Проблема подпольных конвертационных центров сегодня -- одна из наиболее актуальных в украинской экономике. С их помощью некоторые предприниматели скрывают от налогообложения довольно большие суммы денег, которых так не хватает бюджету.
Предприниматель, перечисляя в такой центр средства за контрабандный или неучтенный производителем товар, экономит на том, что этот товар дешевле (из-за неуплаченных налогов и таможенных платежей). А рассчитывается он за него конвертированными наличными средствами. Документы от «фиктивной» фирмы все в порядке. Вот и весь механизм. А самые наглые претендуют еще и на то, чтобы к своим доходам присовокупить приличный кусок из бюджета посредством так называемого возмещения НДС.
Например, директор предприятия перечисляет в конвертационный центр некоторую сумму «за семена подсолнечника», в том числе налог на добавленную стоимость. Получает у людей, которые стоят за этой фирмой, наличные документы об отпуске ему семян, а затем едет в какой-нибудь колхоз и покупает за наличные подсолнечник, который по учету нигде не значится. Отправляет его на экспорт (налог на добавленную стоимость при экспорте не начисляется). А НДС, заложенный в цену товара, за вычетом комиссионных, предъявляет в налоговую инспекцию к возмещению из бюджета.
А когда налоговые органы пытаются эти деньги не возмещать, закон и суд становятся на сторону предпринимателей. По имеющимся у меня сведениям, только в Киеве в соответствии с решениями суда возмещено около 20 млн. грн.
Бытует мнение, что налоговое бремя, которое несут сегодня предприниматели, непосильно, и именно его тяжесть толкает их на незаконную конвертацию. Да, действительно, налоги высоки, и их, по моему глубокому убеждению, необходимо существенно понизить. Мне хорошо знакомы, например, производственные проблемы наших районных флагманов -- самых крупных налогоплательщиков: АТ «Оболонь», АТ «Лакма», ООО «Славутич-нафта», ПИИ «Шелтон», завод «Генератор» и других. Снижение налогов было бы им очень кстати.
Но вот, что интересно. Есть у меня два списка. В одном -- двести самых крупных налогоплательщиков, обеспечивающих около 90% налоговых поступлений. В другом -- субъекты предпринимательской деятельности, которые перечисляли деньги фиктивным структурам. И эти списки не совпадают, разные все лица. Поэтому можно сделать вывод, что большой куш на конвертации срывают те, кто работает по принципу: «Сделал дело -- концы в воду». А предприниматели, которые не пользуются услугами конвертационных центров, несут двойную налоговую нагрузку -- за себя и «за того парня». А раз так, то давайте поставим жесткие законодательные преграды на этом пути и снизим налоговые ставки.
Другими словами, оставим эти деньги предпринимателям на совершенно законных основаниях, перераспределим их от мошенников в реальный сектор экономики. Так же можно поступить и в других сегментах теневой экономики. Предприниматели, получив мощную финансовую подпитку, поднимутся с колен, обеспечат рост валового внутреннего продукта, поступлений в бюджет, что, в свою очередь, позволит решить острые социальные проблемы.
С ноября 1996 года на рассмотрении Верховной Рады находится законопроект «О налоге на доходы физических лиц», который рассматривался несколько раз и до настоящего времени не принят. Суть нововведений, предусмотренных законопроектом, в том, чтобы представить налоговой службе право на налогообложение стоимости приобретенного имущества (автомобилей, квартир, дач и т. д. ), если нет документальных подтверждений полученных доходов.
В США и других развитых странах не может быть, чтобы закрытое акционерное общество на протяжении полутора лет выплачивало своим сотрудникам, включая руководителей, заработную плату по 46 грн. в месяц, и в то же время директор предприятия имел фешенебельную квартиру в центре города и две престижные иномарки.
Не принимает Верховная Рада и законопроекты, направленные на борьбу с фиктивным предпринимательством, уходом финансовых структур в теневой сектор экономики. Но без них нам не удастся повысить доходы бюджета и решить назревшие социальные проблемы.