«Нет нераскрываемых преступлений -- есть нераскрытые», -- этими словами заместителя министра внутренних дел Украины Николая Джиги можно было бы подытожить пресс-конференцию, проведенную на днях в Генеральной прокуратуре Украины. А началась она с подробностей убийства народного депутата Евгения Щербаня (в ноябре 1996 года в Донецком аэропорту неизвестные расстреляли его и еще нескольких человек, находившихся рядом), о которых рассказал заместитель генпрокурора Николай Обиход.
-- В течение недели после задержания и ареста одного из участников убийства Евгения Щербаня следственно-оперативная группа, расследовавшая это резонансное преступление, провела ряд интенсивных действий, в результате которых удалось установить последовательность подготовки и выполнения этого преступления, -- сообщил г-н Обиход. -- В организации и совершении убийства участвовало 10 человек (пятеро из них, как нежелательные свидетели, были вскоре ликвидированы их же сообщниками). Следствием установлены заказчики, посредники и непосредственные исполнители, причем все они -- жители разных регионов Украины и России. К убийству депутата преступники готовились несколько месяцев. За это время они детально изучили Донецкий аэропорт, распределили «обязанности» каждого в этом деле. О профессионализме исполнителей заказа свидетельствует и то, с какой тщательностью преступники замели следы.
Информацию о том, когда и как Евгений Щербань прибудет в Донецк, передал из Москвы один из сообщников. На территорию аэропорта преступники въехали на краденом автомобиле (ВАЗ-2109. -- Авт. ), а остальные участники убийства проникли туда, воспользовавшись фирменной одеждой сотрудников аэропорта и милиции. Дождавшись, когда Щербань начнет спускаться по трапу, киллеры расстреляли депутата и нескольких человек, находившихся неподалеку. На этом же автомобиле убийцы скрылись из аэропорта. После чего машину подожгли, оставив в салоне оружие, из которого стреляли. Николай Джига добавил, что во время убийства народного депутата один из преступников получил ранение и около двух недель скрывался в Донецке, где его частным образом посещал врач.
Выходит, можно надеяться, что в ближайшее время не только исполнители и посредники, но и непосредственные заказчики убийства Щербаня предстанут перед судом. Тем более, что имена заказчиков, по словам Н. Обихода уже известны.
Кроме того, заместитель генпрокурора рассказал о подробностях других резонансных дел, связанных с народными депутатами. Генеральная прокуратура Украины повторно возбудила уголовное дело в отношении руководителя службы вице-премьера Ю. Тимошенко Николая Сивульского, в свое время работавшего помощником премьера П. Лазаренко по вопросам банков и банковской деятельности, а также возглавлявшего Украинский газоресурсный консорциум. Ранее правоохранительные органы обвиняли его в злоупотреблении служебным положением: было установлено, что он незаконно перечислил на счета ЕЭСУ 100 млн. грн. На сей раз ему предъявляется обвинение в хищении коллективного имущества в особо крупных размерах. В частности, в ходе расследования установлено, что г-н Сивульский перечислил около 370 тысяч гривен на фиктивные счета. В настоящее время Николай Сивульский находится на стационарном лечении, что, по словам г-на Обихода, «очень часто бывает, когда речь идет о высокопоставленных подследственных». Заместитель генпрокурора добавил при этом, что «кроме Сивульского, в деле фигурируют сотни фамилий», но называть их пока не стал. Кстати, за два дня до истечения срока регистрации кандидатов в народные депутаты на довыборах в парламент Н. Сивульский подал заявление на участие в избирательной кампании и необходимые 900 подписей в свою поддержку. Но в последний день передумал.
На брифинге шла речь еще об одном народном депутате -- Николае Агафонове. В частности, о том, что Генпрокуратура опять обратилась к парламенту с просьбой дать согласие на привлечение Агафонова к уголовной ответственности и его арест. Ранее сообщалось, что сумма похищенных им денежных средств достигает 20 млн. долларов. Сейчас же установлены новые размеры хищений -- свыше 23 млн. долларов. Отведенный законом срок рассмотрения обращения Генпрокуратуры уже истек, но Верховная Рада так и не приняла решения по этому вопросу.
Заметный прогресс отметил Николай Обиход и в других довольно громких уголовных делах. Например, он сообщил, что завершено следствие по банде из Запорожья, члены которой совершили 15 умышленных убийств, пять покушений на убийство и целый ряд других тяжких преступлений на территории Запорожской, Николаевской, Ивано-Франковской, Днепропетровской и других областей Украины, а также в Ростовской области РФ. В состав этой банды входили 20 человек (в основном жители Запорожья), 14 из которых на сегодняшний день арестованы и уже знакомятся с материалами следствия. В арсенале у преступников было 15 пистолетов (в том числе с глушителями), карабины, автомат Калашникова, пистолет-пулемет, взрывные устройства. У бандитов изъято также шесть автомобилей.