Події

Из спасителя в жертву легко превратиться человеку, обремененному чрезмерным чувством долга

0:00 — 7 березня 2000 eye 468

На второго ребенка Раиса решилась, чтобы вернуть в семью загулявшего мужа. Но судьба наказала ее за холодный расчет. Мальчик родился больной, с церебральным параличом и тяжелой формой умственной отсталости. Это приковало ребенка к дому и ускорило уход мужа. Старший сын Павлик стал для женщины единственной поддержкой и опорой. Он был не по возрасту рассудительным, много читал и уже в старшей группе детсада стал чемпионом города по шахматам среди дошкольников. Видя, как мучается мать с Аликом, во всем старался ей помочь: и в магазин бегал, и полы мыл, и за братом присматривал.

С каждым годом Алик становился все большей обузой. Вопреки надеждам Раисы, ни ходить, ни говорить толком он так и не научился -- только по интонации его мычания домашние понимали, чего ребенок хочет. Коллеги, соседи, подруги жалели Раису: такая интересная женщина -- и настолько «связана»! Она же своей связанности практически не ощущала: занималась общественной работой, бегала в бассейн, не забывала заглянуть и к косметологу. Алик все это время был на руках у старшего брата.

После занятий Паша на всех парах мчался домой, чтобы подменить мать, уходившую на вторую смену. А когда она возвращалась с работы, куда-то идти было уже поздно. Ребята не единожды звали парня на вечеринки, но он всякий раз тут же оглядывался на мать. Она вроде и не запрещала, но всем видом своим давала понять, что его уход ее обидит: мол, иди, если тебе меня не жалко…

И все-таки молодость взяла свое -- Павел влюбился. Для Раисы Семеновны это было сигналом опасности: а вдруг сын жениться надумает? И она поставила ему условие: никаких отношений до окончания вуза. Следующую покорительницу Пашиного сердца мать отшила на том основании, что жила девушка в общежитии: там, дескать, одни проститутки. Да и не вести же жену в их двухкомнатную квартиру с больным Аликом. Больше Паша любви не искал.

Перекрыла Раиса Семеновна Павлу и путь к карьере. Когда ему в вузе предложили аспирантуру, мать рассудила: спешить некуда. И Пашина жизнь замкнулась кругом преподавательских обязанностей в техникуме и братских -- дома. Перспектива остаться один на один с ведущим полуживотную жизнь Аликом Раису Семеновну по-прежнему пугала, и она регулярно находила себе занятия вне дома.

Освободить Павла из домашней неволи попытался недавно брат Раисы Семеновны. Предложил племяннику переехать из Киева в Одессу, пообещал работу, прописку… Но парень только вздохнул в ответ: «Куда мне от мамы? Она без меня пропадет… »

Единственным «несанкционированным» действием, на которое решился Павел, был поход к психологу.

-- Он пришел ко мне в совершенной растерянности, -- рассказывает психолог «Школы выживания» при Доме Учителя Татьяна Семенова. -- И его состояние понятно: человек долга, Павел не мог отказать маме в помощи, но и нести этот крест дальше был уже не в силах. И виновата в этом, конечно, мать: в семье она подсознательно отвела себе роль жертвы, а сыну -- роль помощника, спасителя. Раиса Семеновна поставила Павла в полную зависимость от неполноценности брата. Ограничив общение сына со сверстниками, она замкнула его интересы исключительно на проблемах семьи. Мать «организовала» его жизнь «под себя» и, кажется, даже не думала о том, что обрекает своего сына-спасителя на одиночество. Не реализовавшись ни в личной жизни, ни в карьере, ни в социуме, вряд ли Павел будет намного счастливее брата-инвалида, хотя имел все предпосылки для нормальной жизни.

Комплекс спасителя, как правило, формируется в детстве, но порой возникает и позже -- в случае необходимости «облагородить» какие-нибудь комплексы. Например, комплекс неполноценности. Как часто женщины спасают своих мужей-пьяниц! Но пообщаешься со «спасительницами» и видишь, что себя самих они просто не ценят. Из-за этого, бывает, связывают свою судьбу с ущербными людьми, подсознательно (а может, и сознательно) рассчитывая, что «такой муж никуда не денется». Вот и получается, что комплекс спасителя обрекает людей на одиночество или толкает на так называемые ущербные браки.

Самостоятельно избавиться от этого комплекса трудно. Нужен толчок извне, который бы заставил человека переориентироваться на личные ценности. Махровым эгоистом «спасителю» уже не стать, а вот разумный эгоизм ему не помешает.


«Facty i kommentarii «. 7 марта 2000. Жизнь