примерно под таким девизом проходят концерты любителей «всего русского»
«Братья и сестры!» -- так обратился к собравшимся перед началом концерта Геннадий Пономарев, постоянный композитор, аккомпаниатор и конферансье певицы. Уже лет десять, как Бичевская бросила петь «Миленький ты мой» и обратилась к белогвардейской и духовной лирике. Что, судя по всему, для нее одно и то же. Бог и Царь -- вот две главные темы творчества Бичевской, а в последних альбомах «Царь Николай» и «Русская Голгофа» -- единственные. Бог был помянут на 10-й минуте концерта. « Царское царский . царскому », -- с придыханием, нараспев повторяла Бичевская перед следующей песней. «Мой диск вышел на таком-то лейбле (записан на такой-то студии)», -- говорят обычно артисты. Здесь -- все по-другому. Другая логика. «Диск вышел с благословения иеромонаха Ефрема».
Это целая традиция. Где-то на рубеже 90-х в братских еще республиках по очереди начали сходить с ума: в Украине -- по гетманам, в России -- по царям. В Средней Азии -- по ханам и гаремам. Вся эта идеализация истории одно время увлекала многих, но потом как-то прошло. Но некоторые «блаженные» до сих пор бредят двуглавыми орлами и аксельбантами, «родным русским ура» и т. д. В связи с похоронами последнего русского царя все это опять обострилось, в том числе и у артистов.
Со зрителями «блаженные» общаются тоже как-то по-особому. «Хочу сообщить вам радостную новость -- недавно канонизированы такие-то и такие-то и уже творят чудеса», -- воркует Бичевская ангельским голосом. Нет, я не богохульствую. Ну живут себе люди в своем обособленном мире -- Бог с ними. Странность -- в другом. Во-первых, мир этот закончился более 80 лет назад. Во-вторых, какие, к лешему, гимназисты и аксельбанты!?. Ни Бичевская, ни ее други-соавторы даже и близко не жили в то время. Как, кстати, и режиссер Михалков. И депутат Говорухин. Но все они почему-то свято уверовали, что при царе было лучше, и агитируют страстно, исступленно, упрощая и идеализируя то время. Благочестивая, благоухающая, предстает царская Россия в рождественских открытках, брошюрках «Русский путь», кинофильмах и песнях на ту же тему.
Война между красными и белыми давно закончилась, а Бичевская все призывает к «последнему кровавому бою». С кем?!. Или песня -- «Боже, отдай нам Царя!» -- так и хочется вслед за Вознесенским воскликнуть: «Не трожьте Господа руками!». Причем все это -- под плохонькую минусовую фонограмму -- причем, иногда Бичевская забывала слова песен и очень забавно, скороговоркой, вдогонку проговаривала подсказанную аккомпаниатором строчку. «Э-э-э . » -- « мучители» -- «ммучи-ите-ели народа!.. » В последнем альбоме Бичевская решила воспеть последний путь царя скрупулезно, день за днем. «Как, Геннадий, вам явилась эта мелодия?.. -- обращается Бичевская пред исполнением заглавной песни «Царь Николай» к автору музыки Пономареву. -- «Я почивал в обители иеромонаха Ефрема И, видимо, Господь сподобил ». Далее звучит песня -- мелодия один к одному «Поручика Голицына», только в два раза медленнее. Первый акт закончился исполнением «Боже, царя храни». Все встали и застыли в почтении к виртуальной империи и царю.
Но была еще надежда. Что во втором отделении прозвучат действительно русские народные, а не псевдорусские песни. Но нет. Все протекало в том же сусальном духе -- плюс в зале, как оказалось, находилась икона с ликом последнего русского царя. Которую под конец концерта даже вынесли на сцену и так держали, пели стоя «Марш славянки».
P. S. Автору очень нравится все русское. В то же время автору (русскому, между прочим, человеку) неприятно, когда занимаются спекуляцией на всем русском. И на всем духовном. Хотя бы потому, что, как заметил поэт, «стыдно всем стадом -- прямо в царство Отца».