Політика

Жизненную энергию ярослава стецько черпает в любимом деле и… В плавании

0:00 — 13 травня 2000 eye 301

Завтра исполняется 80 лет главе Конгресса украинских националистов и самому почтенному народному депутату Украины

Вся общественная и политическая жизнь Ярославы Стецько -- свидетельство того, что она стала достойной продолжательницей дела своего мужа, известного борца за независимость Украины Ярослава Стецько. Ее любовь к Украине настолько сильна, что она, попавшая в плен к фашистам в 1943 году и волею судьбы долгие годы остававшаяся за границей, не просто мечтала вернуться на родину, но и осуществила свою мечту после стольких лет вынужденной эмиграции.

Родилась Ярослава Стецько, в девичестве Анна Музыка, в селе Романивка Теребовского района Тернопольской области. О себе госпожа Ярослава говорит, что была такой боевой еще с детства. Сильный ее характер впервые проявился во время учебы в польской гимназии во Львове: польские власти запрещали даже говорить на украинском языке, на корню уничтожая любое проявление национального самосознания. Но строптивая Ярослава с группой единомышленников все равно устраивали украинские вертепы -- ставили народные сказки и пели песни на украинском языке. Однако в гимназии к ней не могли за это придраться -- отличница все-таки! Уроков тоже никогда не прогуливала. Эта страсть к учебе прослеживается на протяжении всей жизни…

Затем старший брат г-жи Стецько, член ОУН-УПА, позже погибший, увлек ее подпольной деятельностью на ниве национального самосознания. Во время учебы во Львовском политехническом институте Ярослава еще активнее занялась подпольной работой, успевая одновременно работать учителем. Когда ей было 24 года, случай свел ее на конспиративной встрече в кафе с красивым и статным мужчиной. Это и был легендарный Ярослав Стецько. Анна Музыка влюбилась в него с первого взгляда…

Судьбе было угодно, чтобы они встретились снова в немецком госпитале в Шитенгоффе, где тяжело раненный Ярослав лечился, пребывая под арестом у новой коммунистической власти. Случайно узнав об этом, Анна немедленно организовала его похищение из госпиталя и тайный переезд в Мюнхен. Во время этого переезда Ярослав, истекающий кровью, все время говорил о своей смерти и, вероятно, в бреду называл свою соратницу по борьбе не иначе как Славой. Случилось чудо: больной не просто выжил, но и полюбил. Видимо, всепоглощающая любовь Анны к нему породила ответное чувство. Вскоре они поженились, и Анна перешла на фамилию супруга. Новое же имя себе, а заодно и псевдоним для подполья, она решила взять еще после того незабываемого переезда в Мюнхен.

С этого времени супруги Стецько стали полноправными соратниками по борьбе, безгранично доверяющими друг другу. Закончив факультет права Мюнхенского университета, владея семью иностранными языками, г-жа Ярослава в те годы была руководителем секретариата одного из членов Провода ОУН, а ее супруг был заместителем председателя ОУН Степана Бандеры. Уже после войны они создали Антибольшевистский блок народов (АБН), г-жа Ярослава возглавила пресс-бюро АБН, а также редактировала ежеквартальник «Юкрейниен Ревю». В 1960 году Ярослав Стецько становится не только руководителем Провода ОУН-УПА, но и президентом Всемирной антикоммунистической лиги. А Ярослава организовывала международные конференции. Причем ее стараниями уровень их был таков, что на встречи приезжали такие известные политики, как господа Рейган, Буш, Никсон, а также другие высокопоставленные лица.

После смерти супруга в 1986 году на общем собрании АБН Ярославе предложили возглавить организацию. «Я не могла отказаться -- ведь это наше с ним общее дело», -- признается г-жа Стецько. О своем муже она до сих пор говорит в настоящем времени, считая, что он все равно рядом с ней. Работоспособности г-жи Ярославы можно только позавидовать, а секрет своей неиссякаемой жизненной энергии она объясняет просто: здоровые сельские корни, любимое дело, задатки «трудоголика» и, как ни удивительно, ежедневная зарядка, плавание в бассейне. Словом, вся ее жизнь -- в движении: встречи с избирателями, многочисленные поездки по Западной Украине, Америке, Германии, Канаде. И останавливаться она не собирается. Да и дело совсем не в возрасте. «Я себя ощущаю на 50 -- значит, столько мне и есть!» -- смеется г-жа Ярослава.

P. S. Многочисленные читатели «ФАКТОВ» присоединяются к поздравлениям и желают Ярославе Иосифовне крепкого здоровья и долголетия.