За последние три года воссоединились почти все «исконно китайские» земли: в «большую родину» влились бывшая колония Великобритании Гонконг и бывшая колония Португалии Макао. За пределами остался лишь Тайвань, присоединение которого является самой болезненной и острой проблемой внутренней политики Китая.
О том, что остров Тайвань является китайской территорией, свидетельствую факты и многие юридические акты. В апреле 1895 года Япония, развязав войну против Китая, оккупировала Тайвань. В декабре 1943 года Китай, США и Великобритания подписали «Каирскую декларацию», в которой предусматривалось возвращение Китаю всех территорий, отторгнутых Японией, включая остров Тайвань. 25 октября 1945 г. китайское правительство объявило об освобождении от японской оккупации Тайваня и островов Пэнху и о возвращении их Китаю.
1 октября 1949 г. было провозглашено создание Центрального народного правительства Китайской Народной Республики, сменившего руководство Китайской Республики и ставшего единственным законным правительством и представителем Китая на международной арене. Китайская Республика таким образом прекратила свое существование. Гоминьдановская группировка отступила в китайскую провинцию Тайвань и, опираясь на поддержку чужеземных сил, стала на путь конфронтации против Центрального правительства. Так возник тайваньский вопрос.
В октябре 1971 года на 26-й сессии Генассамблеи ООН принята резолюция, исключившая из ООН Тайвань и вернувшая законное место в ней и права КНР. Сегодня Китай имеет дипломатические отношения со 161 государством, и все они заявили о признании принципа одного Китая, пообещав способствовать урегулированию отношений с Тайванем на основе этого принципа.
Начиная с 1979 года, китайское правительство осуществляет основной курс «Мирное объединение на основе принципа «одно государство -- два строя». Отстаивание этого принципа -- основа и предпосылка мирного объединения родины. Тайваньская проблема возникла в результате гражданской войны в Китае, и до сих пор не положен конец состоянию вражды между двумя берегами Тайваньского пролива. Ради защиты суверенитета Китая, его территориальной целостности и объединения родины китайское правительство вправе прибегнуть к любым необходимым средствам, хотя, конечно, наиболее оптимальным считат мирный путь.
При этом правительство КНР постоянно заявляет, что пути решения тайваньской проблемы -- внутреннее дело Китая, и страна не обязана обещать воздерживаться в этом вопросе от применения силы. Отказ от такого обещания предназначен лишь тем, кто пытается насаждать «независимость Тайваня», и тем зарубежным силам, которые будут вмешиваться в дело объединения Китая.
Сепаратистские силы Тайваня умышленно нарушают принцип одного Китая. С 1999 года значительно активизировалась сепаратистская деятельность Ли Дэнхуэя. Искажая суть отношений между берегами пролива, он заявил, что они являются «специфическими международными». Все его деяния нацелены на то, чтобы изменить статус Тайваня как неотъемлемой части Китая, подорвать связи между сторонами Тайваньского пролива и тем самым сорвать основу мирного объединения страны. После заявления Ли Дэнхуэя о «двух государствах», правительство и народ Китая активизировали борьбу на этом направлении. И подавляющее большинство стран мира вновь подтвердило свою позицию в отношении политики одного Китая.
Китайское правительство, придерживаясь названного курса, всеми силами стремится к мирному объединению страны. Но в случае возникновения серьезных осложнений -- например, отторжения Тайваня от Китая под каким бы то ни было предлогом, оккупации острова какими-либо странами, бессрочного откладывания тайваньскими властями переговоров по мирному объединению родины -- правительство Китая вынуждено будет применить все возможные средства, включая и силу, для защиты суверенитета и территориальной целостности страны.
Об этом 29 февраля заявил заместитель премьера Госсовета КНР Цянь Цичэнь. Такова неизменная позиция Китая. Изданная недавно его «Белая книга: принцип одного Китая и тайваньский вопрос» приковала к себе внимание мировой общественности и вызвала большой отклик у китайских эмигрантов. После ее выхода некоторые зарубежные СМИ решили, что политика Китая по решению тайваньского вопроса претерпела серьезные изменения. Но это не так. Наш курс на мирное объединение по принципу «одно государство -- два строя» остается неизменным. Все это четко изложено в «Белой книге».
Там же сказано, что еще в октябре 1984 года Дэн Сяопин однозначно заявил: Китай твердо придерживается курса на мирное решение тайваньского вопроса, но никогда не отрицал возможности решить этот вопрос с помощью силы. «Белая книга» -- это своего рода заявление Китая о недопустимости бесконечного затягивания решения тайваньского вопроса и призыв к властям Тайваня сесть за стол переговоров.