Пряма лінія

Нейрохирург Александр Данчин: «Практически у всех людей старше 30 лет выявляют грыжу межпозвонкового диска, но операция нужна только в случае, если образование больше шести миллиметров»

0:00 — 27 лютого 2010 eye 15474

Современные эндоскопические технологии позволяют военным хирургам проводить малотравматичные вмешательства на головном и спинном мозге

В известном кинофильме о графе Калиостро один доктор бросил фразу: «Голова — предмет темный, исследованию не подлежит». Однако современные технологии позволили не только продвинуться в изучении мозга, но и дали возможность хирургам проводить сложнейшие операции, спасающие жизнь пациенту. Какие методы исследования помогают нейрохирургу установить диагноз? Из-за чего возникает водянка мозга и как от нее избавиться? Как сегодня можно лечить инсульт, произошедший в результате кровоизлияния? На эти и многие другие вопросы наших читателей во время прямой линии «ФАКТОВ» ответил начальник клиники нейрохирургии и неврологии Главного военного клинического госпиталя Министерства обороны Украины, полковник медицинской службы, заслуженный врач Украины, доктор медицинских наук профессор Александр Данчин.

«Ликвор необходим мозгу так же, как слеза — глазу»

- Здравствуйте, Александр Георгиевич! Вам звонит Татьяна из Киева. У моего родственника выявили кисту в головном мозге. Она уже размером четыре сантиметра. Можно ли от нее избавиться?

 — Конечно! Если киста больше трех сантиметров, она сдавливает участок мозга, который может атрофироваться. Раньше до нее добирались с помощью довольно травматичной операции. Сегодня же мы используем эндоскоп. Благодаря миниатюрной видеокамере и микроинструментам делаем отверстие, чтобы выпустить жидкость, скопившуюся в кисте. Сдувшийся шарик уже не представляет опасности. Похожим методом можно убрать и гематомы, которые образовались в результате кровоизлияния в мозг при травме или инсульте.

- Сергей из Киева. У моего знакомого обнаружили водянку мозга. Хирург предлагает провести операцию шунтирования. Нам рассказали, что для этого под кожей проводят трубочку, чтобы лишняя жидкость стекала из головы в брюшную полость. Существуют ли другие методы лечения водянки?

 — Давайте разберемся. В головном мозге существуют полости — желудочки. В одном из них расположено небольшое сосудистое сплетение. Его функция — день и ночь вырабатывать из крови примерно 500 миллилитров прозрачной жидкости (ликвора). По протоку-водопроводу она поступает на поверхность мозга, где есть огромное количество образований, всасывающих ликвор. Какая-то его часть поступает и в спинной мозг. Такой круговорот необходим, чтобы между твердой оболочкой и мозгом постоянно была амортизирующая прослойка. Мозг как будто плавает в жидкости. Она ему нужна для нормальной работы так же, как глазу — слезы.

Если вдруг появляется препятствие (рубец после воспаления или опухоль), жидкость никуда не уходит, а скапливается, сдавливает мозг, и он может атрофироваться. Чтобы избавить пациента от водянки, хирург делает отверстие за ухом или на темени, устанавливает в желудочек трубочку, которую затем вшивают под кожу и заводят в брюшную полость. Если шунт забивается, хирургическое вмешательство приходится повторять. Возможны и другие осложнения, которые иногда приводят даже к воспалению мозга. Мы разработали методику малотравматичной операции. Через небольшой разрез и трепанационное отверстие вводим эндоскоп в желудочек мозга и пробиваем ход так, чтобы вырабатываемая жидкость поступала по назначению. Пациенты могут проконсультироваться в клинике нейрохирургии и неврологии Главного военного клинического госпиталя Министерства обороны Украины. Телефоны: 0(44) 521-84-21, 0(44) 522-83-79. Адрес: Киев, ул. Госпитальная, 18.

«Каждый двадцатый житель планеты имеет аневризму сосуда. Она может «взорваться» в любой момент»

- Ирина, Днепропетровск. Моему сыну сейчас 21 год. Пять лет назад он перенес кровоизлияние в мозг. Врачи подозревают, что оно произошло из-за надрыва аневризмы (патологическое расширение сосуда), но ангиография и магнитно-резонансная томография не дали точного ответа. Нам рекомендуют сделать МРТ головы на более точном оборудовании. Есть ли такая аппаратура в вашем госпитале?

 — Да, мы проводим такие исследования. Хотя ангиография с применением контраста тоже достаточно информативна для выявления аневризмы — патологии, возникшей из-за врожденного дефекта сосудистой стенки. Под давлением крови стенка растягивается, выпячивается и образуется мешочек. Он может в любую минуту надорваться и кровить или даже лопнуть. Около 30 процентов пациентов спасти не удается. При повторной катастрофе погибает более 60 процентов больных. Аневризма может «взорваться» не только при физической нагрузке, но и в полном покое — во сне. Иногда она тромбируется и становится невидимой при исследовании. Это хороший исход: риск разрыва намного снижается и операция не нужна. Возможно, у вашего сына именно такая ситуация. Но это нужно уточнить. По данным литературы, в мире аневризма выявлена у пяти процентов людей, то есть у каждого двадцатого. Можете представить: если в Киеве около четырех миллионов жителей, то пять процентов — это 200 тысяч человек. Примерно столько людей могут иметь аневризму, и им необходима операция, чтобы не рисковать жизнью.

- Это «ФАКТЫ»? Семен, живу в Тернополе. Когда я пожаловался врачу на боль в пояснице, у меня выявили грыжу межпозвонкового диска. Чем она опасна?

 — Поражение межпозвонкового диска — проявление остеохондроза. Существует две точки зрения по поводу его причин. Одни считают остеохондроз следствием нарушения обмена веществ, различных гормональных и сосудистых патологий, другие уверены — это естественный процесс старения. Действительно, с возрастом у человека появляются не только морщины, но и заметные изменения в позвоночнике. Опора нашего тела со временем проседает за счет самого слабого звена — хрящевых межпозвонковых дисков. Наибольшая нагрузка приходится на те, что расположены между четвертым и пятым поясничными, а также между пятым поясничным и крестцовым позвонками. В 95 процентах случаев грыжи возникают именно здесь. Патологическому выпячиванию диска способствует и анатомическое строение: продольная связка, удерживающая его сзади, намного тоньше и слабее, чем передняя. Если не принимать мер, со временем край сплющенного межпозвонкового диска начнет выступать за пределы позвоночного столба, и отходящие от спинного мозга нервы и сосуды будут постоянно травмироваться.

 — Почему образуются грыжи?

 — Больше всего сказывается физическая нагрузка на позвоночник — собственный вес и поднятие тяжестей. Выпячиванию диска способствует переохлаждение: холод снижает эластичность тонкой связки и она может порваться. Высокий риск образования грыжи при резких сгибаниях тела. Вообще при исследовании позвоночника практически у всех людей старше 30 лет выявляют небольшие грыжи. Но это не значит, что человек болен. Ситуация становится критической, когда край диска выпячивается на шесть и более миллиметров и давит на корешок нерва. При этом почти всегда беспокоит боль в пояснице и ноге, человеку трудно повернуться, наклониться. Нередко такие пациенты стараются принять определенную позу, даже выгнуться в сторону, чтобы облегчить боль. В таком случае необходима операция. Чем позже ее проводят, тем хуже результат. Нужно помнить: если корешок долго был зажат, то нерв и мышцы могут атрофироваться и запоздалая операция не поможет восстановить подвижность ноги.

 — Какие методы используют сегодня медики в лечении остеохондроза?

 — Если грыжа выпятилась меньше чем на шесть миллиметров, то, как правило, такому пациенту может помочь невропатолог. При этом используют комплекс разных средств, среди которых — подводное вытяжение позвоночника. Его проводят в бассейне, где температура воды примерно равна температуре тела. Человек опускается в воду, под мышки его поддерживает специальное приспособление, а к ногам прикрепляют груз. Процедура длится около трех часов. Вес груза с каждым разом немного увеличивают. В результате умеренного растяжения давление между позвонками ослабевает, и маленькая грыжа имеет возможность вернуться на свое место. Такой метод особенно эффективен, пока грыжа «свежая». Препараты, снимающие воспаление и отек, помогают организму легче справиться с патологией. В лечении маленьких грыж очень важно, чтобы человек не поднимал тяжести, не сгибался резко. Придется больше лежать, чтобы снизить нагрузку на позвоночник. Укрепить мышечный корсет поможет плавание.

«Ученые создают робота, который будет оперировать грыжи межпозвонковых дисков»

- Беспокоит Раиса Сергеевна из Киева. Скажите, пожалуйста, при каких размерах грыжи диска необходима операция?

 — Если грыжа более шести миллиметров. Некоторые пациенты надеются, что даже такой дефект может вправить массажист или мануальный терапевт. Но у человека просто не хватит сил на это. Природа постаралась заложить такую прочность в опору нашего тела, что растянуть позвонки можно лишь тракторами. Убрать образование, угрожающее нервам и сосудам, возможно с помощью операции. Сегодня грыжи устраняют в основном микрохирургическими инструментами, действуя под микроскопом. Хирург удаляет не только выпятившуюся часть, но и гелеобразную сердцевину диска, которая со временем может выйти и снова стать причиной боли. Если человек худой, операция длится 30-40 минут. Недавно оперировали тучную женщину, вмешательство затянулось на четыре часа.

При эндоскопической операции делают два небольших разреза: в один вставляют свет, в другой — эндоскоп, и удаляют грыжу. За ходом вмешательства хирург следит по монитору. В разработке методик мы сотрудничаем со специалистами известной нейрохирургической клиники в Марбурге (Германия). Первый раз поехали к коллегам в начале 1990-х годов, побывали в научно-исследовательском комплексе, расположенном в Карлсруэ, где в одном из институтов создают оборудование для нейрохирургов. Нам показали уникальные ножницы, которыми у комара отрезают хоботок, крыло, и инструменты для того, чтобы все это пришить. В другом институте конструируют робота — он сможет сам удалять грыжи. В Германии не жалеют средств на науку и медицину…

- Прямая линия? Звонит Сергей из Чернигова. У меня грыжа межпозвонкового диска размером восемь миллиметров. Доктор предлагает оперировать, но я опасаюсь хирургического вмешательства…

 — Вы не один такой. Только 25-30 процентов людей, которым необходима операция, сразу соглашаются. Остальные долго думают, терпят боль. Их можно понять, но нужно знать: чем дольше нервный корешок сдавлен грыжей, тем больше шансов, что он погибнет. К примеру, нога может совсем перестать слушаться. Конечно, определенный риск при операции существует. Но хирурги стараются использовать любой шанс помочь. В нашей клинике лечился полковник Анатолий Карташов. Для нас он был обычным пациентом. На самом деле — знаменитость: когда-то он тренировался в первом отряде космонавтов с Юрием Гагариным и Германом Титовым, выдерживал огромные перегрузки на центрифуге… С возрастом у Анатолия Карташова возник рак легких, затем метастаз глубоко в головном мозге. Риск того, что операция может закончиться неудачно, доходил до 95 процентов. Мы так и сказали пациенту. Карташов посоветовался с женой и дочерьми, и они решили использовать эти пять процентов. И операция по удалению метастаза из мозга удалась!

 — Вы всегда говорите больным правду?

 — Мы обязаны сообщить о возможном исходе, о нашей оценке риска осложнений. Но не все больные готовы это слышать. Поэтому основные сведения мы даем родственникам. Вообще при грыже диска вероятность успеха хирургического вмешательства больше 99 процентов. Мы проводим в год 350-400 операций по поводу грыж. И люди, страдающие от боли, которых привозили на носилках, уходили домой самостоятельно.