Події

Львовскому антропологу удалось восстановить облик галицкого князя ярослава осмомысла

0:00 — 15 березня 2000 eye 1326

Этому предшествовала почти детективная история с исчезновением костей и запиской в бутылке

Во Львовском музее истории религии открылась уникальная выставка пластичных реконструкций внешнего вида по черепам людей прошедших эпох, выполненных антропологом Сергеем Горбенко. Являясь продолжателем теорий известного российского ученого Михаила Герасимова, он несколько лет стажировался у его ученицы -- Галины Лебединской, возглавляющей лабораторию пластичной реконструкции в Москве, в Институте антропологии им. Миклухо-Маклая. Именно ей принадлежат портреты кошевого атамана Запорожской Сечи Ивана Сирка, сподвижника Богдана Хмельницкого дьякона Павла, погибшего под Берестечком, портреты скифов, сарматов и других представителей исчезнувших этносов, заселявших территории нынешней Украины в древние эпохи.

Наверное, труд антрополога сначала напоминает приключенческий роман, а уж потом начинается кропотливая работа. В 1937 году во время раскопок Успенского собора княжего Галича в селе Крилос Ивано-Франковской области украинский археолог Ярослав Пастернак обнаружил саркофаг, в котором, по его предположению, находились останки галицкого князя Ярослава Осмомысла (выдающегося политического деятеля, во время правления которого западные границы Киевской Руси целых тридцать лет не подвергались нападению врага). Затем сенсационная находка таинственно исчезла. Одни говорили, что она пропала во время оккупации Львова немцами, другие -- что затерялась в лаборатории Герасимова.

Тайну раскрыли случайно. Осенью 1991 года в крипте львовского собора Святого Юра галицкие археологи обнаружили деревянный ящик с человеческими костями и бутылку, в которой находилось письмо Я. Пастернака: «Заявляю честным словом ученого, что приложенные к этому письму кости -- комплектный скелет старшего мужчины -- являются теми самыми, которые я нашел среди фундаментов княжей Галицкой катедры в Крилосе. Это тленные останки галицкого князя Ярослава Осмомысла, умершего в 1187 году… » Проведенная криминалистическая экспертиза подтвердила достоверность почерка Пастернака. После этого началось тщательное изучение останков.

Первую попытку провести пластическую реконструкцию головы князя предпринял профессор отдела антропологии и археологии Саскатунского университета (Канада) доктор Зенон Погорецкий, который случайно на то время находился во Львове. Через некоторое время Сергей Горбенко решил выполнить еще одну реконструкцию княжеского лица, дабы на основании двух скульптурных портретов появилась возможность более объективно представить образ этого человека.

-- Останки Осмомысла -- моя первая работа с историческим лицом, и я не хотел ошибиться, -- рассказывает Сергей Горбенко. -- Прежде всего потребовал доказательств, что это действительно останки князя.

Генеалогические исследования, антропологическая и судебно-медицинская экспертиза, даже математический анализ подтвердили это и позволили восстановить физический портрет Осмомысла: он был высоким для своего времени -- рост 173 см, весил примерно 73 кг. Прихрамывал с детства на левую ногу. Зато князь имел хорошие зубы и моложавое лицо. Неужели он соблюдал диету?

Когда Горбенко взялся за работу, оказалось, что череп не целый: отсутствуют фрагменты лицевой части. Антрополог Погорецкий, проводя свою реконструкцию, использовал фотографии, сделанные Пастернаком, и не знал о том, что не хватает фрагмента. А посему канадский антрополог ошибся при восстановлении лица. Сергею Горбенко повезло: он нашел недостающий фрагмент и провел пластическую реконструкцию по полному черепу. Прическа же, форма бороды и усов были взяты из изображений князей в Летописи Русской.

Не менее занимательна история еще одного портрета. В 1954 году под Сокалем (Львовская область) во время строительства моста через Западный Буг в речном песке обнаружили останки рыцаря в боевом снаряжении. Здесь в 1519 году произошла кровавая сеча местных жителей с татарами и турками. По гербу на одежде и мечу предположили, что погибший -- польский рыцарь Фредерик Гербут, которому в свое время принадлежал знаменитый Олеский замок. Более десяти лет череп хранился в мастерской одного из львовских скульпторов, пока не попал в руки Горбенко, который восстановил «живое» лицо рыцаря. Удивительно, но мастер, до этого никогда не видевший портрет Гербута, понял, у рыцаря должны быть маленькими… уши. Затем это полностью подтвердили найденные портреты семьи Гербутов.

Ныне Сергей Горбенко работает в Институте антропологии при Львовском музее истории религии и мечтает о создании Института человека.

-- Мы до сих пор не знаем настоящих лиц наших князей, исторических деятелей далекого прошлого, -- с сожалением отметил на открытии выставки начальник Львовского областного управления культуры Роман Лубкивский. -- И это большое счастье, когда перед нами предстают реальные облики предков, наделенных огромной духовной силой. Да и чтобы узнать человека будущего, необходимо хорошо изучить, каким он был в прошлом…