Політика

Народный депутат александр задорожний: «в парламенте огромное количество чрезмерно амбициозных и властных людей»

0:00 — 24 червня 2000 eye 384

Глава парламентского Комитета по вопросам правовой политики Александр Задорожний не скрывает, что сразу же после назначения на этот пост его охватила некая политическая эйфория: сколько, оказывается, можно успеть сделать! Ведь любой уважающий себя юрист, а тем более в прошлом руководитель большой юридической фирмы, по мнению Александра Викторовича, должен иметь опыт государственной работы, чтобы постичь механизмы власти и понять, как же принимаются решения на высшем уровне. И, надо заметить, это ему почти удалось: к своим личным достижениям уже как главы комитета он не без оснований относит проходившие под парламентским куполом слушания о юридическом образовании, о состоянии судебной реформы и т. д. И самое главное: вопреки расхожему мнению, наш собеседник считает, что истинный политик должен всегда оставаться кристально честным человеком, иначе вся страна оказывается на тупиковом пути. Потому разговор корреспондента «ФАКТОВ» с г-ном Задорожним и начался с вопроса, требующего предельно честного ответа:

«Даже во имя консолидации большинства не стоит вести торги между фракциями»

-- Александр Викторович, самая животрепещущая тема сегодня -- это ситуация в энергетическом секторе, от разрешения которой не в последнюю очередь зависит судьба всего правительства. Одна из конфликтующих сторон утверждает, что кризиса в ТЭК нет, а есть кризис теневых капиталов. Другая же считает, что вопрос лишь в хронических неплатежах. А вы как полагаете?

-- То, что ситуация вокруг правительства -- ненормальна, это очевидно. А поиск причин происходящего находится в прямой зависимости от того, кто их анализирует. Во время парламентских заседаний часть фракций голосует против предложений правительства. Почему? Это можно расценить как борьбу за место под солнцем. Мне как главе комитета больше всего приходится сотрудничать с Минюстом, и у нас, например, проблем не возникает. Думаю, что все же определяющей в судьбе Кабмина станет жатва: если страна соберет необходимые миллионы тонн зерна, то все будет нормально, правительство еще поработает. Да и мои встречи с избирателями лишний раз убеждают, что у Кабмина есть определенный кредит доверия.

-- Вы пришли в политику из бизнеса. Скажите, после двух лет депутатства вы обнаружили какие-либо общие закономерности в этих сферах деятельности?

-- И бизнес, и политику делают люди, поэтому все держится на человеческих отношениях.

-- Не секрет, что вы -- заядлый рыбак. Скажите, а сами-то не можете попасться на чей-нибудь крючок?

-- Как ни странно, могу. Это может быть, скажем, крючок обещаний. Ведь до сих пор почему-то продолжаю верить людям.

«В политике всегда уместны торг, компромисс, пожертвования… »

-- Рыбакам, пожалуй, трудно обойтись без интуиции. Как, по-вашему, сложится судьба итогов апрельского референдума, особенно в свете последних разговоров о необходимости проведения еще одного плебисцита -- по вопросу о системе проведения выборов народных депутатов?

-- Пока об этом говорить рано, ведь только две недели прошло с момента подписания Президентом указа о формировании консультативной комиссии, которая обязана подготовить проект изменений в Конституцию, а также в новый закон о выборах депутатов. Только после того, как эта комиссия официально начнет работу, что-то можно будет сказать определенно.

-- Лидер вашей фракции буквально на днях заявил, что противоречий в парламентском большинстве нет, поскольку все вопросы решаются за «чашкой кофе». А как вы лично «решаете вопросы»? Надо полагать, коллег тоже вытягиваете на природу. И чем запиваете пойманных на рыбалке сомиков?

-- На рыбалку действительно хожу не только с отцом и женой, но и с друзьями и коллегами. А спиртного не употребляю вот уже пять лет. Правда, 30 грамм коньяка меня заставил выпить, как сейчас помню, 13 мая 1998 года Ефим Звягильский -- после принятия присяги народного депутата.

-- Вы можете сказать, что в парламенте находитесь в окружении неких «премудрых пескарей», которым весьма трудно найти общий язык между собой?

-- Это у классика в пруду был лишь один премудрый пескарь, а в парламенте огромное количество чрезмерно амбициозных и властных людей. В этом и сложность поиска какого-то компромисса между ними. Поэтому с полной уверенностью можно сказать, что от ораторского искусства, демонстрируемого с трибуны парламента, успех зависит лишь на каких-то пять процентов, а остальные -- это межфракционные договоренности.

-- Вы производите впечатление человека самодостаточного. У вас есть свой собственный рецепт успеха в жизни?

-- Важно ставить перед собой реальные цели, а не пытаться, если, скажем, речь идет о бизнесе, сразу заработать миллион. Плюс к этому немаловажно еще во всем жизненном процессе сохранить самоуважение. И что бы ты ни делал, нужно не плыть по течению жизни, а постараться выработать в себе, скажем так, качество преодоления препятствий. Считаю, что политику называют грязным делом в основном люди, назовем их так, неподготовленные. Ведь со стороны трудно постичь механизмы власти. В политике всегда уместны торг, компромисс, пожертвования чем-то малым ради большего достижения…