Художники, занимающиеся росписью по телу, рассказывают, что за такие шедевры заказчики платят тысячи долларов
В одном из киевских ночных клубов недавно состоялось ночное представление, посвященное празднику Хеллоуин. Каждый, кто приходил в этот вечер в клуб в оригинальном костюме, получал бесплатный билет. И таких там собралось немало: черти, вампиры, полуголые колдуньи -- в общем, было на что посмотреть. Особое внимание вызвала группа девушек и парней, чья оригинальность заключалась в том, что костюмы были нарисованы на их обнаженных телах. Поверьте, это соблазнительное и искушающее зрелище. И, как оказалось, роспись по обнаженному телу -- не просто часть некоей феерии, а одно из направлений экзотических способов украшения тела, наряду с такими, как татутаж и пирсинг. Но если последними уже никого в Украине не удивишь, то росписью по телу, бодиартом, занимаются лишь немногие художники. И те из них, с кем мне удалось побеседовать в тот вечер, рассказали об этой экзотике немало интересного и шокирующего.
На Западе бодиарт в последнее время приобретает все большую популярность. В США, Германии, Франции, Италии проводятся ежегодные фестивали этого вида творчества. Художники получают огромнейшие гонорары за свои произведения, хотя век у этих шедевров недолгий -- всего несколько часов. Ведь краска на теле, даже специальная, -- это все же не очень хорошо. У нас же бодиарт -- не больше, чем любительство, и воспринимается он, в основном, как нечто, связанное с сексом.
-- Как-то меня пригласили на передачу на один из центральных каналов украинского телевидения, -- рассказывает Владимир Горин, художник из Луганска, занимающийся росписью по телу. -- Оказалось, что передача была посвящена теме сексуальных меньшинств. И ее режиссер считал, что бодиарт тоже что-то такое. Как я ему ни пытался доказать, что это искусство сродни татуировке и пирсингу, и, скорее всего, его можно назвать экстравагантным макияжем, он, похоже, так и остался при своем мнении.
Запись передачи происходила осенью. Было уже довольно холодно, но отопление еще не включали. Поэтому для моделей, которых я расписывал, этот процесс превратился в настоящую пытку. В зависимости от сложности рисунка, одну модель, будь-то женщина или мужчина, приходится расписывать не менее трех-четырех часов. Все это время человек полностью обнажен и не имеет возможности даже присесть. Первым мы расписывали парня. Рисунок был красивый, но сложный. На работу ушло четыре с половиной часа. Температура в комнате не превышала четырнадцати-пятнадцати градусов. Он дрожал так, что кистью невозможно было нанести точный рисунок. В конце концов левую ногу ему свела судорога, и одна из моих ассистенток поддерживала его, чтоб не упал. Только благодаря спиртному мне удалось завершить свою работу. Но самое «интересное» нас ожидало после передачи. Во первых, нам за участие в передаче не заплатили, заявив, мол, что тут такого, обмазали голых людей краской, вот и все искусство. За границей такая работа стоит очень дорого. Несколько лет назад в США был фестиваль бодиарта, во время которого рекламные агентства и журналы устроили аукцион. Модели продавались издательствам с правом фотографирования. Так вот, тогда восемнадцать моделей «продали» всего за пятнадцать минут. За одну из них заплатили восемнадцать тысяч долларов. Причем девяносто процентов суммы получал художник.
-- А какими красками расписываются модели?
-- Вообще-то для росписи по телу используется специальная краска, которая не раздражает тело и хорошо ложится. Но стоит она очень дорого -- от пятидесяти долларов за стограммовый флакончик. Нашим любителям она не по карману. Многие, и я тоже, используют обыкновенную гуашь, краски для грима, иногда помады и тени. Голь, как говорится, на выдумки хитра. Эти краски и на тело ложатся хорошо, и смываются легко. Кстати, с телевизионной передачей связан забавный случай. После записи оказалось, что на телевидении нет условий, чтобы смыть краску, и один сотрудник предложил отвезти всех моделей -- троих девушек и едва не околевшего во время росписи парня -- к себе домой, чтобы те смогли отмыться. Нам дали машину, и ребята, кое-как накинув одежду, поехали. По дороге водитель нарушил правила, и его остановили гаишники. Мы с водителем вышли из машины, стали их уговаривать, что мы, мол, с телевидения, артисты, спешим на передачу. Но патрульный был непоколебим. Назревал штраф. И тут из машины выходят наши девчонки и начинают интересоваться, почему мы так долго не возвращаемся. Когда гаишник увидел их разрисованные лица и не прикрытые одеждой руки и ноги, он буквально оторопел. В результате и штраф не выписал, и благополучно нас отпустил.
-- Мне и еще нескольким коллегам пришла идея разрисовывать обнаженных девушек и ребят еще в студенческие годы, -- рассказывает Валентина Курилина, стилист одного из киевских салонов красоты. -- Тогда, лет пять назад это было еще необычно и интересно. На одном из молодежных мероприятий -- показе моделей одежды -- мы записались как представители нетрадиционной моды. В состав жюри входили различные чиновники и государственные мужи, которые весьма скептически смотрели на все эти молодежные штучки. Организаторы фестиваля больше всего боялись за нас. Ожидали скандала. И он произошел. Среди наших моделей был несколько странный парень. Все время, пока мы расписывали девушек, он ходил по комнате голый. Но мы уже привыкли к его штучкам и не обращали на это внимания. В принципе, при разрисовывании модели никогда не обнажаются полностью. Девушки раздеваются до пояса, и то не всегда. Мужчины -- всегда в маленьких плавочках. Наша коллекция, к тому же, сочетала разрисованные тела с элементами одежды. Но этот молодой человек хотел выйти на сцену полностью обнаженным. Нам пришлось приложить много усилий, чтобы отговорить его от этого. До показа он вроде бы согласился. Но как только пришло его время выходить на сцену, снял свою набедренную повязку, которая являлась частью картины на теле и, весело размахивая ею, стал прохаживаться по сцене. Судьи, расслабившиеся от вида полуобнаженных девушек, которые выступали на сцене до него, были повергнуты в шок. Нам устроили скандал и назвали бодиарт сексуальным извращением.
-- Много ли среди моделей любителей обнажаться?
-- Да нет. Пожалуй, и моделями ребят назвать трудно. За те несколько лет, что мы с группой художников занимались бодиартом, расписывали, в основном, друзей и знакомых. Благо, среда, в которой мы вращались, располагала к этому. Реже использовали профессиональных натурщиков и натурщиц. Им нужно было платить деньги. Что касается любителей обнажаться, то разные люди и ведут себя совершенно по-разному. Кстати, большинство не чувствует себя обнаженными, когда на них краска. Рисунок они воспринимают, как ту же одежду. Но случаются и совсем непонятные ситуации. У нас одна девушка прекрасно выступала обнаженной на сцене, но когда мы решили после выступления сделать серию фотографий и пригласили фотографа, она категорически отказалась сниматься обнаженной. Пришлось согласиться, чтобы она надела, кроме плавочек, еще и верхнюю часть купальника. Иногда из-за недостатков фигуры художнику приходиться раскрашивать модель более темными или более светлыми красками, чтобы с помощью игры света создать то, что нужно. Хотя большинство из них, особенно девушки, не очень-то комплексуют по поводу своей фигуры. Как ни странно это звучит, но для многих девушек выход на сцену полуобнаженной и разрисованной является актом самоутверждения. Хотя с фотографированием у многих проблемы. А ведь, по большому счету, фотография -- единственный способ сохранить такие работы. Ведь краску-то приходится рано или поздно смывать. Из-за своей недолговечности, если так можно сказать, роспись по телу не получает такого широкого распространения, как, к примеру, тот же татуаж. Она остается своего рода экзотикой.
-- Я так понимаю, что курьезов с этой экзотикой случается немало?
-- Один из случаев в нашем кругу вспоминается всякий раз, когда нам удается собраться вместе. Он похож на сказку. Обычно художник делает мелкую, ювелирную работу. Когда надо просто покрывать тело краской как фоном, это доверяется ассистентам. С нами долгое время работала одна девушка в качестве ассистентки. Она неплохо владела кистью. Внешность у нее была очень приятная -- такая себе пышечка. Для одного из мероприятий мы готовили несколько интересных моделей -- девушку, разрисованную под шахматную доску, кельтскую роспись, женщину-вамп и знаки Зодиака. Для женщины-вамп, по задумке художника, нужна была девушка далеко не обычной модельной комплекции, а, как говорится, в теле. Мы такую с трудом подобрали. И радовались, когда она согласилась. Новая модель была, что называется, суперэкстравагантной. Она увлекалась пирсингом. Кроме уму не постижимого количества сережек и всяких гвоздиков в ушах, у нее были еще проколоты нос, губа и соски. Это было чрезвычайной редкостью, и мы возлагали на нее большие надежды. Но она не пришла. Мы были в шоке. Что делать? И тут кому-то пришла в голову мысль уговорить выступить нашу пышечку. Это стоило нам немалых усилий. Раздеваться, правда, она категорически отказалась. Но мы нашли выход из положения: в верхней части купальника проделали дырочки, открывающие для обозрения самые пикантные места женской груди. Рядом с ними, но за ткань купальника, мы прицепили цепочку, от одной груди к другой. Умелая рука художника все это замаскировала краской. Работа выполнена была столь виртуозно, что создавалось впечатление, будто у девушки проколота грудь. К тому же рисунок на теле удался на славу.
Но все это была лишь прелюдия. Оказалось, что накануне наша пышечка поссорилась со своим парнем. И как вы думаете, из-за чего? Из-за полноты. Любимый настаивал, чтобы она сбросила пару килограммов. Он был из нашей среды, и на мероприятие тоже пришел. Наверное, никому никогда не понять, что он испытал, когда узнал свою недавнюю подругу в экстравагантной росписи и почти без одежды на сцене. Но то что произошло потом, напоминает сказку или одну из мексиканских мелодрам. После показа он примчался к ней в гримерку и попросил при всех прощения. А когда вечером провожал домой, предложил выйти за него замуж.
-- Пару лет назад мне удалось попасть на фестиваль бодиарта, проходивший в России, в Уфе, -- вспоминает художник Лилия Литвинчук. -- Мы с друзьями привезли туда коллекцию под названием «джунгли». Двух девушек и парня мы разрисовывали под ящериц и змей. Фестиваль проходил в Уфе уже не в первый раз, и художников съехалось много. Места для росписи моделей всем не хватало, пришлось работать где попало. Кто устроился за сценой, а кто и прямо на лестничной клетке. Нам и еще нескольким группам художников повезло -- мы работали в одной большой комнате. Обстановка потрясающая -- обилие краски и обнаженных тел. Через некоторое время мы обратили внимание, что один молодой художник через каждых двадцать-тридцать минут выходит на некоторое время из комнаты. Когда мы поинтересовались у его друзей, не заболел ли он, те объяснили, что он, несмотря на то, что уже долгое время увлекается бодиартом, до сих пор испытывает сильное возбуждение, расписывая обнаженные тела. Время от времени ему приходится покидать свое рабочее место, чтобы остыть и успокоиться. Вот такой у человека необузданный темперамент.
Если работа выполнена профессионально, это очень красиво и несомненно вызывает вполне естественные чувства. Мы некоторое время подрабатывали, расписывая девушек для одного из стриптиз-шоу. Посетители заведения были в восторге. Из-за дефицита времени разрисовывали девушек фрагментарно -- грудь или живот и лицо. Часто сочетали рисунок на бедре и груди. Все это да плюс соответствующие танцевальные телодвижения полноценного мужчину вряд ли оставит спокойным.
На Западе в определенных кругах пользуется огромной популярностью один из видов бодиарта -- картины, «нарисованные» обнаженным женским телом. В присутствии богатой публики нескольких девушек расписывают, полностью или частично. По желанию клиента они оставляют на полотне или бумаге отпечатки той или иной части своего тела -- груди, ног, ягодиц. Такие «шедевры» стоят бешеных денег -- до нескольких тысяч долларов. Сейчас эта экзотика появляется и у нас. Некие спонтанные проявления бодиарта я встречала несколько раз на наших курортах, на нудистских пляжах. Там предприимчивые художники в паре с фотографами делают небольшие рисуночки на теле клиента, а фотограф тут же это запечатлевает. Такой рисуночек стоит двадцать-тридцать гривен. Однако, по большому счету, бодиарт у нас -- все же лишь любительство.
«Facty i kommentarii «. 6 ноября 1999. Человек и общество