Події

Исполним милосердия сердца свои…

0:00 — 3 грудня 1999 eye 380

Дорогой читатель! Вот и начался Рождественский радостный пост -- радостный почему? Потому что мы приближаемся к великому таинству -- Бог воплощается в человека ради нас, нашего ради спасения. Велика эта тайна и радостна для человека, потому что Бог наклоняет Небо, чтобы сойти на землю и впоследствии возвести человека на Небеса. Но прежде, нежели Богочеловек примет плоть, Он приготавливает для Себя Скинию.

С Божией милостью, в субботу будем петь тропарь: «Днесь благоволения Божия предображения и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает… » Вот Та, о Которой говорили пророки: настанет время, родится, придет в мир Непорочная, Святая. Пророки называют Ее Краеугольным Камнем, пророки называют Ее Жезлом Прозябшим, то есть расцветшим, Ее называют Живоносным Источником, Она выступает в образе Скалы. И многое множество других свидетельств указывают святые пророки истово желавшие видеть истинно, а не только своим пророческим прозрением эту Скинию Христову, где совершилось тело Спасителя, Которое Он отдал в жертву Крестную ради меня, всех нас ради.

Величание свидетельствует: «Ангели вхождение Пречистыя зряще, удивишася, како Дева вниде во Святая Святых». Опять безумный человек, не имеющий страха Божия, не могущий проникнуть в глубину веков, так и не понимает, что это -- наибольшее, найсвятейшее свидетельство Богородичной избранности Марии Девы. Ведь по законам того времени, женщине вообще нельзя было заходить в храм, -- святая же Отроковица жила во Святая Святых храма. Священники и народ узнали, что Захария увидел чудо -- увидел Ангела. Увидел все то, что происходило в Иерусалимском Храме, и видели другие священники, как Ангел приносил пищу для Божией Матери. И потому сегодня, как и тогда, можно обратиться к еврейским священникам: неужели они не смогли увидеть в той святой Отроковице предопределенный Киот? Ведь свидетельствуют все времена, что Господь приготовил в образе Божией Матери спасение для всего человечества.

Исполнились те времена, когда пришлось праведной Анне исполнить свое обетование: посвятить дочь на служение Богу. Собрались в дом гости -- родные, близкие. Ликовствующие Анна и Иоаким, у которых Господь отнял поношение за их бесплодность, а дал благословение -- дочь Марию -- Божию Матерь всех живущих на земле, собрали чистых отроковиц, с зажженными свечами и радостным пением они шествуют в Иерусалим, в храм Господень. Царь-пророк Давид восклицает: «Дщи, забудь отца и матерь и станешь одесную Творца», то есть одесную Бога, что мы сегодня и видим на иконах, видим в пророчествах. Святая Отроковица Мария должна забыть и забыла родительский дом, ибо Она уже никогда из Иерусалимского храма не выйдет -- до того времени, когда Архангел Гавриил возвестит благую весть о том, что Она должна зачать Богомладенца Иисуса Христа.

Мы живем в новой эре, в новом летосчислении, но никто и не задумался над тем, кто гонит Христа, кто не принял, кто распял Его, -- что все начинается от Христа: и новая эра, и эти уходящие 2000 лет, и с Божией милостью, если кто доживет, пойдет и третья тысяча лет, -- и все благодаря Тому, Кого гнали, Кого поносили. Иисус дал человеку все блага, для того чтобы человек увидел и узнал любовь Творца к себе. И каким бы ни был плохим этот человек, Господь все равно любит его, дает время на покаяние. Дает те дары благодати, которых не может и вместить мир.

Этот праздник, дорогой читатель, учит нас, чтобы мы чтили Божию Матерь -- Матерь Христа Спасителя. И для всех сектантов это является укором: они скажут, что это не описано в книге -- в Евангелии, но у нас есть предание. У нас есть Старый Завет, который свидетельствует все это.

Поэтому, дорогой христианин, для нас сегодня наступает великий день радости, ибо, видя Божию Матерь, мы знаем, что уже через некоторое время придет в мир Христос Спаситель, начнется новая эра, начнется новая жизнь. И мы, если даст Бог, доживем до Обрезания -- праздника Господня, который есть свидетельством того, что началась новая жизнь во Христе: все старое отрезалось -- и осталась одна лишь благодать, которая вразумляет, просвещает и освящает всякого человека, пришедшего в мир.

Мы также остановимся сегодня и на нашем воскресном Евангельском чтении: открой Евангелие от Луки (XII гл. , 16--21 ст. ). Опять Господь проповедует тысячам народа, наставляя, просвещая его в Истине Божией, давая понять, что Он -- тот Мессия, Которого ждали все старозаветные праведники и весь еврейский народ, через Которого придет спасение -- Свет всему миру. Господь предупреждает, что нет спасения лицемерам и любостяжателям, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения: оно не делает жизнь ни продолжительнее, ни счастливее, но еще короче и беспокойнее по причине роскоши и забот. И сказал им притчу о богаче: богач сидел и раздумывал, что у него уже достаточно много насобиралось богатства и еще -- смотри, как угобзилась, то есть какие щедрые плоды дала нива. Старые житницы разорю, потому что они уже малы, а новые сделаю, все положу туда и уже, может быть, на следующий год не буду ни сеять, ни пахать -- это уже будет для меня лишнее. А вот этого моей душе хватит на многие и благие годы. Но не задумался он над тем, что его жизнь -- в руке Божией. Ибо речет в своем сердце: сделаю то и то, в то же время не положив во главу угла своей жизни краеугольным камнем Господа. Ибо он ложится, солнце зашло, а для него не существует больше восхода, или солнце взошло, но для него нет уже больше заката. Почему? Потому что он уже предался земле -- возвратился в землю. А душа многострадальная, которая смущалась, часто вела войну с плотью окаянной, которая сама обличала нас -- звала к покаянию, но мы толстым слоем свинского жира заглушали совесть и говорили так, чтобы временная наша жизнь была нам приятна. Или утешали себя другими словами: нет ничего, живи и веселись одним днем. Но тут же Господь не замедлил богачу, чтобы он понял: не все так, как ты думаешь. И говорит: безумен! в сию ночь от тебя отнимут душу и кому сие будет? И дальше Апостол как бы опять от себя говорит: тако собираяй себе, а не в Бога богатея, тот гибнет.

Остановимся, дорогой читатель, на некоторых деталях сегодняшней Евангельской истории. Господь не запрещает богатства, ибо это Он дает все человеку: и земля плодоносит, и работа идет, потому что Господь благословил этому быть. Но благословил не для того, чтобы ты жадно копил его, не для того, чтобы ты расточал его в ненужной роскоши, в пирах и веселии, а для того, чтобы ты поделился с ближним, дал нищему, чтобы ты помог страждущему, немощному.

Поэтому, дорогой человек, имеющий что дать ближнему своему, -- спеши дать, и построишь себе этим вечные обители в Царствии Небесном. И благодари Бога, что есть у тебя такие люди, которые нуждаются в твоей помощи. И Господь умножит тебе и славу, умножит тебе и богатство, умножит тебе все, чтобы ты и дальше мог продолжать свой жизненный путь тихо и безмятежно, как это делали угодники Божии.

Сегодня мы много говорим о смерти. Многие укоряют нас, что уж очень мы ударились в унылые разговоры. Но, дорогой читатель, этот дар -- дар смерти не всем дан Богом. Ибо Апокалипсис свидетельствует: придет время -- смерть отбежит. И вот сегодня оглянись вокруг себя, пройди по кладбищу, просмотри списки своих родных, близких, друзей и ты увидишь -- их нет. Но с чем они ушли в загробную жизнь? Никто не взял с собою ничего. Смотри: кто сделал раскол в Церкви -- их нету, слава их погибла с шумом. Смотри: те, кто гнал Церковь в продолжение 70 лет, на землях они свои имена нарекали, -- а сегодня забыли, как их звать. Смотри на тех безумцев, которые и не думали завтра умереть, но, не дождавшись завтрашнего дня, -- они канули в вечность. И смотри на другой образ жизни -- несчастных, как часто называют, монахов. Они тоже умирают, но их помнят -- тысячу, две тысячи лет. О чем это говорит? Они всегда помнили о смерти и старались жить так, чтобы своей верой, своими делами прославить Бога. И поэтому Господь сказал: если он умрет, он жив будет. Ибо их идеи -- благие, любвеобильные, христианские -- они никогда не умрут, ибо Христос вечный, всегда вечная и душа наша, никогда не умирающая.

Но горе тому человеку, который умирает внезапно, без покаяния -- нет несчастному помощи, ибо он не старался о душе своей, не заботился о ее спасении -- надеялся на завтра. Но, увы, до завтра он не дожил. Это часто можно слышать сегодня от молодежи: доживу до старости, тогда буду думать о душе и вечности. Увы! А где эта старость? Засохший цвет ложится в гроб, и юность, облетевшая ветром уже давно, уходит. Поэтому думай, христианин, каждую минуту о своей жизни: как ты живешь? Чего ради ты живешь? Если богатства ради, то в пагубу себе. Ибо душа человеческая, пристрастившись к богатству, стремительно идет навстречу всем порокам. Пристрастившиеся к богатству пускаются во все тяжкие, предаются и воровству, и убийству. Человек теряет покой, ибо может ли быть кто спокоен среди колючего терния богатства, где суета, беспокойство, заботы, досады, огорчения, желание большего, рвение, зависть, гнев и отчаяние?

Богатство должно тратить для помощи нуждающимся, но не на гулянки, не на пьянки. Да, нужно и телу дать покой, отдых. Нужно отдохнуть, полечиться, что многие и делают сегодня, -- едут в те места, где можно действительно почерпнуть здравие. Господь не запрещает этого. И Господь хранит тех, кто богатеет в Бога. А богатеть в Бога, или для Бога, значит быть благосклонным и милостивым к нуждающимся. Ибо что дается нуждающемуся, то Бог принимает как Себе Самому. Следовательно, богатеющий в Бога есть тот, кто богат милосердием и добрыми делами к нуждающимся, соблюдая христианское состояние своей души, полон сострадания, человечности к окружающим. И если ты богатый, -- тебе хватит, что дать, не беги только тех, с кем надо поделиться, и ты незамедлительно увидишь, как Господь упрочит твое состояние. Вспомним Святого Равноапостольного Великого князя Владимира. Кто он был до Крещения, до принятия веры? И посмотри, что стало с ним после принятия Православия. Он кормил тысячи, он сам завозил в темницу еду, он принимал странных и убогих. И смотри: как при нем упрочилась, прославилась Киевская Русь, ибо Господь прославил его той славой, которой не слышало ухо, не видело око и не приходило на сердце человеку.

Сегодня, дорогой читатель, поздравляю тебя с праздником -- Введение в храм Божией Матери. Открой свое сердце, дабы Она вошла и в твой дом, чтобы Она вошла в твой храм, сотвори Ей приют, дай Ей место. И Она в твоем сердце сделает вертеп не разбойников, а вертеп для принятия Рождества Христового. Она вместе с тобой будет страдать в твоей жизни, но будет и утешать по-матерински твои скорби и страдания. Она своею рукою святою утрет твои слезы, которые ты, возможно, будешь лить наедине перед Ее Сыном, -- может быть, от скорби по своим родным, близким, может быть, о своих грехах и страданиях. Она тебе поможет и в ту минуту, когда ты будешь оставлять земные пределы и подниматься ввысь, к Горнему, Святому Иерусалиму. Она возьмет, как Любящая Мать, тебя за руку и приведет к Сыну. Вспомни, как Сын, будучи на Голгофе, сказал стоявшей рядом Матери: «Проси, Мать Моя, да не отвращуся от Тебя». И какая мать не будет просить сына за детей или внуков. Вот, поучись этому образу кротости и смирения, услышь глас, вопиющий в твоем сердце или около твоего сердца, дай место в нем Божией Матери, -- и Она тебе воздаст сторицею.

Будем молить и просить, чтобы Господь сподобил нас великой чести -- дара смерти в покаянии. Не той, что внезапно, а в осознании своих грехов, в причащении Тела и Крови Христовых. Может, кому-то эти слова снова покажутся мрачными. Но, дорогой читатель, кто не родился, тот и не умрет. А хотелось бы отойти в вечность тихо, спокойно, чтобы получить тот удел, который Господь приготовил для любящих Его во веки веков.

Аминь.