Ныне этот промысел перешел в крепкие крестьянские руки и приобрел невиданный размах. Чтобы хоть как-то противостоять этому беспределу, экологических инспекторов вооружили газовыми пистолетами
Последнюю неделю пригородные электрички Киева напоминают елочный базар -- верхние полки, тамбуры и без того переполненных вагонов забиты молодыми деревцами. Везут их преимущественно селяне, причем товар у них первоклассный -- маленькие пушистые сосенки, стройные елочки, пышные хвойные ветки. Средняя цена малюток -- 2--3 гривни, елка покрупнее потянет на десятку. С такими конкурентами официальной торговле, где и деревца похуже и цены повыше (в среднем шесть гривен за метр) тягаться сложно.
В людных местах, например возле Лукьяновского рынка, крестьян с елками да сосенками не меньше, чем торговцев колбасой. А возле платформ электрички в Святошине, на Борщаговке, Караваевых дачах разворачивается поражающее размахом хвойное торжество. А ведь с 20 декабря по всей стране проводится экологическая операция «Новогодняя елочка», призванная уберечь леса от незаконных порубок. Нарушителей могут примерно наказать: наложить штраф от 51 до 119 гривен плюс имущественное взыскание за каждое дерево от 40 до 260 гривен. Но, оказывается, расторопного «хвойного» браконьера эти строгости вовсе не пугают.
-- Реальность такова, что мы не всегда можем предъявить претензии, -- сетует заведующий отделом государственной экологической инспекции Минэкобезопасности Украины Василий Холодило. -- Причина в том, что не приняты единые правила вырубки и реализации елок к Новому году.
-- Нужные справки, как ни удивительно, у многих торгующих на стихийных новогодних рынках есть, -- вступает в разговор начальник отдела Госуправления экобезопасности в Киеве Василий Лупинос. -- А с не имеющих таких бумаг взыскать штраф удается не часто -- говорят, что нет денег или попросту убегают. Нередко ловчат -- возле товара ставят мальчишек или древних старух, вступают в пререкания, оскорбляют, а в рейды-то мы ходим без милиции, вот нас и не особенно боятся. Тем более, что из пяти наших инспекторов двое -- женщины. Впрочем, при крайней необходимости постоять за себя сможем -- нас вооружили газовыми пистолетами.
Сами же торговцы заявляют, что вольготно себя они не чувствуют. Например, на стихийном рынке на Караваевых Дачах нам рассказали, что милиция несколько дней назад устроила настоящую облаву: сбрасывали товар с моста, штрафовали всех, кого поймали. Тем не менее, средний выторг составляет 30--40 гривен в день. Главное -- не попасть под штрафные санкции. Один торговец возмущался: «слупили» 250 гривен, а елку, мол, получил в качестве зарплаты, но администрация не выдала справки.
«ФАКТЫ» поинтересовались у Василия Лупиноса, зафиксированы ли случаи ввоза в столицу крупных партий браконьерски добытых елей? Оказалось, нет, но даже днем проверить удается далеко не каждый грузовик, а по ночам надежда только на бдительность сотрудников ГАИ. Пятеро штатных инспекторов попросту физически не в состоянии контролировать все дороги, ведущие в Киев. Впрочем, ныне у них появились добровольные помощники -- 35 активистов экологических организаций и студентов. Работают они бесплатно.
Операция «Новогодняя елочка» продлится до 20 января -- после Нового года экоинспекция займется подсчетом понесенных природой потерь.
-- Возле лесопитомников, участков, где растет молодняк, лесная охрана организовала круглосуточное дежурство. Многие даже почти не бывают дома, живут в вагончиках, -- продолжает Василий Лупинос. -- Но уберечь все насаждения, как показывает опыт, не удается даже в Киевской области, где молодняка сравнительно немного.
-- Для тех, кто полагает, что ничего страшного не произойдет, если годами не получавший зарплату крестьянин срубит пару сосенок, отвечу -- незаконные вырубки стали массовыми, к тому же попадаются и весьма ретивые браконьеры. В Донецкой области, например, один из них за раз умудрился срубить 90 (!) сосен, -- возмущается Василий Холодило. -- В Карпатах попадались и такие, кто вырубил сотни деревьев. В этих случаях дела передаются в прокуратуру и судьбу нарушителей решает суд.