Україна

Новая концепция реформирования налоговой системы предполагает сокращение налогового давления на предпринимателей и физических лиц

0:00 — 16 березня 2000 eye 1337

Подобно тому, как государство не может жить без Конституции, экономика не может и успешно развиваться без Налогового кодекса. Для того чтобы ускорить процесс принятия экономической конституции, на днях группа народных депутатов Украины вынесла на широкое обсуждение проект концепции реформирования налоговой системы Украины. От имени авторского коллектива народный депутат Богдан Губский изложил основные положения и принципы концепции, которые, по убеждению разработчиков, должны стать стержнем Налогового кодекса Украины и последующих нормативно-правовых документов в области налогообложения.

Идея коренного реформирования налоговой системы в Украине назрела давно. Нынешние налоговые законы настолько запутаны и так часто меняются, что очень многие предприниматели для того, чтобы сохранить свой бизнес, вынуждены уходить в тень. Из-за этого государственный бюджет ежегодно теряет миллиарды гривен. Результат -- задолженности по пенсиям, социальным выплатам, зарплатам.

Представляя аудитории концепцию, Богдан Губский подчеркнул, что главная цель документа -- дать толчок и «запрограммировать» траекторию качественного обновления налоговой системы в Украине, создать возможность для компромиссного решения многоцелевой задачи по обеспечению государственных доходов, экономической эффективности, справедливому распределению и усовершенствованию административного механизма сбора налогов. В конечном счете, реформа сделает налоговую систему страны более комфортной для предпринимателя. Законы должны быть понятными и стабильными, налоги -- умеренными. Тогда предпринимателям станет удобнее платить налоги, чем уклоняться от них. Это позволит наполнить бюджет и, следовательно, повысить социальную защищенность населения, избавиться от унизительных долгов перед пенсионерами, инвалидами, учителями, врачами.

О содержании социальной составляющей концепции и о результатах, которые могут быть получены при ее реализации каждым гражданином Украины, рассказывает один из разработчиков концепции, народный депутат Украины Игорь Шаров:

-- Сегодняшние налоги не только не способствуют развитию экономики -- они, наоборот, стимулируют уход активной части населения в «теневой» сектор. По разным оценкам, сегодня «в тени» производится 45--65% валового внутреннего продукта Украины.

Государство обязано первым сделать шаг навстречу предпринимателям, создав цивилизованную и стабильную налоговую систему. Поэтому мы предлагаем сократить, в первую очередь, количество налогов, оставив лишь основные из них. Ведь сегодня существует ряд таких налогов и сборов, на взимание которых уходит больше средств, чем они приносят в бюджет. В новом Налоговом кодексе должны остаться только основные налоги, приносящие доход государству.

Кроме того, мы считаем, что все вопросы, связанные с налогами, должны регулироваться только одним документом -- Налоговым кодексом. Это упростит работу и Налоговой администрации, и предпринимателям. Предлагается прекратить практику беспрерывных, часто задним числом, изменений законодательства. После принятия кодекса предполагается на пять лет наложить мораторий на любые изменения. А впоследствии принимать налоговые изменения не позднее, чем за полгода до введения их в действие. Эти меры позволят повысить деловую активность и поступления в бюджет.

В то же время мы считаем, что необходимо снизить налоговое давление на социально незащищенные слои населения. В частности, предлагаем установить размер необлагаемого минимума доходов физических лиц на уровне официальной границы малообеспеченности, который законодательно утверждается Верховной Радой Украины. Сегодня его величина составляет 118,3 грн.

Важно отметить, что с целью обеспечения гарантий социальной защиты малообеспеченных слоев населения предполагается льготное налогообложение доходов, полученных пенсионерами, инвалидами Великой Отечественной войны и семьями воинов (партизан), инвалидами 1 и 2 групп независимо от источников их получения. Не будут облагаться налогами стипендии, алименты, государственная адресная помощь, жилищные и другие субсидии. Кроме того, к перечню необлагаемых доходов отнесены помощь по линии социального государственного страхования и государственного социального обеспечения, компенсации за вред, в том числе моральный ущерб, нанесенный физическому лицу при исполнении им служебных обязанностей и в связи с потерей кормильца.

Предполагается также установить такие ставки подоходного налога с физических лиц, чтобы большинство граждан платило минимальный налог. Мы предлагаем такие ставки:

-- годовой доход до 12 необлагаемых минимумов доходов -- не облагается;

-- от 12 до 180 необлагаемых минимумов -- 10%;

-- от 180 до 300 необлагаемых минимумов -- 15%;

-- свыше 300 необлагаемых минимумов -- 20%.

Мы считаем, что новая система позволит повысить уровень жизни граждан Украины и в конечном счете сделает их богаче.

Главную цель широкого обсуждения концепции в среде деловых людей, бизнесменов, работников государственных и негосударственных учреждений, предприятий всех форм собственности в промышленности, сельском хозяйстве, ученых, всех граждан Украины разработчики концепции видят в необходимости учета как можно более широкого спектра мнений, предложений и замечаний по ее окончательной доработке. Концепция должна учитывать насущные интересы государства и каждого из нас -- граждан Украины.


«Facty i kommentarii «. 16 марта 2000. Экономика