Політика

Ротации в правительстве не исключены, но они никак не связаны с утверждением программы кабмина

0:00 — 21 березня 2000 eye 342

Во всяком случае, так утверждают народные депутаты

Дополненный и с внесенными изменениями проект программы правительства вскоре должен быть вынесен на суд народных избранников. Напомним, что для обсуждения сего документа парламентариям было отведено две недели. Согласитесь, срок достаточный, чтобы составить четкое представление о планах деятельности Кабмина.

Программа под названием «Реформы во имя благосостояния» представляет собой, скорее, декларативный документ, а вот основная работа будет сосредоточена как раз над второй ее частью, по определению самого Виктора Ющенко, -- «матрицей». Именно в ней выписаны конкретные шаги по воплощению в жизнь положений первой части программы. Напомним, что в Конституции записано: если парламент утверждает программу деятельности Кабмина, то после этого он не может отправить правительство в отставку в течение года, поскольку сам же одобрил план действий исполнительной власти.

Министры, похоже, настроены оптимистично, несмотря на то, что в кулуарах ходят слухи о возможной-таки ротации отдельных членов Кабмина -- либо в процессе обсуждения программы, либо уже после ее принятия. «ФАКТЫ» обратились к народным избранникам с просьбой прокомментировать возможную судьбу программного документа.

Алексей Кучеренко (группа «Возрождение регионов»):

-- Знаете, я радуюсь, читая название программы правительства -- «Реформы во имя благосостояния». Да и попробуйте найти депутата, который был бы против реформ, призванных повысить благосостояние народа. Вопрос лишь в том, действительно ли предлагаемые реформы способны поднять уровень жизни наших избирателей. Сейчас наша группа детально анализирует программу Кабмина, и есть серьезные опасения, что в процессе дальнейшей либерализации экономики может оказаться отодвинутой на второй план главная цель -- само благосостояние. Кстати, от того, насколько жизнеспособной сочтут депутаты данную программу действий правительства, в какой-то степени зависит и то, останется ли команда Ющенко в прежнем составе. Это прекрасно понимает и сам Кабмин, и парламент, которому предстоит утверждать сей документ.

Прогнозировать исход голосования -- дело неблагодарное. Например, если, скажем, у отдельных членов нашей группы есть претензии к некоторым фигурам в правительстве, так это ведь не позиция всего «Возрождения регионов». Сегодня депутаты настроены продемонстрировать Кабмину вполне серьезный подход к обсуждению программы, ведь она должна стать своего рода гарантией подписания соглашения о солидарной ответственности между правительством и парламентом. Правда, есть еще опасность, что за спорами о том, кому принадлежит инициатива урегулирования отношений между двумя ветвями власти, окажется забытым самое главное, от чего оно, это урегулирование, зависит, -- программа правительства. Хотя, с другой стороны, договор о взаимной ответственности, согласитесь, будет чистой декларацией, поскольку отношения между Кабмином, Верховной Радой и Президентом на сегодня четко регулируются Конституцией.

Александр Рябченко (фракция Партии зеленых):

-- Предложенный проект программы Кабмина, без сомнения, очень хороший. Думаю, что все без исключения реформаторы, будь они на месте команды Ющенко, написали бы точно такую же программу. В том виде, в каком она предлагается на обсуждение, за нее проголосуют даже коммунисты, если позабудут, что они в оппозиции. Ведь программа принимается без дополнений, без той самой «матрицы», о которой говорил премьер Ющенко. По сути, это просто декларация о намерениях. А вот конкретные шаги (какие законы необходимо принять, кто их должен разработать и кто за что отвечает) в предложенной парламенту концептуальной части не выписаны. Иными словами, самый важный блок программы остается за кадром, во всяком случае, на голосование он не попадает. То же, что мы увидели в декларативной части программы, -- это идеал с идеальной налоговой системой и т. д.

Самая трудная же часть программы, где могли бы развернуться серьезные дискуссии, будет подписана как договор между парламентским большинством и Кабмином -- уже после принятия декларативной части. Вчера мы получили уже доработанный проект программы Кабмина -- его депутаты, несомненно, примут. Это -- своеобразная «индульгенция» правительству от парламента как минимум на год. И я считаю. что это очень правильно, ведь нельзя отправлять только что назначенное правительство в отставку только из-за чьих-то личных антипатий. У парламента полно своих проблем: нам предстоит принимать, без преувеличения, жизненно важные экономические законы, что станет серьезным испытанием большинства на прочность.

Сергей Ларин (фракция НДП):

-- Говорить о перспективах прохождения программы правительства через Верховную Раду и, тем более, о результатах голосования, думаю, рановато. Все зависит от того, как правительство поработает с фракциями и группами в ВР. Насколько успешной окажется «презентация» проекта программы -- такими будут и результаты голосования. Ведь не скрывали же депутаты своего удивления, когда премьер сообщил о своем детище сначала иностранным гостям, а затем уже украинским депутатам. Фракция НДП считает, что сейчас наметился реальный шанс улучшить отношения между Кабмином и парламентом. Солидарная ответственность -- это то, чего нам недоставало все эти годы. Причем мы верим Президенту, подтвердившему, что отставки Виктора Ющенко в ближайшее время не будет, как бы ни «старались» некоторые политические силы. И Ющенко на днях подтвердил свой профессионализм, убедив держателей акций ОВГЗ обменять их на еврооблигации со сроками погашения до семи лет. Таким образом, проблема реструктуризации украинских внешних долгов почти решена, что автоматически снимает проблему дефолта, поскольку иностранные кредиторы поверили в платежеспособность Украины. Посмотрите, глава президентской Администрации Владимир Литвин тоже говорил, что к программе правительства прилагается «талмуд», в несколько раз больший, чем сама программа. Думаю, что именно над путями реализации этой программы нам еще работать и работать, ведь декларация о намерениях все-таки отличается от механизмов реализации этих намерений.