Нередко случается, что сами железнодорожники сбывают «налево» целые подвижные составы или разбирают «на лом» пути
Недавно, встретились в рабочее время за бутылем беленькой уважаемые вроде люди -- главный инженер железнодорожной станции «Львов» и начальник львовского вокзала. Начали они днем за здравие, а закончили к ночи за упокой. Последним штрихом их вакханалии был танец с табуреткой которую главный инженер в пьяном угаре обрушил на голову начальника вокзала. Через два дня тот скончался в реанимации. Данный факт -- только лишняя иллюстрация общей картины состояния трудовой дисциплины на железнодорожных магистралях, а ее реалии -- нарушение финансово-хозяйственной деятельности, отсутствие надлежащего контроля. И хотя не так давно именно за это Президент Украины уволил трех основных руководителей «Укрзал›зниц›», сделал выговор Министру транспорта, «ФАКТЫ» все же решили немного рассказать о некоторых злоупотреблениях и преступлениях, происшедших на железных дорогах. Например, на самой большой в Украине Юго-Западной железной дороге
О Юго-Западной железной дороге всерьез заговорили после убийства ее начальника Бориса Олийныка. 1 октября 1999 года его вместе с водителем расстреляли у дверей собственной квартиры. Тогда прозвучали заявления о том, что раскрытие убийства Олийныка -- дело чести правоохранительных органов. Как известно по расследованиям иных заказных убийств, подобные «дела чести» затягиваются на годы. Сегодня существует несколько рабочих версий, и дело об убийстве Олийныка связывают как с кредитами, транзитом и перевозками нефтепродуктов, так и с конфликтом, который возник у него с некоторыми коммерческими предприятиями, работающими с ЮЗЖД (их ныне насчитывается более семисот).
В ходе отработки возможных версий убийства были проверены финансово-экономическая деятельность Управления Юго-Западной железной дороги и деятельность «Экспрессбанка». В результате относительно председателя правления «Экспрессбанка» возбуждено уголовное дело, следователи пытаются доказать факт подделки им протокола заседания банка и прикарманивания 70 750 гривен. А бывший начальник службы путей ЮЗЖД, как оказалось, проходит по делу, в котором ему инкриминируют незаконные финансовые операции после получения около 800 000 гривен кредита в том же банке. Деньги он, по мнению милиции, якобы перевел на счета коммерческой фирмы своего сына. По данным УМВД Украины на ЮЗЖД, эти два кратко изложенных случая лишь малая часть всех уголовных дел, возбужденных после убийства Бориса Олийныка.
Говоря о мелких, но щедрых кредитах «Экспрессбанка», нельзя не вспомнить о его отцах-основателях. В частности, о Леониде Железняке, который оказался замешанным в «самых удачных» аферах, «нагревших» ЮЗЖД на 3,5 миллиона долларов. Провернул он их, занимая пост директора «Укрзал›зниц›». Оставив после себя несколько уголовных дел, в 1997 году Железняк успешно выехал в Россию, увозя спецрейсом тонны нажитого в Украине.
Став инициатором создания единственной железнодорожной финансовой структуры «Экспрессбанка» (по данным журнала «Человек и Закон», этот банк якобы контролировался Семеном Могилевичем, более известным под прозвищем Сева Киевский), Леонид Железняк наладил тесные отношения с мальтийской фирмой «ФИС Интернешнл». По материалам отдела по борьбе с организованной преступностью УМВД Украины на Юго-Западной железной дороге, в 1994 году он подписывает с «ФИСом» договор о поставке шпал на 13 250 000 долларов, переводит на Мальту первый миллион В итоге, в Украину прибывает всего 1987 шпал, остальные, стоимостью 616 тысяч долларов, бесследно пропадают.
В 1995 году Железняк снова подписывает такой же договор, но уже на поставку 40 тысяч тонн топочного мазута (2 880 тысяч долларов). Деньги оказываются на безналичном счете «мальтийских друзей», те (представители «ФИС» Шаманович и Тарасенко) с чувством выполненного долга исчезают. Международные правоохранительные структуры ищут эту парочку до сих пор. В 1998 году Олега Тарасенко задерживали в ЮАР. Впоследствии ему вместе с женой и грудным ребенком удалось скрыться от южноафриканской миграционной службы. Место его нынешнего обитания все еще устанавливается. Зато известно, где сегодня Леонид Железняк. Он возглавляет в России Союз перевозчиков стран СНГ -- его богатый опыт не мог быть не востребован.
Кстати, в 1998 году Железняка, разыскиваемого тогда по линии Интерпола, привозили в Киев, где он давал показания по делу о продаже на лом целого подвижного состава. Частично его причастность к этой афере удалось доказать, но о задержании не могло быть и речи. Леонид Железняк оказался слишком значимым для России человеком. Об экс-начальнике «Укрзал›зниц›» сами железнодорожники говорят разное -- одни считают его «крестным отцом», другие -- чуть ли не национальным героем. Ясно только, что для «железки» Железняк сделал очень много. А появившийся при нем «Экспрессбанк» -- организация, без которой «Укрзал›зниця» экономически просто немыслима. На сегодня в банке сменилось несколько «поколений» финансистов и нечистые на руку люди недавней «железняковской эпохи» уже уволены
В качестве одной из версий убийства Б. Олийныка рассматривается конфликт интересов между ним и руководством структурных предприятий ЮЗЖД. К примеру, незадолго до смерти Олийнык подписал документ о реорганизации ГП «Укрвагонсервис», лишающий это подразделение ЮЗЖД, которое обеспечивает поезда всем -- от белья до чая и кофе, статуса юридического лица. На то время вокруг «Укрвагонсервиса» уже крутились несколько частных предприятий, фактически монополизировавших поставки белья и продуктов питания (о коммерческих и даже «религиозных» делах «Укрвагонсервиса» «ФАКТЫ» подробно писали год назад).
Решение покойного Олийныка, по сути, защищавшее государственные, а не частные интересы, лишало «Укрвагонсервис» возможности заключения дальнейших контрактов с коммерческими структурами, что, разумеется, становилось крайне невыгодно как руководителю «Укрвагонсервиса» Владимиру Некрасову, так и его родственникам, возглавлявшим некоторые из этих фирм и получавшим большую часть доходов. Только в августе 1999 года доходы от реализации у фирм-компаньонов Некрасова, таких, как «Восточный Экспресс» и «Киеввагонсервис», составили 1,5 миллиона гривен. Государственное предприятие «Укрвагонсервис» получило всего треть этой суммы -- 530 тысяч гривен.
Кстати, проверкой КРУ Министерства финансов Украины на ГП «Укрвагонсервис» были установлены служебные злоупотребления: аренда для компаньонов по льготным тарифам, предоставленная незаконным образом, многолетние соглашения о совместной деятельности между организацией Некрасова, «Восточным Экспрессом» и «Киеввагонсервисом», заключенные в обход действующего законодательства. Само же сотрудничество с этими фирмами стало для «Укрвагонсервиса» убыточным (общая сумма убытков составляет 461 тысячу гривен).
С самого начала следствия по убийству Бориса Олийныка бытует версия о том, что начальника ЮЗЖД могли «заказать» коммерческие структуры, которым он отказал в предоставлении льгот при транзитных перевозках нефтепродуктов через Украину. Как известно, транзитные поставки нефти и иных грузов, нередко исчезавших в лабиринтах магистралей ЮЗДЖ, так и не дойдя до адресата, были, а возможно, и сегодня являются излюбленнейшим средством наживы.
Срыв одной или нескольких таких поставок чреват серьезными последствиями. Известно, что ранее «исчезнувшие» на ЮЗЖД тысячи тонн горюче-смазочных материалов принесли убытки на миллионы долларов. И можно только представить, какое наказание ждет человека, который взялся бы помешать дельцам, вкладывающим огромные суммы в нелегальные перевозки. О том, как действует модель «утопающих транзитов», свидетельствует история, произошедшая в 1996 г. Тогда двое комбинаторов из Днепропетровска купив за сто долларов у бомжа Белкина паспорт, зарегистрировали на него фирму и заключили контракты на поставки 4600 тонн бензина (стоимостью 1 265 000 долларов) с тремя американскими фирмами, находящимися в Латвии. А потом прибывшие в Украину эшелоны бензина с помощью чиновников «Укрзал›зниц›» переадресовывались в разные коммерческие структуры, где топливо реализовывалось. Для властей же эти нефтепродукты якобы следовали в Грузию. Прекратить такие транзиты удалось лишь в 1997 году, после ареста на станции Дарница очередного состава бензина стоимостью 224 тысячи долларов.
Сегодня, правда, таких переадресовок нефти и «утопающих» грузов стало гораздо меньше, сообщили «ФАКТАМ» в Государственной таможенной службе Украины. Если в 1996 году пропавших транзитных и экспортно-импортных поставок на «железке» было более 13 тысяч, то в прошлом году таковых было всего 124. По факту их исчезновения начаты административные и уголовные расследования. Кстати, среди пропавшего за прошлый год числятся более 48 тонн нефтепродуктов на сумму свыше 700 тысяч гривен, более 128 тонн черного металла стоимостью около 1 миллиона гривен, 10 тонн «транзитных» шпал более чем на 221 тысячу гривен, а также почти 95 тонн «транзитных» куриных окорочков, «улетевших» прямо с железнодорожных путей, на сумму свыше 5 миллионов гривен. В целом в 1999 году все исчезнувшее из-под госконтроля на железных дорогах Украины добро оценивается в 15 029 333,58 гривни.
Кстати, постоянным заказчиком на перевозки продуктов у ЮЗЖД до последнего времени была пресловутая фирма «Топ-сервис», ставшая известной благодаря умело выполненным заказным убийствам. По просочившейся из органов МВД информации, киллеры от «Топ-сервиса» ныне будут серьезно проверяться на причастность к смерти Бориса Олийныка.
Особым видом преступлений стали постоянные хищения составных частей железных дорог. Украденную с путей деталь -- перемычку, рельс или тормозное приспособление -- сегодня запросто можно продать за 2--3 гривни в любом пункте приема металлолома. Заработка от такого воровства -- на копейку, а последствий -- на десятки тысяч, к тому же возрастает опасность схождения поездов с рельсов, задержки грузовых и пассажирских перевозок. А это уже, как известно, вопросы национальной безопасности.
Только за последние шесть месяцев прошлого года транспортная милиция на ЮЗЖД зарегистрировала 538 случаев повреждения и хищений средств безопасности передвижения поездов. Несколько лет назад силами УМВД на Юго-Западной железной дороге была обезврежена преступная группа, пытавшаяся вывезти из Украины 100 тонн цветных металлов стоимостью 750 тысяч долларов. Вышли на эту банду, установив личность человека, воровавшего одно время медные перемычки на станции Мироновка. Во время задержания на границе преступники даже затеяли перестрелку с милицией. К счастью, обошлось без жертв. В прошлом же году на лом едва не пошли взятые у ЮЗЖД в аренду десять цистерн. Директор ООО «Мр›я-АЗС» просто-напросто разрезал их, прежде чем сдать в пункт приема
Не меньшей популярностью на дороге пользуются кражи резиновых изделий. Так, на пограничном Хуторе Михайловском милиция арестовала сотрудников вооруженной охраны железной дороги, на протяжении нескольких лет подворовывавших на охраняемых ими же грузах. Тянули все -- от нескольких пакетов сока до автозажигалок и аккумуляторов, не побрезговали и презервативами.
Крупнейшую же ставку на резину сделал главный инженер Юго-Западной железной дороги Михаил Шавловский. В Генеральной прокуратуре на него имеется уголовное дело, связанное с закупкой прокладок под рельсы. В 1996 году они срочно понадобились сразу двум железным дорогам -- Одесской и Юго-Западной. Решить эту проблему взялось предприятие «Март и ЛЛС». Получив по предоплате от железнодорожников сумму, эквивалентную 1 380 тысячам долларов, фирма закупает в Латвии каучук на 852 тысяч долларов и поставляет его на Белоцерковский завод резиновых изделий. В 1998 году, когда прокладки были готовы, их почему-то отгружают и отправляют в Словакию на адрес фирмы «Трансшпед С. П. О. », откуда они возвращаются в Украину. Оплату за миграцию прокладок из государства в государство взяла на себя «Укрзал›зниця» -- в связи с финансовыми проблемами ЮЗЖД. А вот разрешение на проезд и переадресовку прокладок, как считают в транспортной милиции, давал сам главный инженер ЮЗЖД. Нанесенный железной дороге ущерб оценивался в сумму около 100 тысяч долларов.
Кстати, после убийства Бориса Олийныка транспортная милиция проводя обыск на квартире главного инженера не без удивления обнаружила в холодильнике сотню тысяч долларов. Объясняя, откуда у него столько «зелени», Шавловский сказал, что, возможно, купил холодильник вместе с деньгами.
Факты, изложенные в этом материале, -- лишь малая толика из преступного круговорота на железных дорогах Украины, и не удивительно, что его результатом нередко становится падение экономических показателей и прибыли, которую дает государству одна из его крупнейших монополий. В прошлом году от «Укрзал›зниц›» в казну поступило немного больше миллиарда гривен, но это не значит, что больше она дать не может (по крайней мере, так считают сотрудники СНБОУ). Просто, говоря словами Петра I, «железке» требуется единое «государственное око», орган надзора, который бы бдительно следил за законностью. Сегодня же транспортные прокуратуры в Украине ликвидированы. Доходит до того, что один вокзал или железнодорожную станцию контролируют, часто мешая друг другу, до десяти, а то и больше региональных прокуратур. А для милиции такая неразбериха вообще «бич Божий». Случается, что в убийстве или, допустим, грабеже, происшедшем в поезде на ходу (а значит, сразу в нескольких областях), невозможно в полной мере выделить состав преступления, поскольку фиксируют его «по частям» разные прокуратуры. Единственное, о чем еще облегченно вздыхают транспортные милиционеры, так это о том, что их не разогнали, как коллег из прокуратуры, а ведь совсем недавно хотели. А так, на железной дороге, как в славной песенке, все хорошо, все хорошо
«Facty i kommentarii «. 19 июня 2000. Право