Ножку, которая у саши от рождения была вдвое короче здоровой и не росла, доктору векличу удалось удлинить на 25 сантиметров

0:00 — 17 грудня 1999 eye 772

Первую операцию сделали этому ребенку в год. Он был первым пациентом в Украине, для которого в столь юном возрасте применили оригинальную методику наращивания кости с использованием аппарата Веклича-Илизарова

-- … Саша, а подпрыгнуть можешь?

Сначала мальчонка сопротивляется, чуть хмурит брови, под которыми бегают глаза-чертики. Наконец, соглашается. Получилось.

-- А танцевать умеешь?

На мой вопрос он находит отговорку: «Я не годен». Мол, нет способностей. Зато вполне годен, как выяснилось, помогать маме по хозяйству: теленку дать сена, курам и уткам -- зерна. Вот только с поросенком сложнее. Всю эту живность семья, живущая в селе Винницкой области, держит не только для себя, но и на продажу: надо собирать деньги Саше на операцию. Периодически, пока он не перестанет расти, ножку необходимо удлинять, иначе она вновь заметно отстанет от здоровой. Семилетний Саша перенес четыре такие операции. Они бескровные, но делаются под общим наркозом.

Без операции мальчик остался бы инвалидом, у которого со временем разница в длине ног составила бы больше полуметра. Но этого не случилось. Саша ходит без протеза, лазает по деревьям, катается на лыжах и ничем не отличается от сверстников.

А вот Толику из Житомирской области не повезло. Он попал на прием к доктору Виталию Векличу только сейчас, в десять. И хотя при рождении укорочение ножки у ребенка было лишь два сантиметра, теперь оно -- более двадцати. Виталий Викторович сфотографировал двух мальчиков, поставив их рядом.

-- Это -- не карточка на память в семейный альбом, а настоящий медицинский фотодокумент. Два мальчика, две судьбы. Одному мы помогли избежать инвалидности, другому -- не успели, потому что родители не знали о возможности такого лечения. Пытаемся еще что-то сделать и для этого ребенка. Есть надежда, что удастся -- провели первую операцию, -- говорит заведующий стационарным отделением ортопедии и травматологии медицинского объединения холдинговой компании «Киевгорстрой», кандидат медицинских наук Виталий Веклич. -- В ортопедии существуют различные подходы к лечению, и многие врачи советуют откладывать операции лет до десяти. Я же считаю, что нельзя терять драгоценное время.

До операции Саша мог только ползать

О том, что Галя родила мальчика, у которого половины ножки нет, в селе узнали все. Люди разное говорили. В основном жалели, считая: надежды на то, что ребенок будет ходить, никакой.

-- А я решила: что Бог мне дал, то и надо перенести, -- говорит Сашина мама. -- Да еще врач одна в роддоме сказала: «Галя, не убивайся так, медицина развивается -- сын не будет он калекой». Сидеть сложа руки мы не стали. Уже на десятый день после родов поехали в Винницу, в больницу. Один врач посоветовал нам ждать лет до шести. Представляете, у ребенка только полножки, и как же ждать, как видеть своего сына каждый день и понимать, что с такой ножкой ходить он не сможет? Хоть бы кто надежду дал… И вот совершенно случайно мы узнали, что в Киеве есть врач, родом из Винницы, который мог бы нам помочь. Одна проблема: таких малышей он еще никогда не оперировал. Как мы упрашивали доктора Веклича взять нас, рассказывать не буду. Но с каждым годом я понимаю все яснее, как нам повезло, что шесть лет назад он решился поставить аппарат годовалому ребенку. Ведь все коллеги Виталия Викторовича были против, и ему пришлось представить нас как своих родственников.

-- В клинике мы провели три месяца, -- продолжает Галя. -- Сначала сынок наш ходить не мог, только ползал. Металлическая конструкция на ножке казалась мне страшной, но постепенно я привыкла. За первый месяц ножка выросла на четыре сантиметра, за второй -- еще на четыре. Первые шаги Саша сделал в аппарате, когда мы были еще в клинике. А через месяц Виталий Викторович снял аппарат, и Саша начал ходить, как все дети. Какое это было счастье! Не так давно я пережила шок, увидев на приеме у доктора Веклича десятилетнего мальчика из Житомирской области, которому операцию кто-то посоветовал отложить, пока подрастет. Одна ножка у него была в ботинке с 30-сантиметровой подошвой…

Самому Саше Ковальчуку в ближайшее время понадобится очередная операция -- пятая. Ножку надо «вырастить» еще на пять сантиметров. Семья копит деньги.

«Жалеть ребенка -- не значит гладить больную ножку. Лучше вовремя ее прооперировать»

-- О Сашиной операции мне есть что вспомнить, -- говорит кандидат медицинских наук Виталий Веклич. -- С одной стороны, страшно было: в Институте ортопедии, где я тогда работал, оперировать малыша не рекомендовали. Никто таких крох на наращивание кости не брал ни у нас, ни в Кургане, в Илизаровской клинике. Значит, если попытка окажется неудачной, меня «заклюют». С другой стороны, была внутренняя уверенность, что поступаю правильно. Если природа ошиблась, то исправлять эти ошибки лучше всего, пока ребенок мал. Его сосуды, мышцы, кожа, кости быстро растут. Остается лишь подкорректировать этот рост.

-- Как вы это делаете? Какой принцип наращивания кости? О методе Илизарова приходилось слышать много противоречивого. Говорили, что это жестокий метод.

-- Может быть. Но он эффективен как никакой другой. Ну давайте будем нежно поглаживать нерастущую ножку ребенка. Предположим, родители не разыскали меня, а я еще не начал делать такие операции взрослым. И сегодня у Саши нога отставала бы от здоровой на 30 (!) сантиметров. Это гуманно? Он остался бы инвалидом. Мы же делаем искусственный перелом кости в том месте, где это необходимо. Мышцы при этом не разрезаем. Накладываем аппарат. Это довольно сложная металлическая конструкция, состоящая из спиц и колец. Есть в самой конструкции и мои инженерные решения. Сломанная кость начинает срастаться, и на пятый--седьмой день на ней образовывается так называемая мозоль. С помощью аппарата мы растягиваем ее, как резину, на 1,5 мм за сутки. За месяц так можно вырастить 4,5 см. Детям годичного возраста удлиняли конечность на 7--9 см за один курс лечения.

-- Существенна ли разница между выращенным участком кости и обычным?

-- По качеству наращенная костная ткань практически не отличается от нормальной, она даже прочнее, так как выращенная кость по диаметру чуть больше естественной. Мы заметили, что при случайных переломах обычно ломается натуральная кость, а не выращенная.

-- Область травматологии, которой вы занимаетесь, часто требует инженерных решений. Вы сотрудничаете с «технарями»?

-- Я самого себя считаю в некотором роде «технарем». С детства увлекался техникой, о медицине даже не мечтал. Уже после службы в армии решился, по совету отца, попробовать себя в медицине. Отец тогда был лесником, человеком практичным. И вообще он научил меня заниматься всем основательно. После окончания мединститута я начал работать в детской ортопедической клинике в Виннице, затем -- в Киеве, в Институте ортопедии и травматологии, защитил диссертацию. Меня интересовал метод Илизарова. Я даже ездил на короткую стажировку в Курган. Но там и в то время секретами не очень-то делились. Так что метод я изучал по книгам и статьям в медицинских изданиях. Остальное додумывал. В результате кое-что удалось развить или самому создать. Так даже лучше. А пациентов через мои руки прошло уже больше тысячи -- кто с врожденными аномалиями, кто с травмами. Оперируем также больных остеомиелитом. Чем больше мы работаем, тем очевиднее становятся огромные возможности, которые дает метод при различных патологиях.

Например, мы с большим успехом применили его у женщин, которые комплексовали из-за того, что у них были немного искривленные ноги. В течение двух месяцев пациентки носят аппараты. Ходить это не мешает. Операция бескровная. Специальные спицы продеваются через мышцы, шрамов практически не остается. Ставим на ноги людей после тяжелых травм. У нас своя методика лечения врожденных вывихов бедра. Оперируем эту патологию в любом возрасте. Могли бы работать и по «скорой». Ведь метод позволяет справиться со смещением костей при сложных переломах, не делая разрезов. А «наш» ли вы пациент, можно уточнить, обратившись к нам на консультацию. Я провожу их бесплатно.

… В сказке, известной всем с детства -- «Цветик-семицветик» -- самым важным желанием, на которое девочка Женя израсходовала последний лепесток своего волшебного цветка, было такое: «Хочу, чтобы Витя вновь научился ходить». Если подобное желание загадает Виталий Веклич, он сам его может и исполнить. Для своих пациентов.

Телефон, по которому можно обращаться за консультацией -- (044) 245-87-52. Консультативные дни -- среда и пятница, с 9. 00 до 16. 00 (без записи).