Сериал «День рождения Буржуя» вышел на телеэкраны Украины и России практически одновременно. Собственно, в этом не было ничего странного, поскольку он снимался совместными усилиями «1+1» и «НТВ-Профит». Сценарист и режиссер -- украинцы (Юрий Рогоза и Анатолий Матешко), главные герои -- российские актеры (семейная пара Валерий Николаев -- Ирина Апексимова). Валерий Николаев (последнее время все больше снимающийся в Голливуде), а вернее, Буржуй, стал теперь всенародно любимым героем. Особенно среди женской части населения. Умен, красив, богат и, что немаловажно, сирота.
-- По правде говоря, глядя на вас в «Буржуе», не скажешь, что вы супермен, от одного взгляда которого рушатся стены По жизни вы тоже такой мятущийся?
-- Наверное, да. Потому что никогда не ставил перед собой какие-то конкретные цели. Даже с тем же актерством. Многие любят говорить: «Я вот шел мимо театрального, зашел и случайно поступил». Думаю, случайно ничего не происходит. Просто у человека много путей, и главное -- выбрать правильный. Так что сказать, что я с детства мечтал стать актером, не могу. Меня к этому привели довольно легкомысленные вещи. Например, моя учительница литературы
-- Вы как-то по-особенному читали Пушкина?
-- Про Пушкина не помню, зато я играл в школьных спектаклях. А учительнице мне и говорит: «У тебя такие выразительные глаза, когда ты выходишь к доске отвечать Тебе надо только на актерский». И видать, эта мысль мне запала в голову.
-- Тем не менее вы отучились на экономическом факультете.
-- Не до конца, прошу учесть. Не помню уже, какой предмет сдавал, но в учебнике было 200 страниц. Четыре раза пытался, пятьдесят раз его перечитывал. В конце концов сдал. А, вспомнил, как назывался предмет -- начертательная геометрия. Но хуже всего у меня было с марксистско-ленинской философией. Зато Ира нашла просто гениальный ход -- она выучила главу «Капитала» наизусть. Это было легче, чем докапываться до истины.
-- К тому же, потрясающая актерская тренировка. После этого можно любые тексты учить, даже сериальные
-- Да Ира, например, их вообще не учит. Глянет только на страницу и сразу запоминает. А мне тексты легко даются, только если толково написаны.
-- С «Буржуем» в этом смысле не было проблем?
-- Юрий Рогоза, действительно, здорово выписал все поступки Буржуя. Я все время пытаюсь понять, почему мой герой поступает именно так, а не иначе. Пытаюсь найти ему какое-то оправдание. Иногда получается.
-- Ходят слухи, что вы снимали всего по два дубля каждой сцены.
-- Так получалось не всегда. Иногда один, иногда и 12, из-за тупости исполнителя. То есть меня.
-- Потрясающая самокритика.
-- Если зацикливаться на себе, то ни к чему хорошему это не приведет. Я пытаюсь учиться и сегодня, что-то отметаю, что-то принимаю. Иначе в нашей профессии невозможно выжить.
-- С такими принципами вам, наверное, было не очень сложно пробиться в Голливуде?
-- На самом деле, то, что я снялся в блокбастере «Святой» Филиппа Нойса, -- просто везение. Шанс. Сегодня ты его получаешь, а завтра -- нет. И тогда грызешь себя, занимаешься самоедством.
-- Тем не менее, у вас уже есть поклонницы среди американок?
-- Там вообще кино воспринимают по-другому. Безумные люди! Особенно в Лос-Анджелесе. Останавливают на улице, в магазинах, говорят: «О, молодец, ты классно сыграл!» И знаете, это приятно. Все равно что услышать от любимой женщины признание в любви.
-- Кстати, как в вашей семье уживаются два актера?
-- Нормально. Есть же, допустим, и у инженеров своим проблемы. Возникают они и у нас. Но мы ничего не делаем друг без друга. Так уж повелось.
-- Как-то Ирина Апексимова сказала, что обратила на вас внимание, когда увидела во сне.
-- Помню, помню. Мы тогда с Ирой были почти незнакомы, хотя и учились вместе в Школе-студии МХАТа у Табакова. Ира рассказала свой сон подружкам-однокурсницам, в это время я вышел в коридор. Но самое замечательное в этой истории было то, что той же ночью я видел точно такой же сон. Вот вам и судьба.
-- Ваша жена сетовала как-то на то, что ей надоела в кино роль бизнес-леди. Собственно, ваши герои тоже не очень отличаются друг от друга. Не хотелось бы сыграть что-нибудь совсем другое? Ну, например, Змея Горыныча в детской сказке?
-- Тогда уж лучше Бабу Ягу. Шутка. На самом деле я бы хотел сыграть у хорошего режиссера по сценарию, основанному на хорошей литературе. А что-то конкретное Даже если я мечтаю о Гамлете, то опять-таки все дело в режиссере, который будет его снимать.
-- Вы соглашаетесь на роль, потому что надо работать, или дело в деньгах?
-- Важно и то, и другое. Но в первую очередь потому, что нужно работать. Когда ничего не делаешь -- просто стоишь на месте. А от простаивания начинаешь двигаться назад.
-- В какое время?
-- У меня отсутствует ощущение, что где-то есть мое время.
-- А типаж явно 60-х годов.
-- Правда? Это какой?
-- Очень симпатичного миляги.
-- Миляга?! Отвратительно!..