Події

Принимая первую дозу наркотика, саша надеялся обрести свободу

0:00 — 29 березня 2000 eye 323

Но вместо этого попал в адскую зависимость

Была пятница, но мысленно 10-А уже жил выходными. Переменки коротали в разговорах о предстоящих развлечениях. Никто и не заметил, как появился Саша. «Привет! Ты сегодня потрясающе выглядишь!» -- сказал он Маше, подойдя к ней вплотную. Это ее удивило: да, они дружили, но комплиментов она от него никогда не слышала. Обернулась, чтобы ответить, но слова застряли в горле: это был не тот Саня, которого она привыкла видеть в школе. Глаза блестят, весь какой-то дерганый. Так и есть: укололся.

Он и раньше это делал, но никогда не приходил «на взводе» в школу. Значит, уже не контролирует себя. День для Маши померк. Кое-как дотянула она до конца уроков. А придя домой, решилась на это письмо.

«Помню, когда Саша первый раз зашел в наш класс, у него был вид затравленного зверька. Он ежился под любопытными взглядами, терялся от бестактных вопросов. Но время шло, Саша раззнакомился с ребятами, и выяснилось, что он незаурядный острослов. Острил парень умно, но очень уж едко. На него стали обижаться, а потом начали сторониться: с ним здоровались, но не более того. Стоило ему обратиться с каким-то вопросом по урокам, как ребята отмахивались: «Извини, но я спешу».

Чтобы понять причины происходящего, Саше нужно было покопаться в себе, но он на это оказался не способен. Наоборот, обозлился и решил доказать одноклассникам, что и без них ему будет хорошо. Именно тогда его путь пересекся с неким Вовой, известным тем, что вербовал клиентов для торговли наркотиками, зарабатывая этим себе на «дозу». Будучи наркоманом, он живописал Сане необычные ощущения, которые испытывает после укола. Саша пробовать наркотики не торопился: ведь вокруг только и разговоров об опасности «зависимости». Но таскался с новым приятелем на дискотеки, а там «травка» в ходу. Считается: если не покурить, то от танцев никакого кайфа. И однажды Саша решился. Оправдывал себя тем, что «в жизни нужно попробовать все». А дальше пошло-поехало!

Перед тем, как уколоть Саше первую в его жизни «дозу», Вова многозначительно произнес: «Теперь ты обретешь свободу». Очень скоро Саша понял, что это была ложь: вместо свободы он получил адскую зависимость. Тогда-то он пришел ко мне и в мельчайших подробностях рассказал все, что произошло с ним за последний месяц. А потом опустился на пол, положил голову мне на колени и прошептал: «Помоги мне, я больше так не могу!» Если как можно больше времени проводить вместе, считал Саша, он сможет удержаться от употребления наркотиков.

Меня потрясло то, что произошло с Сашей, но, наверное, еще больше -- то, что он мне доверился. Я согласилась помочь ему, но что тут началось!.. Мы вместе готовили уроки, гуляли, однако у меня были и личные дела, которые требовали времени. Стоило мне только ими заняться, как Саша срывался. Если я позволяла себе упрекнуть его, он парировал: «Вот видишь! Я же просил тебя не оставлять меня одного… » Сегодня он уже в школу «под кайфом» пришел. Если так пойдет дальше, то как же он ее закончит? У него уже появились тройки и даже двойки. На моих глазах погибает человек, а я не знаю, как ему помочь… Что делать?»

На прямой вопрос -- прямой ответ: прежде всего, избавиться от чувства вины. Исследователи давно отметили эту особенность психики наркозависимых людей -- они пытаются переложить на окружающих ответственность за собственный порок. Среди них есть люди безвольные по природе, но есть такие, которые просто хитрят: им не хочется по-настоящему включаться в борьбу со своей зависимостью (это ведь очень трудно!), и они объясняют свои срывы разными обстоятельствами. Среди них -- невнимание или непонимание окружающих.

В этом честно признаются те, у кого хватило силы оторваться от наркотиков. Например, тезка нашего героя, Саша из известной поп-группы «Игрушки»:

-- Пять лет назад я злоупотреблял марихуаной, и вся жизнь шла вкривь и вкось. Сначала я даже не понимал того, что со мной происходит. Хотелось -- я и курил. А накурюсь…

Родители схватились за голову, пытались даже лечить. Но я сказал: «Не надо -- сам справлюсь». Везде слышу, что наркоманы -- больные люди, им нужна помощь чуть ли не 24 часа в сутки. Однако я на себе убедился, что даже если вылечить человека от этой зависимости, то вследствие психической травмы он снова вернется к опасной привычке, если не мобилизует волю. Только усилием воли я заставил себя отказаться от наркотика, когда понял, куда плывет мой корабль. Так что мой совет тем, кто действительно хочет остановиться: найдите русло, в которое вы хотите выплеснуть свою невостребованную энергию. Этим руслом может послужить что угодно, главное -- проявляйте максимум инициативы и желания. Я ударился в творчество. Теперь, как гласят рекламные щиты на улицах города: «Курить? На это нет времени!» Единственное, от чего группа «Игрушки» отказаться не может, -- это кофе. Мы много работаем, хронически недосыпаем, и кофе спасает.

Встретились мы с Сашей в закулисье благотворительного концерта в поддержку акции «Молодежь за здоровый образ жизни». Зная глубину проблемы не понаслышке, «Игрушки» помогают другим выбраться из нее. Но, может быть, с зависимостью от «травки» легче справиться и поэтому Саша смог это сделать?

Как утверждает главный нарколог Украины Анатолий Виевский, конопля действительно не вызывает физического привыкания. Однако психологическая зависимость от нее возникает так же, как от других наркотиков и алкоголя. А ведь именно с психологической зависимостью сложнее всего бороться. Большинство людей, употребляющих так называемые тяжелые наркотики, начинали со спиртного и конопли…

Дело в том, что наркоман не умеет решать свои проблемы. Он не пытается как-то изменить жизненные обстоятельства, а столкнувшись с препятствием, «убегает» от него в эйфорию. Если нормальный человек испытывает приятные эмоции от преодоления трудностей и победы, то наркоман вызывает эти эмоции искусственным путем. И не столь важно, с помощью какого именно препарата. Для того, чтобы научиться решать свои проблемы другим способом, нужно искреннее желание и сила воли, а это есть не у многих. Человека нельзя спасти насильно -- даже жертвуя ради этого своей жизнью.