Культура та мистецтво

Нина матвиенко: «вы бы видели, какие огромные сумки таскают француженки! »

0:00 — 4 листопада 1999 eye 726

Продолжаются Дни культуры Украины во Франции. Недавно, «откатав» свою программу, оттуда вернулось трио «Золотi ключi» -- народная артистка Украины Нина Матвиенко, заслуженные артистки Мария Миколайчук и Валентина Ковальская. Своими впечатлениями о днях, проведенных во Франции, о встречах и концертах мы попросили поделиться с читателями «ФАКТОВ» Нину Матвиенко.

«Мы ночевали в самом настоящем старинном замке»

-- Наши выступления вызвали большой интерес у французов, ведь они мало знакомы с украинской культурой, с нашей страной. Хотя за годы независимости отношение к нам в мире очень изменилось. В той же Франции до недавнего времени на памятнике Анне Ярославне было написано, что это русская княжна. Теперь же значится -- украинская. Это очень радует.

-- Почему французы решили провести фестиваль в небольшом городке Ди?

-- Это город фестивалей. Причем в нем участвуют и народные, и академические коллективы, и изобразительное искусство. В прошлом году там был фестиваль Грузии. А в этом, услышав, что во Францию приехала украинская делегация, они тут же пригласили нас к себе.

Все концерты проходили в храмах, где, как известно, прекрасная акустика. Люди не просто отдают дань приезжим артистам, они хорошо разбираются в музыке. И они хотят слушать ее, хотят наслаждаться ею, переноситься в другие миры, откуда и возвращаться не всегда хочется… Музыка, во всяком случае для меня, -- это наивысшее состояние души, которое объединяет незнакомых людей. Вот это удивительное состояние нам не раз посчастливилось пережить в Ди!

Группа аматоров, полюбив наши песни, попросила и их научить хотя бы некоторым. Так появились «три дня стажа», во время которых по полтора часа в день мы давали уроки украинской песни. Плоды своего совместного труда мы показали во время прощального обеда. Вы бы видели, как волновались наши французские «ученики», как хотели наилучшим образом себя показать! Все получилось очень трогательно и волнующе. Ну, а прощались со слезами на глазах…

-- После Ди был Париж?

-- Нет, мы еще выступали в одном удивительном городишке. Он расположен у подножия Альп и со всех сторон окружен горами -- как в ладошке. Красота необыкновенная! Днем зайцы свободно бегают, тишина удивительная, а туманы такие шали на горы накидывают…

-- Тронутые этой дивной красотой, вы, наверное, записывали свои впечатления в дневник?

-- К сожалению, нет -- времени не было. А ночевали мы там в самом настоящем старинном замке.

«В Париже нас словно водой холодной окатили»

-- Десять дней в Ди пролетели очень быстро. Страшно не хотелось уезжать. И не зря. В Париже нас словно водой холодной окатили: сдержанные тамошние украинцы и официальные французы… Их прием был так далек от теплоты и радушия жителей Ди.

Но зато запомнился удивительный прием в Доме европейской музыки. Там как раз проходил очередной ежегодный фестиваль, на который съезжаются музыканты всех европейских стран. Выступить на этом фестивале считается большой честью. Мы первые украинцы, принимавшие в нем участие. Поначалу к нам особого внимания не проявляли. Так -- подойдут, предложат что-то поесть или выпить. Но нам предстояло выступать в одиннадцать часов вечера, поэтому вежливо отказывались. Хорошо еще, что не в три часа ночи! Там выступления идут с десяти часов утра до пяти часов следующего утра.

-- И их кто-то слушает?

-- О, вы не представляете, какие там есть ценители музыкального искусства. Когда мы спели свои семь песен -- каждому выступающему отводится 20 минут, -- зал взорвался овациями. Нас бросились обнимать, целовать, говорили, что такого они еще никогда не слышали. Так что мы еще мало знаем себе цену, недооцениваем себя, свое творчество.

-- После такого приема восприятие Парижа «потеплело»?

-- Конечно. Я вообще очень люблю Париж. Особенно вечерний -- таинственный, влекущий, интимный и сияющий одновременно. Я хожу по этому пленительному городу, смотрю, удивляюсь и думаю: «Господи, как же счастливы люди, живущие здесь!»

-- Интересно, а французы ощущают это?

-- Конечно. Самое главное -- они свободны внутренне, не мучаются постоянными проблемами, неопределенностью своего будущего. Они живут сейчас, сегодня, стараясь сделать жизнь максимально насыщенной, запоминающейся и сладкой. Кстати, они очень любят сладкое -- тортики, пирожные.

-- А как же пресловутая французская диета?

-- Едят они много и с аппетитом, не на одних овощах сидят. Но употребляют много уксуса, не нашего привычного девятипроцентного, а яблочного, клубничного, земляничного и т. д. Они его делают из всего, что растет в саду. Последним на стол подается сыр.

-- Почему?

-- Честно говоря, не знаю. Может быть, потому что они его очень любят и относятся к нему с величайшим уважением. Как и к вину.

«Высокая французская мода, как и у нас, где-то спрятана»

-- Как вам понравились в этот приезд француженки?

-- Ждете, что буду восхищаться их модой, умением одеваться? Так я вас разочарую. На улицах -- сплошной спортивный стиль: брюки, куртки, сверху что-то накинуто-наброшено. На приемах тоже ничего особенного не видели. Во всяком случае, ничего такого, что бы нам захотелось сшить. Когда мы с Валей и Марией появились в своих костюмах, нас забросали комплиментами и стали гадать, в каких модных магазинах Парижа мы успели купить эти вещи. И совсем даже не в Париже -- гордо отвечали мы. А в Киеве, в ателье «Хрещатик»!

-- Ну а высокая французская мода? Вам удалось ее лицезреть?

-- Высокая мода у них, как и у нас, где-то спрятана, на улице ее не увидишь. Она на закрытых показах, великосветских приемах, куда, как вы понимаете, вхожи очень немногие. Но, если честно, я больше обращала внимание не на то, как одеваются и выглядят французы, а на глубинную сущность их бытия. Мне интересно было их отношение к семье, к детям, вообще к жизни. Например, у них мужчины довольно странно относятся к женщинам.

-- То есть?

-- Во-первых, вы бы видели, какие сумки таскают француженки!

-- Не верю! Француженки и сумки -- как-то, знаете, не вяжется. И потом -- зачем им это нужно?

-- Этого я не выясняла. Но сделала вывод, что у нас мужики джентльменистее. Во всяком случае, если идут рядом. Во-вторых, у них странные финансовые отношения в семье. У каждого своя статья расходов: жена, например, за свои деньги покупает продукты, муж платит за коммунальные услуги и т. д. Общей кассы нет. Но ничего, живут, значит, такой уклад для них приемлем.

-- Что вы сделали сразу, как только прилетели в Киев?

-- Побежала к внучке. Она для меня сейчас -- самый живительный источник силы, вдохновения, надежды… А на следующий день сварила борщ. Вот уж по чему соскучилась, так соскучилась!


«Facty i kommentarii «. 4 ноября 1999. Культура