Культура та мистецтво

В доме с резным палисадом, о котором поют «песняры» в своей знаменитой «вологде», сегодня размещается… Венерологическая клиника

0:00 — 27 червня 2000 eye 1414

Давненько мы не слышали «Песняров». Вот уж действительно живая классика песни. Уникальный вокал, самобытность музыкального материала, с которыми в начале семидесятых «Песняры» пришли на эстраду, сделали их потрясающе популярными. Скучный для многих музыкальный фольклор они обновили, народная белорусская песня стала интернациональной.

Концертный тур, посвященный 30-летию «Песняров», прошел по десяти городам Украины. Залы, где они выступали, были полны, концерт на стадионе Бердянска собрал шесть тысяч зрителей. Новые «Песняры» по-старому превосходны -- чистота голосов, профессионализм исполнения, редкая ныне осмысленность текстов. Другой «советской» фолк-группы такого же уровня, по-моему, нет.

Владимир Мулявин: «Совместный концерт с «Битлами» не состоялся»

Колоритная внешность руководителя «Песняров» Мулявина, -- этакий «бяларусский» дядька с усищами, добавляла популярности музыкантам. Помнится, была даже мода на висящие «песнярские» усы. Когда в 1974 году я был в Минске на практике, мне как достопримечательность показывали дом, в котором жил Владимир Мулявин.

-- А как сейчас, Владимир Георгиевич? Девочки-поклонницы еще стоят под балконом?

-- Такого не было никогда. Я был женат, так что не давал повода. Ребята дежурили постоянно: красивые, молодые. Мне в глаза всякое говорили…

-- Выходит, прошло время «Песняров»?

-- Творчески, я считаю, нет. Успеть бы все сделать, что я задумал. Девочки -- это другой вопрос, меня он никогда не волновал.

-- Где сейчас главные ветераны -- Кашепаров, Борткевич? Чем заняты обновленные «Песняры»?

-- Наверное, нам посчастливилось, что в 1971 году судьба нас свела. Толя Кашепаров пел в ресторане, Леня Борткевич -- в самодеятельности, у него была другая профессия. И вот это слияние голосов дало нам то, что можно считать классическим звучанием. Когда Леня, другие ушли, пришлось искать похожие голоса, делать программу под новых солистов. У нас и сегодня то же звучание, разделение на шесть, семь голосов. Даже восьмиголосье -- в любое время. Работаю с молодежью, в основном, в студии. Ищу стихи, которые мне нравятся. На протяжении многих лет я один писал все, от каждой нотки до аранжировки. Мной написано 12 программ. Потом взял людей. Они уходили и приходили, учились, как делать для «Песняров». Проблемы с творчеством есть и были. А ветераны разъехались. Борткевич и Кашепаров живут в Америке, некоторые в Германии и Израиле. На юбилейный концерт в Минске должны собраться, хочу сделать программу только из своих вещей.

-- А почему вы не уехали? Не было предложений?

-- Уехать всем коллективом нам предлагали, начиная с 75-го. Мы тогда были очень популярны и в Америке, и в Европе. У меня никогда не было такого желания. Я больше десяти дней не мог находиться за границей, тянуло домой, к семье. Там совсем другая жизнь, и приспособиться к ней я не смог. Знаю прекрасного поэта, который прожил там три года и не написал ни строчки. Со мной такое же могло быть. Хотя, может, пошла бы другая музыка. Сейчас поздно об этом говорить.

-- Скучаете по прежним временам?

-- Абсолютно не скучаю. Я даже не слушаю старые свои записи, живу только новым материалом. Происходящим на российской эстраде мало интересуюсь. Для меня это шаг назад, все это я слышал 20 лет назад.

-- Правда ли, что «Песняров» приглашали к сотрудничеству легендарные «Битлы»?

-- О сотрудничестве речи не было, и вряд ли бы оно получилось. Джон Леннон просто сказал: «Песняры» -- это лучшее, что я слышал вообще». В 1976 году, кажется, нам предложили принять участие в совместном концерте на Дворцовой площади в Ленинграде. Были приглашены «Битлы», Сантана, Пугачева, Паулс, еще несколько групп. Мы стали готовить программу, но неожиданно все приостановилось, кто-то сверху наложил запрет.

-- Бывали случаи, когда «Песнярам» запрещали что-то по идеологическим соображениям?

-- Не помню, вернее, не хочу помнить. Если что-то и было, то мы умели обходить все рифы, обкатывали в других местах, не в Минске. Как-то у нас не приняли программу на стихи Бернса. Аргументация была глупейшая: «Это залитованный поэт». То есть иностранный, не разрешенный. Хотя все стихи были в переводе Маршака.

-- А указания сверху были? Мол, не так поете народные песни, искажаете традиции…

-- Указаний не было, были споры между коллегами. Хотя фольклористы -- академики, профессура -- предъявляли претензии: поем не так, как песня чувствуется по духу, характеру. Были, конечно, у нас ошибки, по молодости. Поэтому я первым, наверное, стал ездить в фольклорные экспедиции. И это помогло. Когда читаешь материал в сборнике песен -- это одно. А я видел глаза исполнителя, слышал, как надо петь. Руководству республики нравилось, что белорусский язык зазвучал на всю страну.

-- Как сегодня в Белоруссии с шоу-бизнесом?

-- Он в зачаточном состоянии. У нас, в основном, прокатные организации. Прокатываются московские или российские группы. На этом делаются деньги, и все. А чтобы вложить деньги в свой проект -- этого нет. Хотя был проект: тринадцать белорусских рок-групп записали по одной песне из нашего репертуара, я дал «добро». К сожалению, уровень оказался очень слабый.

Леонид Борткевич: «Джордж Харрисон хочет пригласить «Песняров» в свой проект «Прощай, XX век»

Леонид Борткевич был одним из лучших солистов, как теперь говорят, звездой. Он женился на знаменитой в семидесятые годы гимнастке, олимпийской чемпионке Ольге Корбут. Для участия в украинском туре приехал из Америки по приглашению Мулявина. Постаревший Борткевич по-прежнему красив и подтянут -- влияние хорошей пищи и жены-спортсменки.

-- Не разочарованы выступлениями, Леонид Леонидович?

-- Наоборот. Я счастлив, очень счастлив.

-- Как же вы в Америке оказались?

-- Так сложились семейные обстоятельства. Когда взорвался Чернобыль, у нас заболел сын, мы очень за него испугались. В одной из поездок оставили его в Нью-Йорке на полгода у знакомых, сами оставаться не собирались. Потом были звонки и плачи. И тут появился менеджер, предложивший Оле работать в Атланте в гимнастическом зале. И как-то незаметно -- никаких бытовых проблем, все красиво -- мы и остались. Я рад, что опять оказался в Белоруссии. Для меня огромное счастье, что Мулявин пригласил меня, я его очень люблю как человека.

-- Чем вы и Ольга занимаетесь за границей?

-- Ольга занимается гимнастикой. Она очень большой человек, член всех федераций гимнастики. Часто бывает в Англии, тренирует женскую сборную. Для меня основное, конечно, бизнес. Музыкой занимаюсь для себя, иногда приглашают выступить наши белорусы. Бываю в гостях у Элтона Джона, Эрика Клептона. Был недаавно на Гавайях у Харрисона, он хочет пригласить нас в проект «Прощай, XX век».

-- Многих у нас тревожит засилье американской культуры -- в кино, в музыке… Кто, по-вашему, виновник этой экспансии?

-- Я не защищаю американцев, но никакой американской экспансии нет. Я видел здесь только дешевые фильмы среднего пошиба. Настоящие американские фильмы, классические, здесь не идут. Все говорят: «Вот, они нам навязывают». Это не так. Есть повышенный интерес к ним со стороны бывшего Советского Союза. Так что нужно говорить скорей о нашей экспансии.

Каждое выступление «Песняров» в этом туре превращалось во встречу любимых друзей. Когда звучал, например, «Березовый сок», зал взрывался аплодисментами, и лицо Борткевича светилось от счастья. Жаль, не было Анатолия Кашепарова, первого исполнителя «Вологды». Новый молодой исполнитель поет ее хорошо, но все же…

Кстати сказать, выступая недавно в Вологде, музыканты узнали, что «в доме номер один, где резной палисад», о котором поется в песне, сейчас размещается венерологическая больница.


«Facty i kommentarii «. 27-Июнь-2000. Культура.