Події

«муж раздевал меня догола на глазах у сыновей и, избивая, таскал за волосы по квартире»

0:00 — 16 грудня 1999 eye 8346

Вырваться из лап супруга-садиста, который издевался над женой более пятнадцати лет, Марине помогли в Центре по работе с женщинами при Киевской городской государственной администрации

Сидя в уютном кресле перед телевизором и наблюдая за тем, как очередной киношный маньяк издевается над своей жертвой, мало кто из нас задумывается о том, что, может быть, именно в этот момент в соседней квартире разыгрываются куда более ужасные сцены.

Нам, наверное, кажется, что мы все же худо-бедно защищены законом. Но для некоторых все права и законы остаются за порогом их квартиры.

«Когда муж швырнул в свою маму тарелкой, та обернулась и сказала мне: «Смотри -- и тебе такое будет»

Марина рассказывает свою историю, и невольно создается впечатление, что эта маленькая хрупкая женщина только учится говорить -- так медленно, с трудом она подбирает слова. Это неудивительно: за пятнадцать лет супружества она привыкла молча носить в себе свою боль. И лишь недавно эта женщина сделала попытку понять, за что же ей, мечтавшей в юности о том, какой ласковой женой и хорошей матерью она станет, досталась такая горькая судьба.

-- У нас с Сергеем завязался роман, когда мы вместе учились в училище связи. У него за плечами уже был один неудачный брак. Мне он сказал, что расстался с женой из-за того, что она не могла иметь детей.

Родители Сергея были не в восторге, когда он привел к ним в дом Марину -- считали, что она, жительница одного из райцентров Харьковской области, вышла за него замуж лишь для того, чтобы остаться в Киеве. Когда Марина только поселилась у родителей Сергея, ее должны были насторожить некоторые нюансы отношений в этой семье.

-- Свекор иногда поколачивал свою жену. Правда, Сережа вначале меня не трогал. Но как-то однажды свекровь подала моему мужу на завтрак слегка подгоревшую яичницу, и Сергей в бешенстве запустил в мать тарелкой. Обернувшись ко мне, свекровь сказала: «Смотри -- и тебе такое будет!» Но тогда я не обратила внимания на ее слова. Думала, что если я буду доброй и внимательной женой -- за что же со мной так обращаться?

В самом начале их супружества произошел один показательный инцидент. Марина, прекрасная портниха, решила сделать мужу подарок -- сшить ему светлые летние брюки. Сергей, примерив обновку, вышел прогуляться. Но через полчаса вернулся и, стащив брюки, с перекошенным лицом швырнул их Марине. «Дура, ты посадила на них жирное пятно!» -- крикнул он и отвесил жене пощечину. С красными от слез глазами она стала осматривать брюки. Оказалось, это было просто пятнышко от воды…

«Если, открывая пьяному мужу двери, я улыбалась недостаточно ласково, сразу получала кулаком в лицо»

Через некоторое время Марина получила квартиру. Перебравшись в собственный дом, супруги решили завести ребенка.

Многие женщины надеются на то, что рождение ребенка сгладит все проблемы в семье. Но практика показывает, что они жестоко заблуждаются -- как правило, мужья, наслаждающиеся ролью домашних тиранов, уверены, что появление малыша окончательно привязывает к ним женщину. Поэтому с рождением первенца, отношение мужа к Марине стало еще более жестким.

-- Когда я была в отпуске по уходу за ребенком, Сережа постоянно упрекал меня, что я сижу на его шее. Если раньше он довольно редко поднимал на меня руку, то теперь это стало происходить регулярно.

-- За что он вас бил?

-- Обычно Сергей довольно поздно возвращался с работы. Но лечь спать до того, как он вернется, я не могла. Когда муж звонил в двери, я должна была тут же открыть. Чуть замешкаюсь -- получаю кулаком в лицо. Если я не очень искренне ему улыбалась -- снова удар. Потом муж шел на кухню, и я подавала ему ужин. Если еда холодная -- получи! Пока он ел, я должна была, сидя напротив него за кухонным столом, выслушивать его рассказы. И нежно ему улыбаться! А потом был секс -- больше похожий на изнасилование…

Несколько раз, не выдержав издевательств, Марина сбегала из дому к подругам. Однажды она даже решила уехать в Харьков к сестре. Но Сергей нашел ее там, и… со слезами, на коленях просил прощения. И она дрогнула. Вскоре Марина поняла, что снова беременна.

-- Я подумала, что, возможно, рождение второго ребенка его образумит. Ведь я так старалась быть хорошей женой -- во всем себе отказывала, костьми ложилась, чтобы хорошо ухаживать за ним и за мальчиками. Но становилось все хуже… Избивая, он таскал меня за волосы по квартире. Собираясь по утрам на работу, я вычесывала выдранные с корнем пряди, а Сергей… помогал мне соорудить из поредевших волос приличную прическу.

Маринин грех

Когда младший сын немного подрос, Марина… завела себе любовника.

-- Наверное, я не любила его по-настоящему. Мне просто хотелось хоть иногда спать с мужчиной, который не бьет меня за не вовремя постиранные носки и недостаточно горячий ужин. Вначале все было неплохо -- я даже привязалась к этому человеку и порой подумывала, что, может быть, он сможет заменить мне Сергея…

Вскоре Сергей узнал об измене жены.

-- Это была страшная сцена… Он бил меня, и когда я, обливаясь кровью, теряла сознание, он тащил меня за волосы в ванную, обливал ледяной водой и снова бил… Потом разорвал на мне всю одежду и показывал на меня мальчикам: «Смотрите, ваша мама -- грязная шлюха!»

Эта сцена стала последней каплей, переполнившей чашу терпения женщины.

-- Я думала даже убить мужа. Но тут мне позвонила сестра и рассказала, что в Киеве открылся приют для женщин -- жертв насилия. Она продиктовала мне телефон. Довольно долго я не могла решиться позвонить. Но после очередной жуткой сцены рискнула набрать номер телефона…

«У насилия нет ни национальности, ни материального положения, ни образовательного статуса»

Наверное, настало время рассказать, что же это такое -- приют для жертв семейного насилия.

-- Больше года назад при Киевской городской государственной администрации был создан Центр по работе с женщинами, а в октябре 1998 года открыт приют для жертв семейного насилия, -- рассказывает заведующая отделом по работе с женщинами и малообеспеченными категориями населения Киевской городской государственной администрации и координатор центра Галина Гончарук.

-- Как родилась эта идея?

-- Я была на женском форуме в Пекине, и там увидела подобный центр -- огромный! Я долго вынашивала идею создать нечто подобное у нас. К счастью, мэр Киева Александр Омельченко понимает, что поддержка всех женских программ и начинаний чрезвычайно важна для города. Ему предложили открыть центр, и он ни секунды не сомневался. Когда мы подбирали штат сотрудников, я старалась найти удачное сочетание молодости и опыта. Но вы знаете, мне кажется, что нам сам Господь помогал, посылая удивительных людей.

Между прочим, юридические консультации, прием у психолога и психотерапевта не стоят обратившимся сюда женщинам ни копейки. Но когда заместитель директора центра Лариса Вареник рассказывала о работе этой организации на каком-то из женских «курултаев», одна дама-лидер женской организации заявила: «А как же мониторинг, сбор базы данных, структурный анализ ситуации? Как не делаете? Чем же вы тогда занимаетесь?» Видимо, ежедневная помощь конкретным людям, поставленным жизнью в тупик, для некоторых не значит ровно ничего.

-- Оказавшись в приюте, я впервые посмотрела на свою жизнь как бы со стороны, -- вспоминает одна из женщин, тоже вынужденная бежать из семьи. -- Медленно, по частям, я склеивала свою личность, и в конце концов снова смогла почувствовать себя полноценным человеком.

-- А я первые несколько дней просто отсыпалась, -- делится с нами Марина. -- Или напускала горячую воду в ванну и часами сидела там, наслаждаясь покоем и комфортом.

-- Женщин, попавших в приют, осматривает врач, лечит ушибы и переломы. Но как помочь вылечить израненную душу?

-- Уже сама атмосфера приюта лечит неврозы, -- считает врач-психотерапевт Валерий Клешич. -- Женщины общаются между собой, анализируют ситуации. Высыпаются и отдыхают, в конце концов.

-- Но ведь потом вы должны как-то настроить их на принятие жестких решений…

-- Что вы! Мы не имеем права давать женщинам какие-то установки. Мы можем только рекомендовать, как поступить в сложной ситуации. Ведь у насилия всегда есть прелюдия. Можно загодя подготовиться к обострению ситуации в доме, обзвонить родных и знакомых, собрать вещи, чтобы в случае чего сразу уйти -- в тот же приют, к примеру. Настоящая проблема заключается в другом -- должен быть закон, защищающий права женщин, страдающих от семейного насилия. А его нет.

«Милая моя, ты знаешь, что ты удивительно красива?»

Марина несколько раз пыталась обратиться в милицию -- после особенно жестоких избиений. Но всякий раз получала один и тот же ответ: «Это ваше семейное дело, сами и разбирайтесь!»

-- Когда Марина попала в приют, хирургу пришлось зашивать ей рваные раны на спине, оставленные «на память» супругом, -- рассказывает директор приюта для жертв семейного насилия Клавдия Таранникова. -- После этого я написала письмо в милицию. Ответ пришел месяца через три: «Факты проверены, положение в семье нормализуется». Но это неправда! Какое может быть положение в семье, если Марина с детьми ушла от мужа в наш приют. То, что пережила эта маленькая женщина -- страшно. Большое счастье, что она уже в состоянии об этом говорить. Ведь женщины приходят к нам настолько униженными, забитыми и перепуганными, что мне приходится долго им объяснять: рассказывай о своей беде как можно большему количеству людей, ищи себе союзников! Но первое, что я говорю практически каждой: «Милая моя, посмотри на себя в зеркало. Ты ведь удивительно красива!» И это чистая правда…

И Марина, и другие женщины, вспоминая дни, проведенные в приюте, говорили о Клавдии Таранниковой как о добром ангеле -- такая любовь и благоговение слышались в их голосах.

Узнав об этом, Клавдия Константиновна смутилась:

-- Может быть, они мне благодарны за то (и это самое главное!), что я всегда принимаю их выбор. Марина выбрала развод -- я ее поддерживаю. (Правда, пока бракоразводный процесс тормозится, и это создает для Марины немалые проблемы. ) Другая женщина решила еще раз попробовать наладить отношения -- я опять на ее стороне.

Между прочим, совсем недавно муж Марины случайно встретил ее в трамвае -- спокойную и похорошевшую. Изменившись в лице, он выскочил на следующей остановке, и в этот же день позвонил ей на работу: «Ты… Ты… Чтоб тебя машина задавила, зараза!»

Маленькая поучительная история «под занавес»

-- А вы знаете, как в молодости моя бабушка поставила дедушку на место, когда он вздумал поднять на нее руку? -- спросила наша приятельница, когда мы сбивчиво и экспансивно попытались рассказать ей историю Марины. -- Она сказала ему: «Еще раз тронешь -- зарублю топором!» Доходчиво так сказала, и несколько лет дед ее даже пальцем тронуть боялся. А потом как-то врезал по уху. И тогда бабуля со словами «Я тебя предупреждала!» схватила топор и кинулась на него. Дед испугался до смерти. Улепетывая от разъяренной жены, он заперся в маленькой комнатке. А бабушка начала… рубить топором входные двери. Бедный дед завопил в окно: «Спасите! Убивают!» Сбежались соседи, отобрали у бабули топор, отпоили дедушку корвалолом…

После этого они счастливо прожили вместе сорок лет. Когда при дедушке рассказывали, как кто-то из приятелей знатно отлупил жену, он втягивал голову в плечи и переводил разговор на другую тему…

P. S. Разумеется, имена героев истории и некоторые детали изменены по этическим соображениям. Но если кто-нибудь из домашних садистов узнает в ней себя и попытается отомстить своим близким, пусть знает -- «ФАКТЫ» сделают все от них зависящее, чтобы его привлекли к ответственности. А для тех, кто страдает от насилия в семьях, сообщаем номер телефона доверия Центра работы с женщинами: 219-44-48.