Харатьян приехал в редакцию на следующий день после не совсем удачной премьеры. Как потом говорили сами актеры, зрителя упустили в самом начале: английская пьеса, авангардный режиссер Мирзоев, не всем понятно Дмитрий роль исполнял впервые, поэтому неудачу воспринял как личную ошибку, в неуспехе винил себя. По этой причине приехал в «ФАКТЫ» мрачнее тучи. Но в процессе беседы оттаял, повеселел -- многие звонившие на прямую линию видели его на сцене и были просто в восторге от Харатьяна как театрального актера, говорили о том, как неожиданно, по-новому раскрылся его талант. Дмитрий был тронут и даже спросил, не было ли это подстроено. Уходил, смеясь и напевая песенки, по дороге мастерски «перемяукнулся» с редакционной кошкой. А в тот же вечер спектакль ждал потрясающий успех -- киевская публика наконец по достоинству оценила изящную постановку.
-- Здравствуйте, а можно Диму? Это Катя из Киева. Не смущает ли вас то, что вы снимались во многих фильмах, играли роли в театрах, а ваше имя всегда ассоциируется с гардемарином?
-- Наоборот, меня очень радует, что мое имя с чем-то еще ассоциируется и в памяти людей возникает некий образ. Хорошо, что именно с этим, я считаю, не самим плохим, а даже напротив, светлым, романтическим персонажем. По-моему, это неплохо! Даже если это единственное, что останется в памяти после того, как меня не станет, -- это уже замечательно.
-- Не поступали ли вам предложения сниматься в новомодных сейчас сериалах?
-- Я снимаюсь в одном из новомодных, по вашему выражению, сериалов, который называется «Маросейка, 12». Этот фильм о налоговой полиции, где я играю капитана.
-- Здравствуйте, Дмитрий, это Наталья из Киева. Я вчера была на спектакле. Спасибо за прекрасную работу. Собственно, это заставило меня позвонить, потому что я знаю вас как артиста кино, но мне всегда казалось, что театр для актера -- как лакмусовая бумага. Вы прекрасны и органичны. В вашей внешности, манере игры есть нечто такое, что заставляет думать, что вы как творческая личность еще не раскрылись, еще много в вас тонкого, сложного, неожиданного. Где-то я читала, что вы мечтали сыграть Пушкина. Может ли талантливый актер активно влиять на свою творческую жизнь или все зависит от режиссера?
-- Спасибо вам за очень умные вопросы и интересную оценку моего труда. Я очень верю в провидение, судьбу, рок, но при этом, конечно, отдаю должное тому, что человек может попытаться изменить ситуацию, повлиять на свою творческую карьеру. В актерской профессии чаще всего доминирует удача, фортуна. Я совершенно инертный в этом смысле человек. Любые мои попытки каким-то образом изменить ситуацию в профессии, как правило, заканчивались фиаско. Поэтому я беру от жизни то, что она мне предлагает, и пользуюсь ее неожиданными поворотами. Но для кого-то это совершенно неприемлемый путь. Есть, например, Сергей Маковецкий -- замечательный артист, я его знаю 20 лет. Он очень упорный и трудолюбивый человек, помимо того что очень талантливый. И он многого добился именно благодаря целеустремленности. То же можно сказать и о Сергее Жигунове -- правда, в другой области, деловой. У каждого свой путь!
-- Дима, здравствуйте! Вас беспокоит Ира из Киева. Вы в фильмах такой энергичный и жизнерадостный человек, а какой вы в жизни?
-- В жизни разный: замкнутый, занудливый, раздражительный
-- Ой, не поверю!
-- Вы у жены спросите.
-- Алло! А где он?
-- Я здесь, рядом.
-- Вы?
-- Да-да, правда, это я! (Молчание в трубке). Ну говорите уже, не томите (Молчание продолжается). Ну хорошо, если нет вопросов, тогда мы прощаемся.
-- Подождите! (Помолчав). Вы Харатьян?
-- Я! Я Харатьян! Я! И жду вашего вопроса с нетерпением! (Молчание в трубке). Вы никак решиться не можете? Вы что-то сокровенное хотите сказать?
-- (Тихо). Я люблю вас!
-- Ну слава Богу, Господи! Спасибо вам за это! Замечательное чувство! Мне трудно ответить взаимностью, но за эти искренние слова спасибо!
-- Скажите, вы когда-нибудь приедете на гастроли в Луганск?
-- А вы из Луганска звоните? Как вас зовут?
-- Ира.
-- А сколько вам лет, Ирочка?
-- Пятнадцать.
-- Все еще впереди! В Луганск, наверное, приеду. Вы немножко еще подрастете и приеду. Года через три -- нормально будет!
-- Нормально.
-- Это Дмитрий Харатьян? Меня Марина зовут. Не секрет, что киноактеры более известны нежели театральные актеры. В театр приходит определенный круг людей
-- Все дело в характере человека и в его отношении к людям. Актерская профессия -- честолюбивая, актер постоянно на виду. Это публичная профессия. И результат нашего труда оценивается зрителями -- чем больше зрителей его оценивают, тем лучше. Чем больше актер находится в сфере узнаваемости, тем, наверное, это больше его подстегивает. Театр совсем не ущербен в этом смысле. Все зависит от человека: как он относится к своей популярности, насколько он завистлив, добр или зол. Я, слава Богу, не работаю в театральных коллективах, в «стационарах» театров, а участвую в антрепризе. Антреприза -- это такая форма, которая не позволяет относиться друг к другу, как в террариуме единомышленников, что происходит в некоторых театрах (если не в большинстве). Потому что там люди варятся в собственном соку. А в антрепризе свободное волеизъявление действует у каждого артиста. Все относятся друг к другу с уважением. И вовсе не зависят от воли главного режиссера, худрука или директора.
-- А как театральные актеры относятся к вам?
-- Они меня учат -- как играть, как себя правильно вести. И это нормально! Они делятся опытом, и я благодарен им за это. По крайней мере, не бьют!
-- У вас двое детей: один большой, другой -- маленький. Случается ли, что вы не можете найти с ними общий язык?
-- Бывает -- со старшей дочерью. С младшим нахожу, но он меня Димой называет вместо «папа». Потому что он все время с мамой, а она меня называет «Дима». И он: «Дим, Дим!» С сыном у меня более пронзительные отношения, нежели с дочерью, у которой своя жизнь, свое на уме. Я вообще считаю, что детей надо заводить после 30 лет. К этому надо подготовленным подходить, с материальной базой, домом, чтобы это было осознанное желание, а не необходимость, которая порой возникает в раннем возрасте.
-- А вы своего старшего ребенка никогда не пытались воспитывать, к примеру, так: я в детстве таким хорошим был, а ты?
-- Я?! Да я таким был разгильдяем! Нет, у каждого свой путь. Человек познает жизнь сам и все равно натыкается на одни и те же ошибки. Мы просто пытаемся предостеречь детей, но есть что-то, что приобретается только жизненным опытом.
-- Дима, здравствуйте, как вам наш город?
-- Этот город я знаю больше 20 лет и люблю его с тех самых пор, когда впервые ступил на эту землю. Здесь живут люди, с которыми связана моя жизнь, мои однокурсники. Если говорить о работе, то здесь я всегда встречал теплое, радушное отношение. И это очень важно для меня. Киев меня вдохновляет. Вообще, город энергетически очень мощный, он положительно заряжен, в нем присутствует вся его древняя история, культура. В людях, зданиях, в природе.
-- В последние годы существует некоторый барьер между русскими и украинцами. И почему-то какое-то недолюбливание.
-- Нет, не знаю У вас ко мне есть недолюбливание?
-- Нет!
-- И у меня к вам недолюбливания нет! У меня сплошное любливание!
-- Алло, это Катя из Киева. Боже мой, это ты?!
-- Да, это я, представляешь! Какая радость для нас обоих! Видимо, поэтому мы сразу перешли на ты.
-- Ой, извини! Скажи, пожалуйста, а в Москве есть твой фан-клуб?
-- О московском я не знаю, а вот в Волгограде есть фан-клуб под названием «Волгар» -- «Волжские любители гардемаринов». Он существует, по-моему, уже лет десять, они периодически присылают мне свои вирши.
-- Дима, Алешенька наш Корсак Я старенькая-старенькая бабушка, очень старенькая
-- А по голосу не скажешь!
-- Не скажешь?! Милый мой, моей внучке было пять лет, когда она увидела вас в фильме и написала вам письмо. Мы с ней вместе сочиняли. Она говорит: бабулечка, я ж не буду все время такая маленькая! Пусть он меня подождет -- я же подрасту! А теперь ей 17 лет! Так что мы вас любим уже очень давно! Есть для вас пожелание. Желаю в жизни все, что нужно, чем жизнь бывает хороша. Любовь, здоровье, счастье, радость и вечно юная душа! Это мое, ни у кого не списывала.
-- Верю! Вы очень добры!
-- Храни вас Господь!
-- Добрый день! Дмитрий, это Владимир из Киева. Давно наблюдаю за вашим творчеством. Хотелось бы задать, может быть, несколько нескромный вопрос. Насколько я знаю, это была ваша премьера в этой роли?
-- Да, меня срочно ввели в этот спектакль за месяц. Репетировал всегда в маленьких помещениях, а вчера впервые ступил на сцену и увидел декорации, масштаб. Для меня это был очень серьезный экзамен на профессионализм. Я более чем убежден, что не справился на «отлично», но тем не менее полезный опыт приобрел.
-- Я вчера был в театре, и мне очень понравилось, как вы играли.
-- Вы что? Спасибо. Я до сих пор не могу поверить, честно говоря! Потому что мои коллеги меня как-то поругивают. Я сейчас почти в затравленном состоянии нахожусь.
-- А ваше впечатление от киевской публики? По-моему, она вас вчера тепло принимала.
-- По-моему, тоже. Не только меня -- весь спектакль! Несмотря на то, что некоторые люди ушли -- они, видимо, эту эстетику не приемлют. Это не народный хит, это специфический спектакль. Владимир Мирзоев со своими спектаклями здесь никогда не был, это вообще новое слово в театре. Его решение требует психофизических затрат для зрителей. Аплодисменты в конце спектакля не купишь. Для меня это показатель. Так что я считаю, что это не провал.
Материал подготовили Александра ДЕНИСОВА и Светлана ОЛЕФИР, «ФАКТЫ»
За помощь в организации прямой линии редакция выражает благодарность Александру Чернышову, «Арт-купол», Ирине Зильберман, «Театр «Домино» и Ольге Стельмашевской.