участие в филармонических концертах Это тяжелый труд! Я плакала каждый урок. И мне было тяжело психологически. У меня был очень строгий преподаватель, она с первого класса ставила задачу сделать меня известным музыкантом, поэтому я каждый день ездила на занятия в музыкальную школу. Мой педагог приглашала на консультации преподавателей из консерватории, из музучилища. То есть работа шла с первых классов серьезная! И я, конечно, не хотела заниматься. Но у меня не хватало характера сказать дома, что я не могу, не буду, не хочу Я была настолько послушной, покладистой, что мне это даже в голову не приходило, что это можно. А с лет 11 я поняла, что буду поступать в музучилище и стану профессиональным музыкантом.
-- Игра на скрипке -- это довольно тяжелый физический труд.
-- Когда я еще училась в музыкальной школе, моя преподаватель запретила мне заниматься хореографией, танцами, утверждая, что зажимаются руки, что это может влиять на их постановку. Мне пришлось их бросить! И я убедилась, что в этом есть доля истины. Потому что когда сейчас я занимаюсь в тренажерном зале или хожу на аэробику, чувствую, что после тренировок мне сложно играть на скрипке, потому что очень напряжены все мышцы. Появляется мелкая дрожь в руках
-- Выходит, вам нельзя заниматься спортом?
-- Я думаю, что спортом надо заниматься. Обязательно! Но для скрипача, вообще музыканта надо подбирать соответствующие упражнения, фильтровать, что можно, а что нельзя С минимальной нагрузкой, видимо.
-- Вы, я думаю, знакомы со спортом не только по телевизору. Ведь вы играете перед боями Виталия Кличко. А как это получилось?
-- Эта идея пришла в голову Виталию, со мной связался его промоутер из компании «Бокспроумшен», и мы решили поэкспериментировать вместе. У нас была идея написать специально для выхода Виталия музыку. Но начали мы с гимна Украины, новую аранжировку которого сделали буквально за три дня до боя. Впервые я играла перед боем Виталия в декабре прошлого года в Гамбурге.
-- И как публика восприняла это?
-- Очень хорошо. Публика в таких залах собирается очень эмоциональная, несдержанная. Свистят, встают, аплодируют, все очень раскрепощенные Я испытывала самые противоречивые чувства: испуг, потому что жутковато находиться на ринге, который на самом деле очень маленький, рядом с огромными спортсменами и их тренерами Страшновато! А с другой стороны, приятно, когда тебя встречают бурей аплодисментов!
-- Это правда, что во время съемок вашего последнего клипа «Народження» Максим Паперник заставил вас выполнять каскадерские трюки?
-- Да (смеется). Пришлось полетать. Меня подвешивали на каскадерских ремнях, высоко поднимали на тросе, раскручивали И в это время я еще играла на скрипке!
-- Вас часто можно увидеть со скрипкой необычной формы
-- Это электронная скрипка, которую я купила в Америке. Современная скрипка. У нее интересная форма и необычное звучание. Она может имитировать и гитару, и ксилофон Но больше всего я люблю свою акустическую скрипку.
-- А на какой вы будете играть на концерте?
-- На двух скрипках. Некоторые произведения, записанные в компакте на электронной скрипке, я буду исполнять на акустической Как мне захочется!
-- Это может быть импровизация
-- Импровизация в программе со сменой скрипок недопустима недопустима, потому что надо очень красиво менять инструмент, чтобы не заставлять зрителя скучать. Важно вовремя подключить микрофон: на акустической скрипке мне надо будет играть с микрофоном, а с электронной можно двигаться по сцене и находиться в любом конце зала. При игре на акустической скрипке нужно находиться в одной точке: если отходишь даже на метр от микрофона, теряется качество звука Поэтому очень удобна электронная скрипка, но она не такая нежная, тонкая, чувствительная, и нет такого темпа, как при игре на старинной скрипке Тем более, что у меня скрипка XXVIII века неизвестного итальянского мастера (не сохранилось клеймо). Я ее очень люблю! Я ее приобрела у своего преподавателя Анатолия Баженова.
-- А какую музыку вы слушаете сами?
-- Я современный человек и слушаю все новое, модное, хотя больше всего люблю классику. Правда, когда у меня печальное настроение, классика погружает меня в еще большие раздумья. Поэтому я стараюсь не слушать в таком настроении классику -- под нее мне хочется плакать. В основном я слушаю музыку в машине -- «Джеммирокуайла», Мадонну.
-- А как насчет отечественных исполнителей?
-- У меня есть все компакты Иры Билык, «Океана Эльзы», Ани Лорак. С этими людьми мне приходится общаться, мне они интересны. Недавно я была на концерте Наташи Могилевской, и она меня приятно удивила. Ведь раньше я на такие концерты не ходила, даже понятия не имела, что там происходит.
-- Вы сами водите автомобиль?
-- Да, сейчас у меня «Мицубиси эклипс», это спортивная машина.
-- Любите быструю езду?
-- Люблю быстро реагировать на обстановку на дороге. Когда машина мощная, это большой плюс, не потому, что на ней можно гонять на предельной скорости, в экстренных случаях это необходимо. Машина маневренная и набирает быстро скорость, но я езжу спокойно и соблюдаю правила дорожного движения, поэтому меня практически никогда не останавливает милиция.