Події

Устав от слепого мужа, женщина решила, что лучшим выходом будет его смерть под колесами автомобиля

0:00 — 2 березня 2000 eye 518

Возвращаясь с работы, Катя увидела, как ее незрячий муж переходит дорогу. Обычно он «узнавал» зеленый свет по стихающему шуму автомобильных двигателей. Но в этот раз густо падающий снег, видимо, заглушил звук, и Артем, нащупывая тростью дорогу, ковылял на красный прямо под колеса летевшего на него джипа. Катя дернулась было закричать, но с приоткрытых губ не сорвалось ни звука. Молча ждала она, когда все закончится…

Но автомобиль промчался в полуметре от мужа -- и Катю охватило чувство… досады. В тот момент она совершенно отчетливо осознала, что не любит мужа и никогда не любила.

Решив, что очки мешают ее счастью, Катя поехала «резать» глаза

С будущим мужем Катерину «свели» глаза. Услышав от своего однокурсника, что с очками она ни на что не годится, девушка отправилась в клинику Филатова в Одессу, где делают операции по восстановлению зрения.

По больничным коридорам и запущенному парку бродили люди с «пиратскими» повязками на глазах. Но страха у Кати не было: «ее» операция считалась пустяковой. Больные с тяжелыми патологиями даже прозвали «насечки» на роговице, которые ей должны были сделать, капризом красивых девочек: ну где это видано -- «резать глаза», чтобы понравиться мальчику?

Кате «сделали» левый глаз и пообещали через полгода подкорректировать и правый. Ночью, сгорая от нетерпения, она выбралась из постели и, нарушая предписание «лежать и беречься», крадучись направилась в туалет -- к зеркалу. Размотав бинты и отлепив пластырь, Катя увидела измазанное зеленкой страшилище с обрезанными ресницами и помутившимся зрачком. От ужаса девушка лишилась чувств. Очнувшись, увидела рядом сидящего на корточках юношу: он брызгал ей в лицо водой и растирал ее виски. Катерина упрямо лежала на полу и желала только одного -- умереть…

На следующий день Кате сняли повязку, и, взглянув на клен за окном, она с восторгом обнаружила, что видит прожилки и зубчики каждого листика! Столкнувшись в холле со своим ночным спасителем, она поспешила поделиться радостным открытием. «Рад за вас, -- грустно улыбнулся юноша. -- А у меня еще все впереди… » Только теперь Катя заметила, что у парня нет глаза.

От соседок по палате она узнала, что глаз Артем (имена героев изменены из этических соображений. -- Авт. ) потерял в Афганистане, получив тяжелое ранение в голову. Со временем оказалось, что спасать надо и оставшийся правый, так как зрение с катастрофической скоростью падает. Предстоящая операция для Артема была последней надеждой. От переживаний он перестал спать и ночи напролет бродил по больничным коридорам. В благодарность за помощь в трудную минуту Катя стала вытаскивать Артема на прогулки к морю.

Он оказался великолепным собеседником -- тонким, чутким, умным, ироничным. Они читали друг другу стихи, шутили, смеялись, и вскоре девушка с удивлением обнаружила, что уже не представляет своей жизни без Артема, который казался ей настоящим героем. Выписавшись из клиники, Катя сняла у какой-то старушки, живущей неподалеку, комнату и стала навещать Артема в больнице.

Последние два дня перед его операцией оба прожили в каком-то лихорадочном волнении. Когда его после операции, без единой кровинки в лице, провезли мимо нее на каталке, Катя ощутила такую боль, что чуть не расплакалась. Вскоре в клинику приехала мама Артема -- худенькая болезненная женщина, живущая на пенсию по инвалидности. Она осталась с сыном на весь послеоперационный период, а Катя уехала домой.

«Я Темку никогда не брошу!»

За два месяца Катя не получила ни единой весточки, измучившись от волнения и неопределенности. А потом письма от Артема, живущего в небольшом шахтерском городке, хлынули потоком. Операция, как выяснилось, прошла удачно, зрение у Темы нормализовалось, и он даже возобновил учебу в институте. На новый год Катерина поехала к нему в гости. Ошалевшие от счастья, бродили они по заснеженному городу, несли какую-то сентиментальную чушь, барахтались в сугробах, не замечая любопытных взглядов прохожих. А вечером Артем объявил маме, что берет Катюшу в жены. Когда девушка и будущая свекровь остались наедине, Марина Михайловна поинтересовалась: «Катя, ты хорошо подумала? У Темы ведь зрение на волоске. Не дай Бог, ослепнет, что ты тогда запоешь?» -- «Марина Михайловна, ну зачем думать о плохом? -- отмахнулась девушка. -- Я Темку люблю и, что бы ни случилось, никогда его не брошу… »

Свадьбу решили сыграть летом. Вот только родственники никак не могли договориться, где молодые будут жить. Надежда Ивановна не мыслила своей жизни без единственной дочери, Марина Михайловна -- без единственного сына. Затяжные переговоры прервала внезапная кончина Темкиной мамы -- она умерла во сне от инсульта. Свадьбу отложили на полгода. Катя перевелась на заочное и переехала жить к Артему. К душевным страданиям парня от смерти мамы постепенно добавлялись и физические: его мучили головные боли, окружающий мир стал терять свои очертания…

Однажды вечером в квартире раздался резкий, пронзительный звонок. Взволнованная, Катя подошла к двери, гадая, кто бы это мог быть, ведь Тема нажимал на звонок совершенно иначе. Перед ней стоял мертвенно бледный Артем. Осторожно переступив через порог, он ровным голосом попросил включить в прихожей свет. «Он же включен!» -- удивилась Катя и осеклась. Увидев неподвижный взгляд Артема, устремленный куда-то в сторону, она все поняла без слов.

… Доктора сказали, что восстановить зрение невозможно. Услышав «приговор», Катя растерялась. Позвонила маме в Кривой Рог. Надежда Ивановна расстроилась, но отговаривать дочь от брака не стала. Ей такой поворот событий показался трогательно романтичным: герой-»афганец» потерял зрение, а ее чуткая дочь поддерживает любимого в трудную минуту…

Свадьбу сыграли в Кривом Роге. Местные журналисты сделали из их бракосочетания настоящую сенсацию. Прочитав ряд газетных публикаций о «тургеневской девушке», «настоящей комсомолке», Катерина и впрямь почувствовала себя таковой. «Она решила пожертвовать собой ради счастья любимого человека,» -- захлебываясь от восторга, писали журналисты. «Да! Так оно и есть,» -- мысленно соглашалась Катя и чувствовала себя героиней. Выходя с мужем на прогулки, она неизменно старалась хорошо выглядеть и «держала спину», зная, что на нее устремлено немало любопытных взглядов. Иногда Катерина даже сама подбрасывала журналистам последние известия из жизни семьи афганского героя. Она перевелась на заочное отделение, закончила институт, родила дочь.

Свою неудовлетворенность жизнью Катерина «списала» на слепоту мужа

Маленькая Кристинка уже подрастала, когда женщина почувствовала, что семейная жизнь ее не устраивает. Катя устроилась работать в фирму, Артем тоже без дела не сидел -- работал надомником. Казалось бы, все идет своим чередом, но вместо радости чувствовала лишь глухую неудовлетворенность, причин которой не могла объяснить даже себе самой.

Слепоту Артем принял мужественно. Оборудовал квартиру так, чтобы все было под рукой и можно было без посторонней помощи управляться по дому. Выработав свою систему координат, научился ориентироваться в городе. Заучил наизусть, сколько шагов до аптеки, сколько -- до остановки, сколько -- до детского сада. Практически все делал самостоятельно, чтобы не быть семье в тягость. Но чем больше Артем старался, тем больше раздражалась Катя. Она вдруг стала обращать внимание на то, как некрасиво после еды застревают крошки у него в бороде, как он отяжелел, заметила, что утратил милые ее сердцу юношескую хрупкость и беззащитность… В конце концов Катерина поняла: муж -- вот что ее тяготило все это время.

Самым ужасным было то, что ее, Катина, жизнь оказалась полностью подчиненной беспомощному Артему. Нет, она на нее не давил. Он так болезненно нуждался в жене, что любой «шаг в сторону» казался ей предательством по отношению к нему. Стараясь быть примерной супругой, она не ходила в компании, избегала ситуаций, которые могли причинить ему боль, отгораживалась от окружающих и все больше замыкалась в себе. Что бы ни делала Катя, мысленно она постоянно оглядывалась на мужа, все время чувствовала его незримое присутствие. И жить по-другому уже не могла. Осознав, что полностью зависящий от нее Артем тем не менее имеет над ней безграничную власть, Катерина решила взбунтоваться. Поехала с коллегами на турбазу, закрутила отчаянный флирт с сослуживцем. Но облегчения не почувствовала.

Все чаще женщина ловила себя на мысли, что не выйди она замуж за Артема, ее жизнь могла бы сложиться совершенно иначе. Быть может, именно поэтому и не закричала тем зимним вечером на переходе… Катерина подала на развод. Герой-афганец остался один на один со своей слепотой и приспособленной под нее квартирой, а Катя с дочерью вернулась к маме. В суде им с Артемом пытались помочь, но Катерина от помощи отказалась.

«Браки, рожденные в пылу благородных порывов, часто нуждаются в психологической коррекции»

-- Когда эта пара начала бракоразводный процесс, их направили к нам на консультацию, -- вспоминает психолог кабинета социально-психологической помощи Криворожского психоневрологического диспансера Любовь Лазаренко. -- В психологической коррекции нуждалась прежде всего супруга, но насильно навязать помощь мы не имели права, а сама Катя от нее отказалась. Хотя я уверена, что мы бы помогли женщине преодолеть возникший кризис. Как сложилась ее жизнь в дальнейшем, не известно.

Катин случай, увы, далеко не единичный. Такие «героические» союзы нередко не выдерживают испытания временем. Но обсуждая причины, которые привели к распаду семьи, женщины, как правило, не желают признать, что брак в значительной степени был продиктован их желанием обратить на себя внимание, получить признание окружающих. Ведь раньше «воины-интернационалисты» и «чернобыльцы» были окружены романтическим ореолом и связать судьбу с инвалидом-героем считалось едва ли не гражданским подвигом. Особенно, если героя замечала пресса. Получившего известность человека все хотели поддержать и многие готовы были помочь ему. В пылу благородных порывов рождались браки, на которые пресса обращала внимание общественности. Однако, вдоволь полюбовавшись очередным душещипательным сюжетом, общественность забывала и о мужественных героях, и об их самоотверженных женах. А молодые люди оставались наедине со своими проблемами. И вот тогда начиналась «ломка».

На поверку выяснялось, что жизнь с инвалидом -- это огромная ответственность и каждодневный труд, причем труд, за который не будет ни похвал, ни наград. Не все женщины оказывались к этому готовы. В итоге -- разводы. Расставаясь, некоторые из супругов ссылались на материальные трудности, вину за распад семьи пытались переложить на общество: мол, не обращает внимания на проблемы инвалидов. Но дело-то было в другом: люди просто не смогли или не захотели быть последовательными до конца. Ведь именно от терпения и такта второй «половины» инвалида во многом зависело, станет этот брак счастливым союзом или тяжкой повинностью…