Вооружившись такой логикой, родители нацеливают детей не на разрешение проблем, а на извечный поиск виноватых
Придя из детсада, Антон пожаловался, что воспитательница его побила. За что же? А за то, что вещи разбросал на кроватке, и за то, что прыгал по ней Синяки на ягодичках привели мать в ужас. Однако воспитательница Маргарита Васильевна категорично заявила: она к этому отношения не имеет.
Шестилетний Антоша, хоть и числится в детсаду в подготовительной группе, в развитии несколько отстает от сверстников. Видимо, сказалась родовая травма. До трех лет ребенок молчал, а когда произнес первое слово, мама и бабушка решили: не травмировать «дите» никогда и ни при каких обстоятельствах. На любые «купи» и «дай» они немедленно откликались и потакали Антоше во всем.
Но у воспитательницы Маргариты Васильевны свое представление о педагогике. «Когда, как не в дошкольном возрасте, приучать детей к порядку? -- спрашивает она. -- Провинился -- становись в угол, забыл принести 50 копеек на книжку-раскраску -- вместо рисования пиши буквы». Будучи в вузе отличницей, Маргарита Васильевна хорошо усвоила педагогические каноны и на практике от них не отступает. Но -- «суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет». Сколько детей -- столько характеров.
Когда Маргарита Васильевна объявила подъем, детишки, как обычно, засуетились. Чтобы успеть на полдник, нужно быстро одеться и заправить постель. Антон начал было расправлять покрывало, но тут Маргариту Васильевну позвала нянечка -- и мальчишка стал развлекаться: подпрыгивал на кроватке, бросался одеждой и матерился!
Как развивались события дальше, установить трудно. Воспитательница уверяет, что, увидав «безобразие», пристыдила несмышленыша и пригрозила пожаловаться его маме. «И пальцем к нему не притронулась!» -- утверждает она. Вторят ей и Антошкины «одногоршечники»: воспитательница никогда никого не бьет! Но Антон и его семья не уступают: била! Потому мама мальчика и позвонила в редакцию.
Конфликт между родней Антона и воспитательницей длится не первый год. И ни одна из сторон уступать не желает. А линия фронта проходит через ребенка. Неудивительно, что мальчик ушел в себя и теряется, когда взрослые обращаются к нему даже с элементарными вопросами: нравится ли садик, как зовут друзей, во что они играют? «Да», «Нет», -- отвечает он невпопад, а чаще всего: «Не знаю». Мать Антона тешит себя: «Не вечно же нам в этот садик ходить!» Мол, еще немного -- и мальчик отправится в школу. Нужно только заранее узнать, какая учительница получше, к ней и отдать Антона.
Слушала я молодую мамашу и вспоминала недавний разговор с родителями Данилы и Славика -- ребят, у которых такие же проблемы, хотя они давно школьники. По мнению мальчиков, учителя предъявляют к ним непомерные требования. Ну, подумаешь, забыл дома тетрадь или, скажем, опоздал на урок -- классная тут же в крик. Мама мальчиков поражается невыдержанности педагогов: «Если сыновья не выполняют домашних заданий, это их выбор. Я могу им об этом сказать, но голоса повышать не позволяю».
Даниил и Славик просто обожают свою «мягкую» маму, которая практически никогда и ни за что их не журит. А вот с учителями обоим сыновьям, хотя учатся они в разных школах, «не повезло»: педагоги, как на подбор, «плохие». Еще бы! У Дани пять (!) четвертных двоек, а у Славы -- сплошные трояки. За годы учебы мальчишки поменяли уже не одну школу, причем никуда не переезжая! Но Наталья Семеновна стоит на своем: «Педагоги у Дани -- сплошь звери, да и у Славика не лучше». Мальчишки же с маминой легкой руки и рады стараться: не пришелся педагог по вкусу -- нечего и на уроки к нему ходить
А родители Севы недовольны преподавателями вуза, в котором учится сын. Как-то он опоздал на лекцию, так его до занятий не допустили. Парень в сердцах ругнулся. Преподавателю пропустить бы это мимо ушей, а тот встал на дыбы: «Вон из института!» -- «Был бы нормальный преподаватель, сын не послал бы его на три буквы», -- рассуждают родители, с виду вполне интеллигентные люди.
Детские сады, школы, вузы -- и везде папы и мамы недовольны одним и тем же: педагоги к их детям слишком строги. Но так ли это?
-- Дело не в строгости педагогов, -- считает психолог Ирина Никонова, -- а в мягкости родителей, в несогласованности воспитательных действий тех и других. Когда в детском саду или школе запрещается все то, что дома разрешается, в сознании ребенка не формируются границы дозволенного. Дети ведут себя неадекватно не потому, что не хотят следовать правилам, а потому, что не знают, какой линии поведения придерживаться в той или иной ситуации. Если малышу не объяснить вовремя, что нельзя, к примеру, брать чужие вещи, он будет их брать, не подозревая, что нарушает социальное табу. Подобное случилось и с Антоном. Если дома разбросанные вещи -- норма, то почему в детском саду за них ругают? Когда ребенок понимает, за что его наказывают, он выносит из этого какой-то опыт. Если же мотивы слов и действий взрослых ему непонятны, то он получает психологическую травму, что чревато озлоблением, да и только.
Кроме того, если ребенку не обозначают границ дозволенного, он начинает искать их опытным путем, проявляя агрессию. Отсутствие запретов, к тому же, тормозит развитие ребенка, ибо в процессе своего формирования он должен что-то преодолевать, что-то осмысливать. Чрезмерная доброта родителей таким образом оборачивается против собственного дитяти.
Да и нередко под добротой родители скрывают попросту нежелание заниматься детьми. Дескать, наш долг -- любить, а воспитывают пусть няни, воспитательницы, учителя, пусть они навлекают на себя недовольство отпрысков. Такие родители нацелены не на помощь детям в решении их проблем, а на поиск виноватых. Тем самым они прокладывают детям русло, по которому те движутся всю жизнь. Виноватыми оказываются все: попутчики в транспорте, соседи по лестничной площадке, сокурсники в институте и коллеги на работе. Кто спорит, случаются в жизни нерадивые подчиненные и несправедливые начальники. Но причины неудач нужно искать прежде всего в себе, а именно этого-то и не умеют дети нетребовательных родителей. Они пожизненно в конфликте с миром и следовательно, пожизненно несчастны. Самое печальное, что сделали их таковыми собственные родители -- якобы из любви.
«Facty i kommentarii «. 20 мая 2000. Человек и общество