Політика

Сергей тигипко: «я возвращаюсь к людям»

0:00 — 23 червня 2000 eye 265

Вот уже месяц, как киевский бомонд разрывают страсти и сомнения -- из правительства уходит Сергей Тигипко, один из перспективнейших украинских политиков, влиятельный министр экономики, просто порядочный человек. Любимец прессы и телевидения в этот раз оградил себя стеной молчания. Ни одного интервью и комментария. И только через две недели после первой информации об уходе на телеканалы попала снятая любительской видеокамерой кассета — пресс-конференция в шахтерском городке Павлограде. Это был старт кампании по выборам народного депутата Украины по 36 избирательному округу.

Прошел месяц. В Павлограде кипят страсти. Рвется в народные депутаты профсоюзный лидер Михаил Волынец, коммунист Роменский по-прежнему предлагает «взять все и поделить». События разворачиваются стремительно и удивительно жестоко. Только ленивый из кандидатов не оскорблял и не пинал оказавшегося рядом члена правительства.

На одной из встреч с людьми Сергей Тигипко сказал: «Я понимаю, что здесь я сегодня и Верховная Рада, и правительство, и местное руководство в одном лице, и в ответе за все». И все равно он идет к людям, исстрадавшимся и изверившимся. Прежде всего, для того, чтобы вернуть людям веру в самих себя.

Сегодня для читателей «ФАКТОВ» Сергей Тигипко из предвыборного Павлограда.

-- Сергей Леонидович, почему вы выбрали 36 избирательный округ. Город Павлоград и Павлоградский район. 7 шахт, предприятия бывшего оборонного комплекса, более 40 хозяйств в районах… Ведь обычно для фигур вашего уровня подбирают округа где-нибудь в тихих, лояльных сельских районах?

-- Да, шахты, оборонка, добавьте к этому еще и то, что есть везде — бюджетники, лежащее в руинах коммунальное хозяйство, капитальное строительство и получите МАЛЕНЬКУЮ МОДЕЛЬ СТРАНЫ с большими проблемами.

Выбор не случаен. Считаю себя днепропетровцем — здесь учился, женился, здесь родилась дочь, здесь же много работал. Что касается трудностей, то этим шагом я взял на себя ответственность. Я знаю на что иду, но с каждым днем после встреч с людьми укрепляюсь в уверенности: я многое должен и могу сделать, представляя интересы жителей округа, которые в тяжелейших условиях все-таки живут и трудятся.

-- И все-таки, не можем не задать вопрос, который интересует всех. Почему уходите из правительства?

-- (Смеется) Только в передаче «Эпицентр» я ответил на него пять раз. А одна из частей ответа была в самой передаче. Знаете, наблюдая в студии «битву титанов» — Тимошенко и Суркиса, вспомнил ленинское — «бесконечно далеки они от народа». Людей волнуют совсем другие проблемы. Хорошо. Отвечаю на вопрос. Где бы ни был, работаю по 12 часов в сутки. Но всегда на результат. Сейчас я не вижу возможности мне, как министру, работать эффективно. Такой возможности нет, если правительство на правах нелюбимой падчерицы у парламента.

Позиция моя проста: любой член правительства должен быть ДЕЛЕГАТОМ парламентского большинства. Народ избирает депутатов. Верховная Рада формирует большинство, которое в свою очередь, создает коалиционное правительство. Ответственность перед народом, прежде всего, за экономическую ситуацию в стране будет СОЛИДАРНОЙ. Я считаю, что созданием механизма, который позволит сформировать коалиционное правительство, необходимо заниматься в парламенте. Именно для этого я иду туда. Иду для того, чтобы МОБИЛИЗОВАТЬ к согласию парламент и правительство.

-- И этим вы будете заниматься в парламенте?

-- Не только. У народного депутата две главные задачи. Первая -- работать над законами. Вторая -- решать на государственном уровне проблемы избирательного округа.

На одной из встреч меня спросили, за кого бы я голосовал на выборах. Ответ был простой — «за Тигипко». Почему? Потому что для решения проблем округа нужен сильный человек. В хорошем смысле «толкач». Человек, который будет не руками махать, не сидеть в буфете Верховной Рады, а ходить каждое утро в Минтопэнерго, как на работу. Человек, который будет «выдирать» из государственного бюджета средства, предусмотренные для региона. Человек, которого знают в правительстве и которому доверяют.

Убедить людей непросто. Они не верят пустым обещаниям типа: «Вот когда меня изберут — станет лучше». Но если ты доказал до выборов, что можешь сделать что-то реальное, сделал это здесь и сейчас, тогда тебе поверят. Тогда тебя изберут.

Я уверен. Главное качество депутата — это реальные дела. На моем примере: Павлоград надо спасать от подтопления, нужны медикаменты, учебники, дороги, пенсии. Дотируемый регион. Дотируемая базовая отрасль региона — угольная. За каждую копейку дотаций нужно сражаться.

-- И сражаетесь? Удалось ли чего-нибудь добиться? Помогает ли статус министра?

-- Знаете, на одной из встреч сторонник моего оппонента так и спросил — использую ли я служебное положение для решения проблем округа. И получил ответ: использую не положение, а имя и влияние, наработанные годами связи. Если и дальше имя и связи понадобятся чтобы вовремя «вырвать» для бюджетников округа зарплату или деньги на строительство новых лав, чтобы работали шахты, или решить инсулин для больниц города, то буду использовать все свои возможности в полном объеме.

Знаете, этот месяц, что я работал на «наказах» избирателей, вернул мне чувство удовлетворения от работы. Пришло на шахты 8 миллионов гривен под строительство новых лав, значит, будет уголь, будет работа у шахтеров, будет зарплата, а значит -- стабильность. Я чувствую себя причастным к хорошему делу, знаю, что принес пользу, сдержал слово.

Что касается тех, кто задает вопросы, то я слышал их ответы: «как с медициной?» — «бесплатная», «где деньги на строительство новых лав?» — «в бюджете», «где взять деньги на зарплаты?» — «зарплаты нужно платить!». Серьезная программа. Легко сегодня и всегда строить программы на оппозиции к власти. Что до меня, то подчеркиваю, что я нахожусь в ОППОЗИЦИИ К БЕЗВЛАСТИЮ.

-- Шахтерские проблемы, очевидно, доминируют среди прочих, которые ставятся перед вами, как кандидатом в депутаты?

-- Конечно. В моем округе 7 шахт. Главная проблема  — неплатежи. Объединение «Павлоградуголь» — очень перспективная структура, нужен только грамотный экономический подход. Министерством экономики и Минтопэнерго разработана, наконец, удачная региональная схема: шахта — энергетики — предприятия, производящие высоколиквидную продукцию (имею ввиду металлургические заводы, предприятия химической отрасли, которые имеют «живые» деньги). Сейчас угольщики получают всего 19% денег за отгруженный уголь. Если в рамках эксперимента по Днепропетровской области удастся довести цифру получаемых шахтами «живых» денег до 65-70%, шахтеры забудут об унизительных задержках зарплат и многом другом. Подчеркиваю, это все абсолютно реально.

-- С уходом Тулуба с поста министра ТЭК ситуация в отрасли по-вашему…

-- Осложнится. Тулуб — угольщик, профессионал, понимающий, что угольная отрасль в энергетическом комплексе играет базовую роль. Сейчас к зиме нужно готовиться. Если победят оппоненты нынешнего министра ТЭК, то уже в декабре уголь будут забирать с колес, чрезвычайными мерами. А, как известно, при чрезвычайщине не до зарплат и расчетов.

-- У вас есть прогнозы, предчувствия относительно результатов этой непростой предвыборной борьбы?

-- Есть уверенность, основанная на объективных данных. Знаете, интересно, что отрыв растет именно после встреч в шахтерских коллективах. Тяжелее, чем эти встречи, в эту кампанию не было. Первые встречи были жесткими, накопилось много справедливых эмоций у людей. Причем шахтеры — народ, который разбирается. Во многом разбирается. И понимает, если объяснить. И принимает, если убедишь. На слово не верит. Слов было много. Поэтому ничего не обещаю. Но напитался всеми проблемами и стараюсь на вопросы отвечать делами. «Лапша» здесь не прошла бы. Если бы увиливал от ответов, заискивал и врал — «раскололи» бы в секунду. Сейчас действительно произошел перелом. Зовут в коллективы, иногда по второму разу. Наверное, у шахтеров, как и у меня, чувство недосказанности, недоговоренности. Ничего, еще пообщаемся и сейчас, и позже. Это — обещаю.

-- Сергей Леонидович, будете ли вы и далее, после избрания ограничивать свои контакты с прессой, не уйдете ли из большой политики?

-- Прошу не обижаться на меня центральные СМИ, прошедший месяц я жил и работал в Павлограде, где, кстати, тоже прекрасные журналисты, телевизионщики. Это первое.

Из большой политики не ухожу. Это второе. Наверное, было угодно Богу, чтобы деревенский мальчишка, выросший без отца (всегда благодарю маму, своим трудом поставившую на ноги меня и двух моих братьев) выучился, пробился и стал министром великой европейской страны. Так что, реализовать свое предназначение, отдать долг своей маме, всем людям, благодаря которым чего-то добился, для меня очень важно. У меня сейчас появилось новое чувство. После многих лет кабинетной работы я вновь оказался среди людей, их проблем и будней. И мне хочется быть рядом с этими прекрасными людьми в их горе и радости.

В Киеве за этот месяц я был всего один день. Но уже во второй половине дня какая-то сила потянула меня в Павлоград. Я вспомнил многие-многие лица людей, с которыми встречался за этот месяц — учителя, врачи, шахтеры, «афганцы», ветераны, селяне, коммунальщики, работники милиции, детвора, старушки в профилактории. Глаза и лица. Вопросы и надежда в этих глазах. Но важно, чтобы эти люди поверили не только мне, важно вернуть им веру в себя.