Культура та мистецтво

Выдающийся пианист мигель эстрелья для киевлян и индейцев играет бесплатно

0:00 — 17 грудня 1999 eye 446

Концерт оркестра «Киевские солисты» (солистка -- Евгения Басалаева) под управлением Богодара Которовича при участии аргентинского пианиста Мигеля Анхеля Эстрелья (Национальная филармония, 9 декабря)

Уровень подобных концертов -- уже не редкость для нашего города благодаря прямо-таки титаническим усилиям администрации Филармонии: ведь денег на гонорары заезжим, а тем более своим знаменитостям по-прежнему нет, а заманить хороших музыкантов выступить бесплатно трудно. И тем не менее… С молодым коллективом «Киевские солисты», недавно отметившим трехлетний юбилей (возглавляет его известный украинский скрипач Богодар Которович), на сцене Филармонии выступил выдающийся аргентинский пианист Мигель Анхель Эстрелья.

Музыкант мирового уровня, он далек от стремления заработать: из ста концертов в год половина -- благотворительные (киевский -- не исключение). Он играет в тюрьмах, больницах, центрах реабилитации, с бесплатными концертами исколесил Латинскую Америку и Африку, включая поселения коренных жителей этих мест. Друзья пророчат пианисту, что он закончит свои дни в бедности. На Западе хорошие музыканты попадают под власть импресарио, билеты на их концерты доступны немногим. Но Эстрелья не обращает внимания на продюсеров, стремящихся отдалить исполнителя от публики, -- ведь за недосягаемых звезд больше платят.

Общительный аргентинец по-прежнему наотрез отказывается выступать в концертах во фраке, не прочь перекинуться с публикой парой фраз, может полтора часа потратить на раздачу автографов, да и вообще вольно обращается с музыкальным материалом. На киевском концерте г-н Эстрелья вышел на сцену в обычной рубашке, брюках и белом шарфе на манер «Джентльмен-шоу», периодически бросая реплики в партер. Благодаря длительному изучению индейских верований и восточных религий, Эстрелья по-новому интерпретирует даже ту музыку, стиль исполнения которой давно считается эталоном. Гайдн у него получился очень романтичным и прозрачным, Шопен -- совершенно сатанинским. В общем, Эстрелья доказал, что в Латинской Америке понимание музыки -- на уровне природного инстинкта.

Как водится, в программе концерта произошли некоторые изменения. По недоразумению с багажом гастролера не пришли ноты Концерта для двух фортепиано и струнных И. С. Баха, партию второго фортепиано в котором должна была исполнить с «Киевскими солистами» Евгения Басалаева. В связи с этим прискорбным обстоятельством (особенно для дипломатического корпуса Аргентины в Украине, купившего билеты в партер, чтобы послушать соотечественника), спасла положение Евгения Басалаева, исполнившая Концерт И. С. Баха для одного фортепиано и струнных. По сравнению с необузданным и раскрепощенным аргентинцем Евгения Басалаева выглядела прилежной и старательной консерваторкой. Богодар Которович, как и следовало ожидать, превосходно справился с ролью дирижера. Его оркестр уже завоевал высокую оценку во время гастролей по Франции, Германии и Тунису, сейчас коллектив готовится к выступлениям в Санкт-Петербурге и Москве. Между прочим, маэстро считает, что на скрипке играть гораздо сложнее, чем дирижировать: палочкой взмахнул -- и пассаж сыгран, дирижеры только «напускают мистического туману» на свою профессию.