Україна

Семья, которая приобрела квартиру, не имеет права на получение субсидии в течение года после совершения покупки

0:00 — 2 березня 2000 eye 20177

О том, что льготы и привилегии нужно пересмотреть, а финансирование социальных программ сократить до разумного предела, речь шла давно. Но сократить расходы бюджетных средств на социальные нужды до последнего времени никто не решался. Первой ласточкой в ряду подобных (достаточно непопулярных, но все же необходимых) решений стало постановление, ограничивающее круг семей, которые могут пользоваться программой жилищных субсидий.

«Субсидия и адресная помощь не назначается в случае, если семья сдает квартиру внаем»

В начале февраля новое правительство приняло постановление, которым внесло значительные изменения в механизм назначения субсидий, а также адресной социальной помощи. О том, какие дополнительные требования будут предъявлены семьям после вступления этого решения в силу, «ФАКТАМ» рассказывает начальник отдела управления жилищных субсидий Главного управления социальной защиты населения Киевской госадминистрации Ирина Старук:

-- Хочу отметить, что это решение позволяет установить более жесткий контроль за целевым использованием бюджетных средств и обоснованностью предоставления жилищных субсидий и адресной социальной помощи. Ведь наименее обеспеченные слои населения по-прежнему смогут рассчитывать на государственную поддержку.

Итак, отныне жилищная субсидия (а также субсидия на оплату электроэнергии и газа) и адресная помощь не назначаются в случае, если семья сдает квартиру (дом или другое жилое помещение) внаем или в аренду.

-- То есть ту квартиру, на которую она подает документы о назначении субсидии?

-- Не обязательно. Если внаем сдается любое жилое помещение, которым владеет один из членов этой семьи.

Кроме того, семья, владеющая несколькими квартирами, не всегда может рассчитывать на субсидию и адресную помощь. Новые правила предполагают, что они не назначаются, если у семьи во владении или пользовании находится несколько жилых помещений, общая площадь которых превышает установленные действующим законодательством нормы владения или пользования (21 кв. м. на человека, плюс 10,5 кв. м. на семью).

Например, санитарная норма для семьи из трех человек составляет 73,5 кв. м. Если муж со своей матерью прописан в одной квартире, а жена с дочерью -- в другой, то районный отдел жилищных субсидий вначале рассмотрит, какой площадью владеет муж. К примеру, он с матерью прописан в квартире общей площадью 60 кв. м. Если эта квартира находится у них во владении на правах общего пользования, то сыну принадлежат 30 кв. м.

Допустим, общая площадь квартиры, в которой прописаны жена с дочерью, составляет 50 кв. м. Если прибавить 30 кв. м. (которыми владеет муж) к 50 кв. м. (квартира, где прописаны жена с дочерью), то получается, что эта семья владеет 80 кв. м. жилой площади, которая превышает норму. Эти люди не имеют права на жилищную субсидию.

Хочу подчеркнуть, что в состав семьи не входят совершеннолетние дети. Если муж с женой прописаны в одной квартире, а их совершеннолетний (пусть даже холостой) сын -- в другой, то при назначении субсидии площадь, которой он владеет, не учитывается.

«При подаче заявления на назначение субсидии человек должен задекларировать все квартиры и машины, которыми владеет»

-- Говорят, что семья, купившая квартиру, вообще лишается субсидии…

-- Это не совсем так. Семье, которая приобрела квартиру или другое жилое помещение, жилищная субсидия может быть назначена. Но не раньше, чем через год с месяца покупки. И если, например, подавать документы на назначение субсидии придут люди, владеющие квартирой, которая приобретена месяц назад, скорее всего, им в этом откажут.

-- Я слышала, что ограничения на назначение субсидии и адресной помощи коснулись также автолюбителей…

-- И не только. Если семья имеет транспортное средство (машину, трактор, моторную лодку), которое находится в эксплуатации не более 10 лет (считая с года выпуска), зарегистрировано в установленном порядке и является объектом налогообложения, она тоже лишается права на субсидию.

Однако существуют и исключения. К ним относятся машины, которые, согласно действующему законодательству, не являются объектом налогообложения (за исключением тракторов на гусеничном ходу) и получены или приобретены на льготных условиях через органы социальной защиты населения. Например, автомобили, которые выделяются инвалидам.

-- Как определяется, что семья владеет несколькими квартирами?

-- При подаче заявления на назначение субсидии граждане должны задекларировать жилые помещения и транспортные средства, которыми владеют.

Со временем будет разработана специальная форма заявления. А пока люди, обращающиеся за субсидией, предоставляют нам сведения, написанные от руки на стандартном бланке заявления о назначении субсидии.

-- Когда данное постановление вступает в силу?

-- С момента опубликования в газете «Урядовий кур' р» (с 22 февраля 2000 года). Однако это не означает, что владельцы новых автомашин, которые в настоящее время пользуются субсидией, сразу ее лишатся. Просто при подаче документов на продление срока действия субсидии будет изучено материальное положение семьи и принято соответствующее решение. Кстати, людям, которые подали документы на оформление прямо перед опубликованием постановления (например, 20 или 21 февраля), будет назначена субсидия, исходя из прежних правил.

-- А если семья продала большую квартиру и купила себе жилплощадь поменьше (такое ведь бывает), может ли она каким-то образом получить субсидию?

-- В отдельных случаях комиссии по спорным вопросам (которые существуют при каждой районной госадминистрации), с учетом конкретных обстоятельств, сложившихся в семье, в виде исключения могут принять решение о назначении субсидии людям, которые не имеют на нее права. Однако хочу особо подчеркнуть, что такие решения принимаются только на основании акта исследования материально-бытовых условий семьи, форма которого была утверждена Министерством труда и социальной политики Украины.

-- Напомните, пожалуйста, кто имеет право на получение социальной адресной помощи…

-- Только в общих чертах. Программа адресной социальной помощи появилась относительно недавно -- 1 апреля 1999 года. Она была создана для того, чтобы осуществлять государственную поддержку малообеспеченных людей. Право на получение такой помощи имеет семья, состоящая из нетрудоспособных людей, и совокупный доход которой не превышает определенного порога. Этот порог исчисляется путем умножения законодательно установленного минимального дохода (46 грн. ) на сумму коэффициентов семьи. Один взрослый человек имеет коэффициент 1, второй (третий и так далее) -- 0,7, несовершеннолетний ребенок -- 0,5 (исключение составляют семьи, которые состоят из инвалидов I и II групп и детей. В таком случае каждому взрослому присваивается коэффициент 1).

Например, если семья состоит из двух пенсионеров и одного ребенка, то ее общий коэффициент составит 1 (первый взрослый) + 0,7 (второй взрослый) + 0,5 (ребенок) = 2,2. А предел дохода для такой семьи составит:

46 грн. х 2,2 = 101,2 грн.

Значит, если совокупный доход этой семьи не превышает 101,2 грн. , она имеет право на получение адресной социальной помощи.